Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Лес — наше богатство»

Рамзия Аглямова
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Лес — наше богатство»

«Лес – наше богатство».

(подготовительная группа)

Цель. Уточнять и расширять знания об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходства и различие, видеть связь между условиями обитания растений и животных и их внешним видом, повадками.

Ход занятия

Воспитатель. Представьте, что мы оказались в лесу. Как здесь красиво! Тишина. Только слышно, как птицы поют, да ветер шумит в ветвях деревьев. Говорят, в этом лесу, в дупле большого дерева, живёт Лесовик. Он знает всё о лесе и знаком со всеми лесными жителями. Хорошо было бы его встретить. Он мог бы рассказать нам много интересного. Давайте его позовём.

(Дети зовут Лесовика. Выходит взрослый в костюме.)

Лесовик.

Это я, седой старик,

По прозванью Лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Лес, мой дом, для всех открыт.

Он резною крышей крыт.

Коль с добром пришёл в мой дом,

Чудеса увидишь в нём.

Я не один здесь живу, со мной мои друзья – растения и животные.

Есть у людей зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. Кто это?

(Дерево).

(Воспитатель выставляет иллюстрации. Дети называют изображённые на них деревья).

Лесовик. Чем деревья похожи между собой и чем отличаются?

Дети. У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоей, называются хвойными.

Лесовик. Случается, в лесу растёт какой-нибудь один вид деревьев. Как называют лес или его часть, где растут только ели? (Ельник).

Лесовик называет деревья, дети – лес, состоящий из них: берёза – березняк (берёзовая роща, дуб – дубрава, осина – осинник, сосна – сосновый бор, ольха – ольховник (ольшаник).

Лесовик. Назовите деревья, которые растут в лиственном (хвойном) лесу. (Ответы детей).

А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? (Смешанным).

Что ещё растёт в наших лесах?

Проводится дидактическая игра «Назови и покажи».

Дети рассматривают и называют кустарники (багульник, бузина, орешник, жимолость, ягодные кустарники (черника, голубика, брусника, костяника) и находят карточки с их изображением.

Лесовик. Есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (Ягодами, грибами). Какие лесные ягоды вы знаете? (Землянику, бруснику, костянику, малину, чернику). А какие грибы можно найти в лесу? (Грузди, подосиновики, подберёзовики, рыжики, волнушки, опята, сыроежки, маслята).

Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Вкусный лесной чай можно заваривать, используя побеги иван – чая, душицы, зверобоя, листья малины, брусники, земляники или черники. Все эти растения – лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?

Дети. Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Лесовик. Назовите растения, семена, кору, корни или плоды которых люди используют для изготовления лекарств. Сначала деревья, затем кустарника и, наконец, травы.

Дети. Деревья – сосна, липа, берёза, дуб, пихта. Кустарники – малина, бузина. Травы – тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник.

Лесовик. Среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые. Вороний глаз, майник двулистный, ландыш радуют глаз своими красивыми плодами, но брать в руки и есть их нельзя.

Проводится разминка.

В лес гулять мы пошли,

(Маршируют на месте)

Вброд ручей перешли,

(Шагают, высоко поднимая ноги)

Небывалой высоты

У ручья растут цветы.

(Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам?

(Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)

Наклонись, сорви малинку

И клади её в корзинку.

(Наклоняются вправо – влево)

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

(Выполняют приседания).

Лесовик. В нашем лесу много птиц. Назовите их.

Дети. Рябчики, глухари, дятлы, совы, клёсты, кедровки, куропатки.

Проводится дидактическая игра «Зимующие – перелётные». Дети поочерёдно называют птиц, находят карточки с их изображением и размещают на панно по группам: зимующие (синица, снегирь, дятел, поползень, клёст, глухарь, рябчик, тетерев и т. п.) и перелётные (скворец, ласточка, грач, кукушка, журавль, лебедь и т. п.).

Лесовик. Молодцы! А теперь вспомните животных, обитающих в лесу.

Проводится игра «Изобрази животное».

Воспитатель загадывает загадки о животных. Ребёнок, первым назвавший правильную отгадку, изображает животное и отвечает на вопросы:

- Что ты делаешь в лесу?

- Есть ли у тебя жилище и как оно называется?

- Чем ты питаешься?

- Кого боишься?

Лесовик. Некоторые лесные обитатели опасны для человека.

Энцефалитный клещ может укусить и заразить человека опасной болезнью – энцефалитом. Поэтому отправляясь в лес, надо надеть куртку, брюки, закрытую обувь и головной убор. По возвращении домой нужно проверить, нет ли на одежде или на теле этих насекомых.

В лесу можно встретить ядовитую змею – гадюку. Если это произошло, не пугайте её, остановитесь, а затем медленно повернитесь и идите назад.

Помните: змеи никогда не нападают первыми.

Воспитатель. Лесовик, расскажи нам, без лес не может существовать?

Лесовик. Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведёте себя в лесу?

Проводится дидактическая игра «Можно – нельзя».

Дети анализируя варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зелёную в знак одобрения поступок, красную – осуждая его).

Воспитатель. Можно (нельзя) ломать ветки (кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнёзда или муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор).

Лесовик. Молодцы! Если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.

Звучит аудиозапись «Звуки леса», проводится аутотренинг.

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок как флажок я несу.

Зелёная шишка под ёлкой лежит.

Зелёная музыка где – то звучит.

Зелёный кузнечик в Зелёной стране

Играет зелёную музыку мне.

Лесовик. Мне понравилось с вами заниматься. Я расскажу о вас своим лесным друзьям и надеюсь, что мы скоро увидимся.

Публикации по теме:

Игра «Природа и эмоции» для развития умения выражать свои эмоцииИгра «Природа и эмоции» для развития умения выражать свои эмоции Цель игры: способствовать развитию умения выражать свои эмоции, расширять и уточнять знания об окружающем мире, учить выделять свойства.

Использование схем-моделей при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром растений. В своей работе при знакомстве детей с миром растений я использую различные схемы-модели. Они помогают детям лучше ориентироваться в мире.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Лес — наше богатство»
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 13:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...