Папки-передвижки

«Лесные звери и птицы нашего края». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Лариса Небытова
«Лесные звери и птицы нашего края». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Лесные звери и птицы нашего края

Задачи:

1. Уточнять и расширять представления детей об образе жизни животных и птиц нашего края.

2. Формировать представления о приспособленности животных к жизни в тайге.

3. Развивать интерес к окружающему миру.

4. Воспитывать любовь к природе родного края.

Словарная работа: «урман», «Красная книга», «лабаз», «шатун».

Демонстрационный материал:

Публикация «„Лесные звери и птицы нашего края“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах

- слайды с изображением животных и птиц;

- проектор;

- экранное полотно;

- компьютер;

- магнитная доска;

- картинки с изображением животных (волк, лиса, заяц, белка).

Раздаточный материал;

(по количеству детей)

- тонированные листы бумаги с нарисованным ранее заснеженным лесом;

- краски акварельные;

- кисти;

- карандаши простые;

- подставки под кисточки;

- стаканчики под воду;

- палитры.

Ход занятия :

I. Дети заходят в группу, становятся рядом с воспитателем.

Воспитатель:

- Давайте поговорим? Как называется край, в котором мы живём? (Югра)

- Чем богата наша Югра? (ответы детей - своей природой, растительным и животным миром).

- Послушайте, что я вам расскажу.

Давным-давно, когда ещё был край и глух и дик

Никто не знал озёрам счё т: где речка, где родник.

В краю озёр, болот и рек, а попросту в Югре,

Жил-был издревле человек, как в собственном дворе.

Лежит долина во всю ширь, и много лет назад

Кто-то назвал её Сибирь - преданья говорят.

Тайга. Её суровый лес, как сказка - на века.

Деревья словно до небес и Обь её, река

До самых северных морей бежит через тайгу.

И много птиц, много зверей живёт на берегу.

- Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

- Давайте отправимся в путешествие в замечательный и удивительный мир тайги.

В садике сегодня тишь да благодать. В садике сегодня деток не видать.

Где же, где же детвора ходит с самого утра?

Мы на лыжах в лес идём, мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут, будет нам легка дорога.

( дети имитируют: надевают лыжи, машут руками, словно работают

лыжными палками).

Путь у нас далёк, не близок.

Вот уже устала Лиза, и Настёна, и Андрюша.

Что ж, присядем на опушке?

(дети садятся на стульчики)

(на слайде заставка зимнего леса)

А сейчас, я о жителях тайги расскажу для вас!

Тихо, не шумите, детки, видите сыча на ветке?

Ночью он охотится, о семье заботится.

Мохноногий сыч гнездится в тени кедров и берёз.

Удивительная птица, не страшит её мороз!

Эти птицы под охраной в заповеднике Югры.

Они прячутся в урманах, где туман да комары.

Сыч в тайге полезен очень и хотя он, между прочим

Ест пернатых, то есть птичек. Всё равно он симпатичен.

Воспитатель:

- Ребята, вы запомнили, где гнездится сыч? (ответы детей)

Чем сыч питается? (ответы детей)

Лебедей в нашей Югре на озёрах, на заре

Не положено пугать - это каждый должен знать!

Заповедником зовётся эта дивная земля.

Тут особенное солнце, тут особые края!

Лебедей осталось мало. Это горе, это жалость.

Мы должны их защитить, от беды отгородить.

Воспитатель:

-Ребята, очень много животных и птиц погибает в тайге, где мы можем узнать о них? (ответы детей, воспитатель говорит о «Красной книге» : это такая книга, где рассказано о редких видах животных и птиц, которых люди должны беречь)

Погодите, кто там ходит? Росомаха это вроде.

Надо ближе разглядеть.

У медведя нет хвоста (с ним одна лишь суета).

А у росомахи вырос он с размахом.

Она ищет, где еда? Плохо пахнет - не беда.

После волка и медведя она может пообедать. Подъедает всё до крохи, а потом уносит ноги.

Но она не только крохи подбирает по дороге,

А несёт раздор и смерть, если может одолеть

И не пожалеет зверя послабее.

Лезет всюду, где не просят. Людям вред она приносит. Забирается в лабазы, ест припасы до отказа.

Вот такое это диво, и опасна, и шкодлива!

И не любят все её - люди, птицы и зверьё.

Воспитатель:

-Почему росомаху не любят животные и люди? (ответы детей)

Рысь в тайге живёт, как дома.

Всё ей здесь давно знакомо:

И тропинки, и урманы, и морозы, и туманы.

Рысь родня домашней кошке, но. опаснее немножко.

Всё же это дикий зверь, знаем мы это теперь.

Воспитатель:

-Ребята, уже второй раз попадается слово «урман». А что это слово обозначает? (если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что урман — это лес, особенно хвойный, так его ханты называют).

Зайцев любит она летом, притаясь на тропке где-то.

А зимою, на ночёвках, проявляет рысь сноровку.

На охоту шла не зря и поймала глухаря.

Глухаря? Но кто же это?

Это птица, каждый знает. Он на юг не улетает.

Не осилит перелёт. Он на севере живёт.

Я секрет открою: ест, представьте, хвою!

Его детки невелики любят ягодки брусники.

Тетерев и глухари распевают до зари

Свои песни на току про тайгу и про реку!

Воспитатель:

-Ребята, почему глухаря так назвали? (ответы детей) -Куда прячутся на ночь глухари зимой? (ответы детей)

Вдруг олени на пути. Как оленей обойти?

Вот стоит строение. Может быть оленье?

- Это чум! И здесь живёт замечательный народ? Много лет они тут жили и тайгою дорожили.

Воспитатель:

- Ребята, как зовётся этот народ? (Ханты)

- Расскажите, что вы знаете о важном значении оленей в жизни хантыйского народа? (ответы детей)

Рассказал им ханты-дед, что медведь у них сосед. Рядышком в тайге живёт, если сыт его живот,

Он людей не трогает, идёт своей дорогою.

Он хозяин в этом крае, летом жира нагуляет.

И всю зиму спит в берлоге. У него порядок строгий. Но бывают злые люди вдруг зимой его разбудят. Бродит он тайгой дремучей и трещат в урманах сучья. Он от голода ревёт и медведицу зовёт.

Но помочь никто не может, он сухие ветки гложет.

Что же делать, как тут быть? Как медведя накормить?

Кто поднял его с постели, когда вьюги и метели

Все дороги замели. Нет ни неба, ни земли?

Бродит он то там, то тут - шатуном его зовут.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что для хантыйского народа медведь - это священное животное, и они никогда не оставят медведя в беде?

И однажды дедушка мяса взял и хлебушка

И пошёл под вечер к шатуну навстречу.

Шёл пешком он, шёл на лыжах, а шатун всё ближе, ближе.

Слышит дед: он рядом где-то. Дед подкрался против ветра.

Чтобы запах не учуял обессиленный медведь,

А иначе деду смерть.

Съел медведь и хлеб, и мясо. До весны свои припасы

Дед медведю приносил. Тот добавки не просил.

А весной ушёл куда-то. Тайга пищею богата.

(на слайде заставка зимнего леса)

-Ребята, посмотрите, снег пошёл. Пойдёмте ловить снежинки.

II. Физкультурная пауза:

С неба падают снежинки как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками и покажем дома маме.

(дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно

ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.

(потягивание, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги,

(ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

Вон лисица в поле скачет словно мягкий рыжий мячик.

(прыжки на месте)

Ну а мы идём, идём, на опушку попадём,

(садятся на стульчики)

Дети, где-то шумят ёлки! Может, прячутся там волки?

Летом волки не опасны. Не пугайтесь их напрасно!

Просто мы их обойдём. Может рядом волчий дом!

В логове щенки возможно. Обойдём их осторожно.

Охраняет их волчица, за волчат она боится.

Воспитатель:

- Почему говорят «Волка ноги кормят»? (ответы детей)

- Какую пользу лесу приносят волки? (ответы детей)

Вон сидит бурундучок, зацепился за сучок.

Этот маленький зверёк знает множество дорог.

Любопытен и доверчив, не боится с вами встречи,

А совсем наоборот - прямо в руки к нам идёт.

Знаем мы полёвку мышку и её запишем в книжку.

У лесной мышовки лапки очень ловки,

А хвостом, как обезьянка, она утром - спозаранку

За кусты цепляется, целый день качается!

Если взять мышовку в руки, не дрожит она в испуге.

Своих деток сторожит, никуда не убежит!

- Что едят эти зверята? Кто подскажет мне, ребята? ( ответы детей: семенами и корой, корешками и травой)

- Почему зовутся грызунами? (ответы детей - раз зовутся грызуны, значит, грызть они должны).

- Не вредны нам грызуны. Здесь, на севере страны,

- Мы их любим, пусть живут. Им в тайге привольно тут!

Трав копытами касаясь

Ходит по тайге красавец.

Ходит важно и легко,

Рога раскинул широко.

Воспитатель:

- Догадались, кто это? (ответы детей)

- Ребята, что интересного вы знаете про лося? (ответы детей, воспитатель добавляет)

Много мы ещё узнаем о Югорском нашем крае.

Про кедровку и про уток,

Чаек и других малюток.

И пора нам возвращаться,

В путь-дорогу собираться.

Мы на лыжах в сад идём, мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут, будет нам легка дорога, (имитируем движения).

5

III.

Воспитатель:

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Ребята, недавно вы рисовали зимний заснеженный лес. Деревья в нём спят, а животные живут своей жизнью.

Вот волк вышел на охоту (выставляется картинка, он почуял зайца (выставляется картинка, с дерева упали пустые скорлупки, да это же белка грызёт орешки (выставляется картинка, а из-за ёлки показался рыжий пушистый хвост лисы-плутовки (выставляется картинка).

- Ребята, закройте глаза и представим какого-то одного из этих зверей. Представили? Нарисуйте этого зверя, (работа детей).

- Ребята, давайте покажем свои рисунки нашим гостям.

Публикации по теме:

Презентация для детей с ОНР «Какие бывают жилища» о жилищах диких животных, птиц, насекомых. В своей презентации "Какие бывают жилища" я знакомлю детей с домиками зверей, птиц, насекомых. Дети в недостаточной степени имеют представления.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Лесные звери и птицы нашего края». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 15:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД