Получи документы

Наблюдение как метод исследования

Александра Князева
Наблюдение как метод исследования

В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов сбора первичной информации.

К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа и метод опроса.

В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения.

Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды.

Публикация «Наблюдение как метод исследования» размещена в разделах

С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п.

Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности.

Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, состоящий в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Важным параметром метода является то, что осуществлять наблюдение необходимо в реальных условиях.

Область применения.  Являясь одним из старейших методов психологии, метод исследования наблюдение используется во многих ее сферах. Наиболее распространен он в клинической, педагогической и социальной психологии, а также в психологии труда и психологии развития. Наблюдение метод исследования примеры его применения могут быть разными.

Специфика метода.  Одной из главных проблем метода является взаимоотношение наблюдателя и наблюдаемого. Есть опасность изменения поведения объекта, в связи с присутствием наблюдателя. От других методы исследования наблюдения выделяется тремя яркими особенностями: возникновение связи между объектом наблюдения и наблюдателем, пристрастной (обусловленной эмоциями наблюдателя) оценкой явления, трудность или отсутствие возможности для повторного наблюдения.

Предмет наблюдения.  Важным аспектом метода является то, что предметом наблюдения выступают только лишь видимые признаки. Все, что можно отметить и зафиксировать, наблюдая явление или объект, может считаться предметом наблюдения. Используя этот метод невозможно наблюдать свойства психики, а только лишь их проявления. Исследователь может лишь выдвигать гипотезы относительно психических явлений, основываясь на наблюдаемых проявлениях.

Например:

1- Вербальное поведение.  Наблюдение за содержательностью, продолжительностью или интенсивностью речи.

2- Невербальное поведение.  Наблюдение за движениями объекта, экспрессией тела или лица.

3- Физические воздействия.  Наблюдение движениями, касаниями, ударами и др.

Формы наблюдения

1- Осознанное наблюдение – форма, при которой объект исследования знает о наблюдении. При этом далеко не всегда наблюдаемому сообщают истинную цель или причину исследования. Данный метод поднимает ряд этических вопросов. Они обусловлены как самим обманом объекта, так и выводами допускаемыми наблюдателем. Суть метода заключается в непосредственном влиянии наблюдателя. Это является его минусом, так как результаты исследования можно считать реальными только в конкретной ситуации. Наблюдаемый может давать заведомо ложный результат или неадекватно вести себя вследствие стресса. Это влечет за собой необходимость проводить несколько наблюдений.

2- Неосознанное внутреннее наблюдение - форма, при которой наблюдаемый не знает о проводимом исследовании. Состоит он в том, что наблюдатель погружается в среду, в которой проводится исследование и становится ее частью. При этом объектам наблюдения неизвестно о его реальной роли. Как пример внедрение психолога, в какую либо группировку, для независимого наблюдения. Данный метод позволяет хорошо зафиксировать результаты, находясь внутри наблюдаемых сообществ. Это отличный способ изучения социального поведения малых групп. Наблюдатель в данном случае не влияет на действия наблюдаемых. Опять же возникает ряд этических вопросов, вызванных необходимостью наблюдателя лгать или скрывать правду. Минусами этой формы исследования является сложность в фиксации результата, так как существует опасность разоблачения. Также наблюдатель, находясь внутри определенного сообщества, может потерять нейтралитет и его субъективная оценка может существенно исказить результаты.

 

3- Неосознанное внешнее наблюдение - форма, при которой наблюдатель не входит в контакт с объектами, а сами наблюдаемые не знают о проводимом исследовании. Как пример наблюдатель следит за объектами с помощью видео оборудования. Так как наблюдатель не вступает в контакт с наблюдаемыми, полностью отсутствует его влияние на ситуацию. То есть фиксируемые явления будут проходить в естественном режиме. С другой стороны, наблюдатель никак не сможет направлять ситуацию в правильное русло, в случае необходимости. Как результат данной формы, мы получим объективные результаты, при этом ограниченные местом наблюдения и действительные только в его границах.

4- Наблюдение окружающей среды - форма, при которой исследователь наблюдает за средой обитания наблюдаемого. Цель данного исследования - сделать выводы о том, как и какие внешнее факторы, влияют на действие человека.

Как проходит наблюдение. Исследователь или группа исследователей ведут наблюдение и заносят результаты в так называемые протоколы. Основные правила наблюдения :

1- Заранее составлять программу исследования. Выделять наиболее важные этапы и события.

2- Минимизировать влияние на наблюдаемое явление.

3- Проводить наблюдение одного явления на нескольких индивидуумах. Даже при необходимости изучения конкретного человека, лучше провести еще несколько исследований с другими людьми для сравнительного анализа.

4- Повторение наблюдения или его систематичность.

Этический вопрос

Так как при использовании различных форм наблюдения возникают всевозможные этические вопросы Американской психологической ассоциацией (АРА, был создан специальный этический кодекс для исследователя. Вот основные пункты:

 

1- В случае проведения исследования в общественном месте, не требуется согласие участников. Во всех остальных случаях необходимо заручиться данным согласием.

2- Исследователь должен не допустить причинение вреда наблюдаемым. Если этого не избежать, психологи должны минимизировать ущерб.

3- Также к минимуму должно свестись вторжение в личную жизнь индивидуумов.

4- Сохранение конфиденциальных данных участников наблюдения.

 При организации наблюдения необходимо составить его план и программу.

В программе указываются: вид наблюдения, время, продолжительность и порядок организации. В плане наблюдения отражаются основные вопросы, подлежащие изучению, на основе плана осуществляется фиксация результатов наблюдения, поэтому необходимо включить признаки наблюдения явлений, их число не должно быть большим, они должны быть четко определены.

2. Характеристика педагогического метода наблюдения

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

Публикации по теме:

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли»Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли» .

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возрастаКонспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация для родителей «Наблюдение как метод познания в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Наблюдение как метод познания в младшем дошкольном возрасте» Наблюдение на прогулке в младшей группе детского сада является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Этот метод.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наблюдение как метод исследования
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 09:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД