Лучший педагог года

Мини-музей «Сэмер» (Узор)» (1 фото)

лариса балдова
Мини-музей «Сэмер» (Узор)»

Мини-музей «Сэмер» (Узор)»

Паспорт мини – музея «СЭМЭР» (Узор)

Разработали:

Старший воспитатель МДОБУ Балдова Л. Н.

Воспитатель Сахиярова К. А.

Актуальность.

Музейная педагогика - технология, которая эффективно помогает в вопросах этнокультурного образования дошкольников и интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Музейная педагогика дает возможности:

Публикация «Мини-музей „Сэмер“ (Узор)“» размещена в разделах

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- попробовать собственные силы и само реализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы воспитательно-образовательного процесса дошкольников.

В нашем детском саду разработан и реализовывается проект по созданию мини-музеев этнокультурного содержания - «Мини – музей, как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста»

В реализации проекта в создании этнокультурного музея могут принимать участие все желающие: дети, родители (законные представители, сотрудники ДОО, а так же любые члены общества, которые готовы поделиться с экспонатами быта, культуры башкирского и русского народов.

Проект не имеет временных границ, так как экспонаты могут дополняться.

За основу проекта был взят региональный компонент и материалы краеведения. Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре башкирского народа. В процессе знакомства с этнокультурой башкир, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только очевидные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.

Цель и задачи организации этнокультурного мини-музея

Цель организации этнокультурного мини-музея – создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с культурой и историей родного края.

Задачи:

• Познакомить детей с элементами материальной культуры (жилище, предметы быта, орудия труда, одежда, обувь).

• Прививать интерес дошкольников к культуре башкирского и русского народов через обычаи, праздники, народное творчество.

• Воспитывать творческую личность дошкольников, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Музей, музейная среда на подлинном материале раскрывают перед дошкольниками историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих их в повседневной жизни и дают возможность изучить родную культуру, её традиции и обычаи.

Этапы реализации проекта

Организационный этап

Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- изучение материала по теме проекта;

- разработка эскиза мини-музея;

- родительские собрания;

- индивидуальная работа с семьей воспитанников;

- консультации для родителей воспитанников (законных представителей, педагогов МДОБУ.

Основной этап

- Сбор материала для выставки мини-музея.

- Оформление экспонатов мини-музея.

Заключительный этап

- Открытие мини-музеев с приглашением детей и их родителей.

- Презентация на районном методическом объединении.

- Размещение информации и методических материалов на сайте МДОБУ.

- Оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.

В рамках данного проекта в МДОБУ созданы и функционируют несколько мини – музеев : этнографический мини-музей «Башкирская юрта», мини - музей «Русская изба» и мини- музей декоративно – прикладного искусства башкирского народа «СЭМЭР» (Узор, в которых проводятся тематические занятия, экскурсии, беседы с дошкольниками. На занятиях в мини-музее дети обследуют предметы руками, примеряют на себе одежду, обувь. Это усиливает эмоциональные чувства, учит бережному отношению к старинным вещам.

Родители являются активными участниками пополнения экспонатов в мини-музей, принимают непосредственное участие в мероприятиях, организованных в ДОУ (развлечения, фольклорные праздники, выставки).

На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Мини-музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.

Паспорт мини – музея «СЭМЭР».

Профиль музея: познавательный. Руководитель мини – музея : воспитатель Сахиярова Карима Абдулхаковна Задачи:

• знакомство детей с декоративно – прикладным искусством башкирского народа;

• воспитание заботливого отношения к экспонатам;

• формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения, познавательной активности, развитию творчества

• Способствование активной игровой деятельности ребенка

• Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия.

• Способствование художественно-эстетического развития.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены зоны с предметами быта, домашней утвари, украшений двух народов, проживающих на территории нашей республики: башкир и русских, образцы с росписью народно-прикладного искусства этих народов. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в прихожей, в «Русской избе», «Башкирской юрте».

Экспонаты мини-музея :

«Бабушкин сундук», украшенный башкирским орнаментом, в котором предметы убранства юрты: - чепрак (сергентыш) – оформленный кускарными узорамив технике ручной тамбурной вышивки;

- «Тушек тарткы» - лента для перетягивания постельных принадлежностей;

- «Войлок» (кейез) – подстилка из овечьей шерсти;

- «Шаршау» - занавес для перегораживания интерьера юрты на мужскую – гостеву и женскую – хозяйственную части дома;

- Полотенце, оформленное тамбурной вышивкой;

- «Кисет» (янсык) –оформленный ручной вышивкой и цветными кистями.

• Предметы домашней утвари башкирского народа – «тырыз» -сосуд для хранения сыпучих продуктов из бересты; «батман» - сосуд из цельного дерева, для хранения меда; посуда с башкирским орнаментом, подносы. Образцы декоративно – прикладного искусства башкирского народа.

Элементы одежды башкирского народа : «кашмау» - женский головной убор; «тюбетейка» - мужской головной убор; «хакал» - женский нагрудник;, меховая женская шапка; женский наиональный костюм; шаль из козьего меха; «сарык» - домашняя обувь из войлока и т. д.

• Национальные женские украшения – серьги, ожерелья, кольца и т. п.

• Многофункциональное пособие – трансформер «ЮРТА»

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

• Разработка ознакомительных экскурсий в мини-музей. Проведение экскурсий для других групп детского сада.

• Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

• На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.

• Продолжать пополнять музейные экспозиции.

• Расширить проект за счет включения башкирских народных праздников, башкирских народных игр.

Библиографический список.

1. Музейная педагогика / Под ред. Н. М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С. 34-37.

2. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.

3. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. Морозовой А. Н., Мельниковой О. В. — М. : 2006.

4. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б. А. Столяров — М. : Высш. шк., 2004. — 216 с.

5. «Мини – музей в детском саду», Рыжова Н., Логинова Л., Данимок А., «Линка – пресс», М. ,- 2008г

6. «Музей и дети», Пантелеева Л. В., Изд. Дом «Карапуз», М., 2000.

7. Интернет – источники

Публикации по теме:

Мини-музей «Цветок»Мини-музей «Цветок» С недавних пор в детском саду существует практика создания мини - музея. И наш детский сад не исключение. Здесь, на мааме, я увидела много.

Мини-музей «Игрушки»Мини-музей «Игрушки» Мини-музей «Игрушки» группы №3 «Капитошка». Цели: 1. Ознакомить детей с разными видами игрушек 2. Дать общее представление о понятии «игрушка».

Мини-музей куколМини-музей кукол Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня, я приглашаю вас, в мини-музей "Кукол" который, мы создали в средней группе "Пчелки" нашего.

Мини-музей «Матрёшка»Мини-музей «Матрёшка» Мини-музей "Матрёшка" Мини-музей создан для детей среднего дошкольного возраста, в рамках тематической недели "Народные промыслы". Основная.

Мини-музей шоколадаМини-музей шоколада Создание мини музея "В царстве шоколада" в старшей группе. В рамках проекта "Сладкая сказка" я подготовила и организовала в своей группе.

Мини-музей «Снеговички»Мини-музей «Снеговички» Все дети любят лепить снеговиков, и, конечно, же всем хочется, чтобы слепленный снеговик простоял как можно дольше. К сожалению зима в этом.

Мини-музей «Сударушка»Мини-музей «Сударушка» В нашем детском саду создание мини-музея является источником приобщения детей к истории нашего народа, побуждает воспитывать любовь к родному.

Мини-музей «Транспорт»Мини-музей «Транспорт» У нас в детском саду "Светлячок" недавно прошел конкурс на лучший мини-музей. Мы с ребятами второй младшей группы приняли в нем участие.

Мини-музей «Эмоции»Мини-музей «Эмоции» Аннотация к мини-музею «Эмоции" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность,.

Наш мини-музейНаш мини-музей Сегодня в рамках тематической недели к празднованию Дня Защитника Отечества в средних группах было проведено открытое занятие с показом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей «Сэмер» (Узор)»
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 13:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД