Получи документы

Медиация, как способ защиты прав ребенка

Елена Василевская
Медиация, как способ защиты прав ребенка

«МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА»

Василевская Елена Владимировна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад №65

комбинированного вида», г. Саранск

"Дети имеют право на особую защиту и помощь"

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано.

Публикация «Медиация, как способ защиты прав ребенка» размещена в разделах

В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками.

На всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.

Когда взрослым не удается достичь согласия по вопросам, связанным с воспитанием детей, то требуется помощь уполномоченных государством официальных лиц. Эта помощь заключается в попытке различными способами разрешить конфликтную ситуацию, в том числе посредством примирения сторон, а в особо сложных случаях - применением мер по защите детей, если конфликт чреват угрозой детскому благополучию. Необходимые правовые основания для защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, содержатся в действующем законодательстве.

В современном мире система, сформированная из физических и юридических лиц, профессионально и непрофессионально занимающихся процедурами медиации, может рассматриваться в качестве нового для России социально-правового института.

Правовые условия для применения в нашей стране процедуры медиации - альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника - закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Распоряжение от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» определило особенности медиативного подхода к «детской среде». При этом разрешение споров и конфликтов осуществляется без проведения медиации как полноценной процедуры, определенной вышеуказанным законом с использованием следующих способов и механизмов :

социализация правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;

обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

создание служб медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка, развитие на их базе института социально-психологической помощи несовершеннолетнему в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;

профилактика асоциальных проявлений в детско-юношеской среде;

помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности;

содействие образовательной системе в создании безопасного пространства, необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.

Цели метода «медиации» заключается в следующем:

- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

- улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы образовательных учреждений, психологи, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юноши) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами;

- выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.

Задачи служб медиации :

создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, профилактическая и коррекционная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;

обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

повышение квалификации работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

обеспечение открытости в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

создание условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

оптимизация взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обеспечение возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

оздоровление психологической обстановки в образовательной организации.

Воспитатели, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и другие, кто работает в образовательной системе в силу своей профессиональной деятельности, стоят на «передовой», и именно им приходится искать пути разрешения этих непростых конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить.

Сложные конфликтные ситуации в образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Часто конфликты несут деструктивный потенциал, хотя без них не было бы развития.

Медиативному подходу и основам медиации важно обучать не только взрослых, но и детей. Обучая их умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим уважать себя, а также ценить и принимать другого. Взрослые способствуют проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитывают ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимать на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавать силу своего влияния на окружающий мир.

Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.

С целью предотвращения возникновения конфликтов в таких системах как «дети – дети», «родители и дети», «дети - педагоги», так и «родители - педагоги» необходимо проведение правовой просветительской работы. Она ориентирована на всех участников образовательного процесса и предусматривает информацию для родителей, детей и всех работников образовательной системы. Недостаточность, либо отсутствие правовых знаний часто приводят к очень сложным, глубоким конфликтам, порой перерастающих в правовые конфликты, часто становящихся причиной психологической травматизации детей.

Медиация – это диалог между всеми сторонами, который предполагает равноправие и предоставляет равное пространство для самовыражения и защиты своих интересов. Важно, чтобы каждая сторона понимала, что у всех есть равные права, была осведомлена об этих правах, при этом в полной мере осознавала, что за любым правом следует обязанность и ответственность.

Список литературы:

1. Азарнова А. Н. Медиация : искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов. М. : Инфотропик Медиа, 2015.

2. Елисеева А. А. Медиация как способ урегулирования семейных споров // Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка : Материалы Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г. М. : Статут, 2011.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.)//Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

4. МЕДИАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Курск, 30 апреля 2019 года). – Курск: ЮгоЗапад. гос. ун-т, 2019.

5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (ред. От 23.07.13) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №31, - ст. 4162; 2013. - №27.

Публикации по теме:

Нетрадиционный способ развития ребенка «Наблюдение за природой с помощью трафарета»Нетрадиционный способ развития ребенка «Наблюдение за природой с помощью трафарета» В детском дошкольном возрасте закладывается мировоззрение и отношение к природе и именно в этом возрасте необходимо прививать любовь к природе.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Аппликация — способ обрывания «Цветы»Аппликация — способ обрывания «Цветы» К концу учебного года в детском саду дети старшего возраста осваивают все способы аппликации. Дети умеют вырезать симметрические фигуры.

Фотоотчёт о развлечении по правовому воспитанию, приуроченного к «Всемирному Дню прав ребёнка»Фотоотчёт о развлечении по правовому воспитанию, приуроченного к «Всемирному Дню прав ребёнка» 20 Ноября. Едва на свете появился И приоткрыл свои глаза, Немного миру подивился - Ты получил свои права Дети – это маленькие создания,.

Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группыКонспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие:1. Развивать представления.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Мастер-класс «Лучший способ старения!»Мастер-класс «Лучший способ старения!» «Взрослеем» с увлечением! В жизни есть разные периоды: сначала мы о возрасте просто не думаем! Потом начинает доходить, что что-то упускаем,.

Отчёт о проведении Единого Дня прав человека в старшей группеОтчёт о проведении Единого Дня прав человека в старшей группе Ежегодно 10 декабря отмечается День прав человека. Первый универсальный международный акт по правам человека – был принят ещё в 1948 году.

Сценарий развлечения ко Дню защиты прав детейСценарий развлечения ко Дню защиты прав детей Сценарий развлечения «Права ребенка», посвященный Всемирному дню защиты прав детей (20 ноября). Ведущий (в мантии и академической шапочке).

Классный час «В стране прав и обязанностей» для 1 класса Классный час "В стране прав и обязанностей" для 1 класса Цель: создать условия для общего предоставления о правах ребёнка. Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Медиация, как способ защиты прав ребенка
Опубликовано: 1 октября 2020 в 08:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД