МААМ-картинки

Опыт работы «Наша малая Родина»

Людмила Калашник
Опыт работы «Наша малая Родина»

«Родина»… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя отечества – есть патриатизм – неиссякаемый источник развития общества.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя свей личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки отцы и деды.

Публикация «Опыт работы „Наша малая Родина“» размещена в разделах

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы, это касается нравственных, духовных ценностей, отношения к событиям нашей страны. Как бы не менялось общество, бездуховность нельзя решить не экономическими, не политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердым нравственным устоем, заложив с детства фундамент добра, любви милосердия в процессе освоения народной культуры.

Одно из направлений нашего ДОУ – это региональный компонент.

Приказ №655 от 23.11.2009г. «От утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера через реализацию такой задачи как региональный компонент.

В условиях модернизации российского образования особенностью национально-регионального воспитания дошкольников в нашем детском саду реализуется идеи духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей на традициях Донского края, освоение их культуры и обычаев.

История, образ жизни предков продолжают отзываться в человеке через несколько поколений. В каждом уголке своей малой Родины существуют свои традиции. Очень важно знать особенности культуры того места, где ты живешь. Широки просторы донской земли. У этой большой земли яркая и богатая история.

И нужно сделать так, чтобы наши дети не растеряли святого чувства любви к родному краю, Донской земли! Нужно довести Джо наших детей вековые связывающие нити: элементы обрядности, предмета быта, слова, традиции.

В нашем детском саду серьезное внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, так как именно она обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Все педагоги нашего детского сада проявляют заботу о создании вариативной развивающей предметной среды, которая поддерживается как на содержательно-педагогическом, так и проективно-дизайнерском уровне. Это позволяет обеспечивать качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия, делает жизнь детей содержательнее и комфортнее, работу педагогов увлекательной, а пребывание родителей в стенах детского сада приятным.

Гордость нашего детского сада музей краеведения. Я считаю, что с детства необходимо ввести ребенка в мир музеев – это формирует потребность в духовном развитии, культурном досуге, а значит интерес к истории своего края.

Посещая музей, в котором представлены обширные экспозиции (рассматривание картин, предметов домашнего быта, древних деревень) я погружаю детей в предметный мир прежних поколений, создавая особую атмосферу сопереживания и сотворчество. Возникает та необходимая среда, которая максимально приближает ребенка к сокровищам народной культуры. Экспонаты музея постоянно меняются и пополняются. Проходят тематические выставки «День космонавтики» с иллюстрациями первых космонавтов. «Край – Донской казачий» - представление об истории образования Донского края, о казаках, их образе, заповедях. «День победы» дети рассматривают боевые ордена и медали, звучат военные песни, смотрят отрывки фильмов на военную тематику: такая экскурсия становятся событием в жизни ребенка, определяет его духовные ориентиры, открывает дверь в другой мир, удивительный, интересный, наполненный новыми событиями и открытиями. Детям нравятся экскурсии в музей, где экскурсоводами выступают сами дети. Экскурсии дети проводят для своих сверстников, малышей, для родителей.

В горнице, которая оформлена в русском стиле дети узнают как жили люди в старину, украшением служат модели русской печи, лавка, прялка. Здесь дети могут увидеть вышитые ручники, салфетки, русские народные костюмы и всякую старинную утварь, половики, сундук. В горнице дети знакомятся с разнообразными жанрами устного народного творчества: былинами, сказаниями и т. д. А в театральной комнате дети повторно «проживают» свои впечатления от просматривание музейных материалов ставя разные сказки для гостей и детей детского сада.

В группе создан уголок «Мой родной край», где есть карта мира, Ростовской области по которой дети определяют главный город Москву, находят свою малую Родину – Донской край, село где живут, созданы фотоальбомы «Малая родина Кулешовка», «Моя семья», научно-популярная и художественная литература о малой Родине, куклы в казачьих костюмах, дидактические игры: «Собери матрешку», «Найди отличия» и т. д., собран гербарий местных растений. Собрана «Домашняя библиотека», из которой дети берут книги домой для чтения и рассматривание: разнообразные энциклопедии – для обогащения детей впечатлениями, русские народные сказки о Донском крае, Наборы открыток городов.

Разнообразие средств, методов и приемов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительные эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.

При чтении сказок донских писателей П. Лебединского «Сказки тихого Дона»; Ю. Круглова «Казачьи сказки», и былин «Страницы истории Донского края», я обращала внимание на отражение особенностей быта донских казаков, своеобразие сказок народов проживающих на территории Донской земли.

Подводила детей к пониманию того, что потешный фольклор дразнилки, скороговорки, небылицы высмеивают поведение людей, животных в различных ситуациях. Обращала внимание детей на то, что авторские произведения воспевают любовь к родной земле, желание ее оберегать и сохранять. Создавала педагогические ситуации для сочинения сказок и историй с региональным компонентом. Помогала создать детям в рисунке, лепке, аппликации образы действительности на основе полученных представлений об истории земли ее обычаях и традициях.

Приобщала детей к общечеловеческим ценностям – уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых людей. Знакомила детей с поступками людей защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, любви и верности.

Знакомила с произведениями народного и декоративного изобразительного искусства, народной музыкой, песней, танцами, костюмом.

Показывала детям красоту своего села, с его ландшафтами, садами, лугами. Обращала внимание на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов окружающего мира во время прогулок, экскурсии.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное знание для дошкольников является игра. При этом я имею в виду не только игры в собственном смысла слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и т. д.). Народные игры имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Народный праздник («Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица») является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому проживая с детьми, любимые в народе праздники воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Очень интересно и содержательно задачи регионального компонента я реализую благодаря использованию проективной деятельности, в процессе которой осуществляется не только интеграция различных видов деятельности, но и тесно взаимодействие с родителями. Использование проективной деятельности в своей работе мне позволили не только расширить представление о малой Родине, но и стимулировать у детей появление любознательности. Проекты, которые плодотворно реализованы много в этом направлении: «Путешествие в прошлое», «Донские казаки защитники мои», «Моя малая Родина». Постоянно работают передвижные выставки – фотовыставка «Донская земля», художника графики Прокопенка В. Г. – жителя г. Ростова-на-Дону. «Донской пейзаж» - художник фотограф с. Кулешовка В. Г. Масальского.

В рамках воспитания детей дошкольного возраста на основе патриотических ценностей был разработан проект : «Ни кто не забыт, ни что не забыто» - посвященный защитникам Донской земли. (памятник - летчикам – павшим героям защищавшим Кулешовское небо).

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопление знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интересы к доступным пониманию детей явлением общественной жизни, осознание причастности к судьбе своей малой Родины.

Публикации по теме:

Эмоциональное выгорание. Здоровье педагога как профессиональная ценность. Опыт работы старшего воспитателя «Будем здоровы!» Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического.

Опыт работы по педпроекту «Моя малая Родина»Опыт работы по педпроекту «Моя малая Родина» Участниками деятельности являются старшие дошкольники, воспитатели, родители, педагог-психолог, физинструктор, а координатором -- учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Наша малая Родина»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 21:25
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД