«Лесные звери и птицы нашего края». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Лариса Небытова
«Лесные звери и птицы нашего края». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Задачи:

1. Уточнять и расширять представления детей об образе жизни животных и птиц нашего края.

2. Формировать представления о приспособленности животных к жизни в тайге.

3. Развивать интерес к окружающему миру.

4. Воспитывать любовь к природе родного края.

Словарная работа: «урман», «Красная книга», «лабаз», «шатун».

Демонстрационный материал:

- слайды с изображением животных и птиц;

- проектор;

- экранное полотно;

- компьютер;

- магнитная доска;

- картинки с изображением животных (волк, лиса, заяц, белка).

Раздаточный материал;

(по количеству детей)

- тонированные листы бумаги с нарисованным ранее заснеженным лесом;

- краски акварельные;

- кисти;

- карандаши простые;

- подставки под кисточки;

- стаканчики под воду;

- палитры.

Ход занятия:

I. Дети заходят в группу, становятся рядом с воспитателем.

Воспитатель:

- Давайте поговорим? Как называется край, в котором мы живём? (Югра)

- Чем богата наша Югра? (ответы детей - своей природой, растительным и животным миром).

- Послушайте, что я вам расскажу.

Давным-давно, когда ещё был край и глух и дик

Никто не знал озёрам счёт: где речка, где родник.

В краю озёр, болот и рек, а попросту в Югре,

Жил-был издревле человек, как в собственном дворе.

Лежит долина во всю ширь, и много лет назад

Кто-то назвал её Сибирь - преданья говорят.

Тайга. Её суровый лес, как сказка - на века.

Деревья словно до небес и Обь её, река

До самых северных морей бежит через тайгу.

И много птиц, много зверей живёт на берегу.

- Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

- Давайте отправимся в путешествие в замечательный и удивительный мир тайги.

В садике сегодня тишь да благодать. В садике сегодня деток не видать.

Где же, где же детвора ходит с самого утра?

Мы на лыжах в лес идём, мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут, будет нам легка дорога.

(дети имитируют: надевают лыжи, машут руками, словно работают

лыжными палками).

Путь у нас далёк, не близок.

Вот уже устала Лиза, и Настёна, и Андрюша.

Что ж, присядем на опушке?

(дети садятся на стульчики)

(на слайде заставка зимнего леса)

А сейчас, я о жителях тайги расскажу для вас!

Тихо, не шумите, детки, видите сыча на ветке?

Ночью он охотится, о семье заботится.

Мохноногий сыч гнездится в тени кедров и берёз.

Удивительная птица, не страшит её мороз!

Эти птицы под охраной в заповеднике Югры.

Они прячутся в урманах, где туман да комары.

Сыч в тайге полезен очень и хотя он, между прочим

Ест пернатых, то есть птичек. Всё равно он симпатичен.

Воспитатель:

- Ребята, вы запомнили, где гнездится сыч? (ответы детей)

Чем сыч питается? (ответы детей)

Лебедей в нашей Югре на озёрах, на заре

Не положено пугать - это каждый должен знать!

Заповедником зовётся эта дивная земля.

Тут особенное солнце, тут особые края!

Лебедей осталось мало. Это горе, это жалость.

Мы должны их защитить, от беды отгородить.

Воспитатель:

-Ребята, очень много животных и птиц погибает в тайге, где мы можем узнать о них? (ответы детей, воспитатель говорит о «Красной книге»: это такая книга, где рассказано о редких видах животных и птиц, которых люди должны беречь)

Погодите, кто там ходит? Росомаха это вроде.

Надо ближе разглядеть.

У медведя нет хвоста (с ним одна лишь суета).

А у росомахи вырос он с размахом.

Она ищет, где еда? Плохо пахнет - не беда.

После волка и медведя она может пообедать. Подъедает всё до крохи, а потом уносит ноги.

Но она не только крохи подбирает по дороге,

А несёт раздор и смерть, если может одолеть

И не пожалеет зверя послабее.

Лезет всюду, где не просят. Людям вред она приносит. Забирается в лабазы, ест припасы до отказа.

Вот такое это диво, и опасна, и шкодлива!

И не любят все её - люди, птицы и зверьё.

Воспитатель:

-Почему росомаху не любят животные и люди? (ответы детей)

Рысь в тайге живёт, как дома.

Всё ей здесь давно знакомо:

И тропинки, и урманы, и морозы, и туманы.

Рысь родня домашней кошке, но. опаснее немножко.

Всё же это дикий зверь, знаем мы это теперь.

Воспитатель:

-Ребята, уже второй раз попадается слово «урман». А что это слово обозначает? (если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что урман — это лес, особенно хвойный, так его ханты называют).

Зайцев любит она летом, притаясь на тропке где-то.

А зимою, на ночёвках, проявляет рысь сноровку.

На охоту шла не зря и поймала глухаря.

Глухаря? Но кто же это?

Это птица, каждый знает. Он на юг не улетает.

Не осилит перелёт. Он на севере живёт.

Я секрет открою: ест, представьте, хвою!

Его детки невелики любят ягодки брусники.

Тетерев и глухари распевают до зари

Свои песни на току про тайгу и про реку!

Воспитатель:

-Ребята, почему глухаря так назвали? (ответы детей) -Куда прячутся на ночь глухари зимой? (ответы детей)

Вдруг олени на пути. Как оленей обойти?

Вот стоит строение. Может быть оленье?

- Это чум! И здесь живёт замечательный народ? Много лет они тут жили и тайгою дорожили.

Воспитатель:

- Ребята, как зовётся этот народ? (Ханты)

- Расскажите, что вы знаете о важном значении оленей в жизни хантыйского народа? (ответы детей)

Рассказал им ханты-дед, что медведь у них сосед. Рядышком в тайге живёт, если сыт его живот,

Он людей не трогает, идёт своей дорогою.

Он хозяин в этом крае, летом жира нагуляет.

И всю зиму спит в берлоге. У него порядок строгий. Но бывают злые люди вдруг зимой его разбудят. Бродит он тайгой дремучей и трещат в урманах сучья. Он от голода ревёт и медведицу зовёт.

Но помочь никто не может, он сухие ветки гложет.

Что же делать, как тут быть? Как медведя накормить?

Кто поднял его с постели, когда вьюги и метели

Все дороги замели. Нет ни неба, ни земли?

Бродит он то там, то тут - шатуном его зовут.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что для хантыйского народа медведь - это священное животное, и они никогда не оставят медведя в беде?

И однажды дедушка мяса взял и хлебушка

И пошёл под вечер к шатуну навстречу.

Шёл пешком он, шёл на лыжах, а шатун всё ближе, ближе.

Слышит дед: он рядом где-то. Дед подкрался против ветра.

Чтобы запах не учуял обессиленный медведь,

А иначе деду смерть.

Съел медведь и хлеб, и мясо. До весны свои припасы

Дед медведю приносил. Тот добавки не просил.

А весной ушёл куда-то. Тайга пищею богата.

(на слайде заставка зимнего леса)

-Ребята, посмотрите, снег пошёл. Пойдёмте ловить снежинки.

II. Физкультурная пауза:

С неба падают снежинки как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками и покажем дома маме.

(дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно

ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.

(потягивание, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги,

(ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

Вон лисица в поле скачет словно мягкий рыжий мячик.

(прыжки на месте)

Ну а мы идём, идём, на опушку попадём,

(садятся на стульчики)

Дети, где-то шумят ёлки! Может, прячутся там волки?

Летом волки не опасны. Не пугайтесь их напрасно!

Просто мы их обойдём. Может рядом волчий дом!

В логове щенки возможно. Обойдём их осторожно.

Охраняет их волчица, за волчат она боится.

Воспитатель:

- Почему говорят «Волка ноги кормят»? (ответы детей)

- Какую пользу лесу приносят волки? (ответы детей)

Вон сидит бурундучок, зацепился за сучок.

Этот маленький зверёк знает множество дорог.

Любопытен и доверчив, не боится с вами встречи,

А совсем наоборот - прямо в руки к нам идёт.

Знаем мы полёвку мышку и её запишем в книжку.

У лесной мышовки лапки очень ловки,

А хвостом, как обезьянка, она утром - спозаранку

За кусты цепляется, целый день качается!

Если взять мышовку в руки, не дрожит она в испуге.

Своих деток сторожит, никуда не убежит!

- Что едят эти зверята? Кто подскажет мне, ребята? (ответы детей: семенами и корой, корешками и травой)

- Почему зовутся грызунами? (ответы детей - раз зовутся грызуны, значит, грызть они должны).

- Не вредны нам грызуны. Здесь, на севере страны,

- Мы их любим, пусть живут. Им в тайге привольно тут!

Трав копытами касаясь

Ходит по тайге красавец.

Ходит важно и легко,

Рога раскинул широко.

Воспитатель:

- Догадались, кто это? (ответы детей)

- Ребята, что интересного вы знаете про лося? (ответы детей, воспитатель добавляет)

Много мы ещё узнаем о Югорском нашем крае.

Про кедровку и про уток,

Чаек и других малюток.

И пора нам возвращаться,

В путь-дорогу собираться.

Мы на лыжах в сад идём, мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут, будет нам легка дорога, (имитируем движения).

5

III.

Воспитатель:

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Ребята, недавно вы рисовали зимний заснеженный лес. Деревья в нём спят, а животные живут своей жизнью.

Вот волк вышел на охоту (выставляется картинка, он почуял зайца (выставляется картинка, с дерева упали пустые скорлупки, да это же белка грызёт орешки (выставляется картинка, а из-за ёлки показался рыжий пушистый хвост лисы-плутовки (выставляется картинка).

- Ребята, закройте глаза и представим какого-то одного из этих зверей. Представили? Нарисуйте этого зверя, (работа детей).

- Ребята, давайте покажем свои рисунки нашим гостям.

Публикации по теме:

Презентация для детей с ОНР «Какие бывают жилища» о жилищах диких животных, птиц, насекомых. В своей презентации "Какие бывают жилища" я знакомлю детей с домиками зверей, птиц, насекомых. Дети в недостаточной степени имеют представления.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Птицы
Автор публикации:
«Лесные звери и птицы нашего края». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 15:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...