Получи документы

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции»

Ирина Щепетинникова
Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции»

Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида.

Цель практического исследования:

изучение реализации процесса интегрированного подхода к воспитанникам с ОВЗ в условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида.

Задачи для реализации этапов экспериментального исследования:

определить уровень осуществляемых интегративных механизмов в образовательном пространстве ДОУ;

Публикация «Аналитический обзор „Результаты практического исследования процесса интеграции“» размещена в разделах

оценить готовность участников образовательного процесса к интегративным процессам;

на основании проведенного исследования определить стратегию оптимизации интегративных механизмов в условиях конкретного ДОУ.

Следует отметить, что в ДОУ все группы логопедические, детский сад посещают дети с различными речевыми нарушениями, отклонениями в психофизическом развитии, дети-инвалиды. В каждой группе компенсирующей направленности при основной массе детей, имеющих общее недоразвитие речи, есть от одного до четырех детей-инвалидов с разными по структуре и сложности отклонениями.

В эксперименте принимали участие: воспитанники подготовительной группы, педагоги и родители детей.

Исследование проводилось с помощью методов - беседы и анкетирования, состояло из трех этапов:

• беседа с воспитанниками;

• анкетирование родителей воспитанников группы;

• анкетирование педагогов.

I этап: проведение беседы с воспитанниками.

Цель: выявить отношение детей в группе к интегрированным в образовательное пространство сверстникам с отклонениями в развитии.

В эксперименте участвовало 20 детей.

Вопросы беседы:

1. Кого бы из группы ты пригласил на свой день рождения?

2. С кем бы из группы ты хотел сидеть за столом во время занятий, обеда?

3. Кому из группы ты хотел бы больше всего помочь в игре, на занятиях?

4. Кого из группы ты считаешь своим другом?

5. С кем из детей ты не хотел бы находиться в одной группе?

Вывод: Анализ результатов беседы показал, что воспитанники достаточно адекватно и доброжелательно относятся друг к другу, а к детям-инвалидам проявляют толерантность (сопереживание, сочувствие, принятие)

II этап: анкетирование родителей воспитанников.

Цель: выявить мнение родителей о контингенте детей данной группы. В анкетировании приняли участие все родители возрастной группы (20 человек).

Вопросы анкеты:

1. Сколько Ваш ребенок посещает ДОУ?

2. Нравится ли Вашему ребенку находиться в этой группе, почему?

3. Хотели бы Вы, Чтобы Ваш ребенок посещал другую группу в детском саду или другое учреждение, почему?

4. Знаете ли Вы о контингенте детей группы, которую посещает Ваш ребенок?

5. Испытывает ли Ваш ребенок проблемы и дискомфорт в общении с детьми, какие?

Вывод: Анализ анкетирования родителей показал, что практически все дети находятся в данной возрастной группе с момента ее открытия, с первого года обучения, при этом детям нравится в группе и менять группу, и тем более учреждение, никто не намерен. Большинство родителей (17 человек, зная о том, что в группе есть дети-инвалиды и дети, имеющие тяжелые нарушения речи, иные сложные дефекты, относятся к контингенту группы вполне адекватно, подчеркивая, что в этой группе уделяется достаточное внимание всем детям, к каждому ребенку относятся как к личности. В группе реализуется адаптированная образовательная программа, включающая раздел организации коррекционной и оздоровительной работы. Это единственное ДОУ в городе и районе, где в каждой группе есть специалисты: учитель-логопед, дефектолог, а также работают педагог - психолог и два инструктора по физической культуре, в т. ч. инструктор по обучению плаванию, ассистент по психолого-педагогическому сопровождению детей – инвалидов, с кратковременным пребыванием. Небольшое количество родителей (3 человека) отмечают, что присутствие детей с тяжелыми дефектами в группе мешают их ребенку, да они и сами не готовы проявлять сопереживание в силу своих особенностей восприятия проблемы интеграции и инклюзии. Но общее мнение родителей сводится к тому, что в группе созданы достаточные условия для интегрированного обучения, способствующие успешному воспитанию, развитию, коррекции. Коррекционная работа, логопедизация образовательного процесса, режимных моментов, работа по сохранению и укреплению здоровья, проводимые в ДОУ, способствуют комплексному психолого-педагогическому воздействию на ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду. Гуманное отношение педагогов, их квалифицированный подход к решению проблем детей позволяет им чувствовать себя полноценными личностями. Создание таких условий в данной возрастной группе в большей мере удовлетворяют и устраивают родителей, не вызывая сомнений относительно общего микроклимата.

III этап: анкетирование педагогов.

Цель: выявить готовность педагогов к работе с детьми в интегрированной группе. В анкетировании приняли участие 15 педагогов.

Вопросы анкеты:

1. Ф. И. О. педагога.

2. Образование, стаж педагогической работы.

3. Сведения о курсах повышения квалификации.

4. Имели ли Вы опыт работы в интегрированной группе?

5. Сколько лет Вы работаете в группе для детей с ОВЗ, в т. ч. включая детей со сложными дефектами, детей-инвалидов?

6. Испытываете ли Вы трудности в работе с такой группой детей?

7. Какую помощь Вы хотели бы получить от профильного специалиста?

8. В каком объеме в данной группе нужно сопровождение ассистента?

9. Ощущаете ли Вы дисбаланс микроклимата интегрированной группы?

10. Испытываете ли Вы дисгармонию в работе с родителями воспитанников интегрированной группы?

Вывод: Анализ анкет показал, что педагоги, имея высшее педагогическое (12 человек) и среднее профессиональное образование (3 человека, работая свыше 10 лет в образовательном учреждении, в настоящее время сталкиваются с рядом трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности:

недостаток знаний об особенностях развития ребенка с ОВЗ, особенно по осложненным дефектам;

трудность в осуществлении индивидуального подхода в процессе организованной образовательной деятельности в группе из-за особенностей детей с ОВЗ;

сложность вовлечения особых детей, имеющих осложненные диагнозы (ДЦП, синдром Дауна, др.) в совместную деятельность: непосредственно образовательную деятельность и совместную, такие, как игры, прогулки, свободная и самостоятельная деятельность.

Также выявлено, что большинство педагогов знают и могут выделить основные проблемы, с которыми они сталкиваются в ДОУ, а также трудности в воспитании, обучении, коррекции детей с ОВЗ. При этом каждый педагог оценивает свои трудности адекватно, возможности – объективно, и каждый хотел бы повысить эффективность работы с такими детьми, что позволяет оценить готовность педагогов к работе в интегрированных группах.

Общий вывод: В результате проведенного исследования выявлено, что осуществление интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ на сегодняшний день является актуальным, и, в основном, все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги, - готовы к интегративным процессам.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Исследования в космосе» Программное содержание: Цель: Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду - обогащение опыта межличностного.

Фотоотчёт практического семинара «Дидактическая игра как способ познавательного развития ребёнка»Фотоотчёт практического семинара «Дидактическая игра как способ познавательного развития ребёнка» Фотоотчёт о практическом семинаре «Дидактическая игра как средство познавательного развития ребёнка. Семинар раскрыл значение дидактических.

Конспект практического родительского занятия-собрания во второй младшей группе «Общение без проблем!» Цели: • Помочь родителям понять характер общения с ребенком • Расширить навыки конструктивного общения в контексте детско – родительских.

Конспект практического экспериментирования в младше-средней группе «Наши руки»Конспект практического экспериментирования в младше-средней группе «Наши руки» Конспект практического экспериментирования в младше - средней группе ОГКОУ"Школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными.

Конспект практического занятия с детьми старшей группы по ПДД «Смешуроки на дороге» Конспект практического занятия с детьми старшей группы на тему «Смешуроки на дороге» Цель: - обобщать и закреплять знания детей о правилах.

Конспект практического занятия с родителями (родительское собрание) «Роль семьи в воспитании ребёнка» Конспект практического занятия с родителями «Роль семьи в воспитании ребёнка» Цели: - обратить внимание на взаимосвязь родительских оценок.

НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр» Непосредственная образовательная деятельность познавательно - практического характера для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

Обзор и методические рекомендации к сборнику «Звёздочка в гостях». Часть 2.Обзор и методические рекомендации к сборнику «Звёздочка в гостях». Часть 2. В 1 части обзора и рекомендаций к сборнику: "Звёздочка в гостях", я писала, что повествование стихов написано от лица 6-7летней девочки,.

Обзор связи понятий — педагогическая культура, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания Коллеги, хочу предложить на обсуждение тему по по синдрому эмоционального выгорания (далее - СЭВ). Конец учебного года, а так же повышающиеся.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции»
Опубликовано: 9 июня 2016 в 19:02
+130Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД