Лучший педагог года

Межполушарное взаимодействие в логопедии

Пальмова Вера
Межполушарное взаимодействие в логопедии

Межполушарное взаимодействие в логопедии

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. В работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого-коррекционной работы.

Публикация «Межполушарное взаимодействие в логопедии» размещена в разделах

Иван Петрович Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сенситивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.

Рассмотрим, как работает наш мозг. Для этого условно разделим его на две части: левую и правую.

Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть когда мы действуем правой рукой - активизируется левое полушарие, а когда действуем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т. д. левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое - пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим - активно работает правое полушарие.

Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Благодаря проведению нейропсихологической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий, а мозг переключается в интегрированный режим работы.

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука - то еще и согласованность языка.

И поэтому, использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звуков с детьми с ОВЗ имеет особое значение.

Результативность использования традиционных методов таких как: повторение поставленного звука, «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», игры с поставленным звуком, выявила возможность и необходимость использования межполушарных досок при автоматизации заданного звука.

Задачи:

• Автоматизировать поставленный звук изолированно;

• Автоматизировать поставленный звук в слогах, обучать грамоте;

• Развивать ручную умелость и мелкую моторику, память, внимание, усидчивость, логическое и пространственное мышление;

• Развивать координацию речи с движением, чувства ритма, межполушарное взаимодействие.

Свою работу с межполушарными досками условно поделила на 3 уровня.

На 1 уровне ребёнок знакомится с доской, последовательно проходит лабиринты сначала ведущей рукой, затем по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно ребёнок начинает работать одновременно обеими руками. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие.

На 2 уровне включаю в работу задания на автоматизацию изолированных звуков и синхронизацию работы глаз и рук.

На 3 уровне провожу игры с применением букв, цифр, геометрических фигур. Начинаем знакомство с досками, предлагая ребенку обводить спираль одной рукой (ведущей - правой или левой, затем наоборот. Начинать можно с внешнего края спирали, так и из центра. Далее ребенок водит двумя руками одновременно.

В результате использования межполушарных досок :

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

• развивается координация движений и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие;

• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Использование межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Таким образом, нейропсихологический подход в работе логопеда способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность более качественно вести свою работу.

Публикации по теме:

Использование дорожек на межполушарное взаимодействиеИспользование дорожек на межполушарное взаимодействие Цели: 1 — развитие зрительно-двигательной моторики и концентрации внимания которые необходимы для обучения чтению и письму. 2 — умение совмещать.

Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет.Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.

Неделя логопедии в ДОУНеделя логопедии в ДОУ В нашем ДОУ была проведена неделя логопедии под названием «Мир волшебного детства». Основными задачами этой недели являлись: - развитие.

Тренинг «Взаимодействие ребёнка и взрослого»Тренинг «Взаимодействие ребёнка и взрослого» Цель: формирование навыков межличностного взаимодействия в системе ребёнок – родитель, используя технологию Поповой МН «Навстречу друг другу».

Взаимодействие с родителями (из опыта работы)Взаимодействие с родителями (из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО социальная среда ДОУ должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности сада. Стоит.

Взаимодействие ДОУ и семьи (фотоотчет)Взаимодействие ДОУ и семьи (фотоотчет) Доброго времени суток, дорогие коллеги! Этот учебный год выдался для нашего ДОУ очень плодотворным в плане проведения различных мероприятий.

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанниковВзаимодействие ДОУ с родителями воспитанников Наш Рязанский детский сад с каждым годом все больше удивляет и радует всех его посетителей, а также работников своими грандиозными преображениями.

Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ Цель: совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому развитию,.

Взаимодействие с родителями по пластилинографии. ФотоотчетВзаимодействие с родителями по пластилинографии. Фотоотчет В начале учебного года познакомила родителей средней группы «Цагда» с темой и целью кружка "Пчелка". Активно использовались такие формы.

Взаимодействие специалистов в ДОУВзаимодействие специалистов в ДОУ Проводя работу с детьми с общими нарушениями речи стараемся действовать в сотрудничестве со специалистами. Подготавливая материал к семинару.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Межполушарное взаимодействие в логопедии
Опубликовано: 30 июня 2023 в 10:04
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД