Получи документы

Невербальные средства коммуникации

Ольга Дацко
Невербальные средства коммуникации

«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ»

ПОДГОТОВИЛА

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 21

ДАЦКО ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

ст. Приазовская

Глава I. Классификация и сущность основных невербальных средств коммуникации

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровне, не только в себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

Публикация «Невербальные средства коммуникации» размещена в разделах

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений.

Выделяют следующие формы невербальной коммуникации:

– кинестетические выражения (поза, телодвижения);

– проксемика (пространственная организация общения);

– пара– и экстралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи, а также запинки, оговорки, паузы и молчание;

– такесика (прикосновения, рукопожатия);

– выразительные движения (жесты, мимика);

– движения глаз, взгляд.

1.2. Мимика.

Название наиболее изученного компонента невербальной коммуникации происходит от греческого слова mimikos – подражательный. Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Так же мимические движения подразделяются на:

1)мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др. ;

2)активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др. ;

3)пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др. ;

4)мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5)мимику удовольствия-неудовольствия;

6)маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся около глазная область.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица… По мнению антрополога Эдуарда Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. Взглядом можно выразить своё отношение к собеседнику (уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие и т. п., к его поведению (например, насмешливый взгляд на завравшегося собеседника). Взглядом можно задать вопрос или дать ответ. Например, кратковременное закрытие век означает ответ: «Да». Исследования показывают, что в какие-то моменты диалога взгляд обязателен, в какие-то – нет. Обычно визуальный контакт происходит в конце предложений, не происходит во время пауз нерешительности и на стыках двух реплик. Воздействие взгляда зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда на собеседника тем сильнее, чем ближе находится к вам собеседник. Особенно большое влияние оказывает безразличный и пристальный взгляды, которые могут быть весьма неприятными для собеседника.

1.3 Визуальное взаимодействие (контакт глаз)

Окулесика - наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения. Глаза - это одна из тех частей тела, которые сложно контролировать. Они расположены рядом с мозгом и напрямую выражают его мыслительные процессы. Движение глаз уже означают, что собеседник начал размышлять.

Главные характеристики: направление взгляда и его тип (способ визуального воздействия).

Знаковость языка глаз зависит от таких признаков, как длительность, интенсивность, статичность/динамичность взглядов. В окулесике принято выделять следующие виды взглядов: односторонний взгляд, взгляд в лицо, прямой взгляд в глаза, совместный взгляд, контакт глаз, (визуальный контакт, избегание взгляда, пропуск взгляда. Главными характеристиками становятся направление взгляда, тип взгляда (способ визуального воздействия). Это может быть прямой взгляд в глаза, который обычно трактуется как взгляд вызова. Обычно он гипнотический или агрессивный, вызывая у адресата возбуждение, ставит его в затруднительное положение. Поэтому правилами этикета принято, что­бы прямой взгляд был коротким по длительности. Основные коммуникативные функции глаз описаны Г. Е. Крейдлиным. Когнитивная функция проявляется в том, что собеседник стремится передать некоторую информацию и прочесть ее отклик в глазах адресата. Эмотивная функция передает знаковость выражения глаз и считывание с них испытываемых чувств. Следующая функция — контролирующая. Это проверка, как воспринято и понято ли переданное сообщение. Регулятивная функция — выражаемое глазами требование отреагировать на передаваемое сообщение.

Соответственно функциям, выражения глаз могут иметь следующие смыслы: готовность к коммуникации; подавление воли или влияния другого, контроль над партнером и его поведением; желание установления контакта и получения информации; выражение чувств. Многие авторы подчеркивают влияние пола на визуальное коммуникативное поведение людей. Так, мужчины чаще бросают взгляды в сторону женщин с ростом расстояния между ними, в то время как для женщин соотношение между числом взглядов и расстоянием между мужчиной и женщиной обратно пропорциональное. Контакт глаз в беседе женщин обычно больше, чем между беседующими мужчинами. В смешанных парах женщины смотрят дольше на мужчину, чем наоборот, даже если этот мужчина им не нравится. Это объясняется тем, что женщины более эмоциональны, стремятся сохранить «тепло» беседы, поиск участия со стороны мужчин, стремление получить одобрение, проявление зависимого положения.

Это относится к людям европейской и североамериканской культур. В Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшими. Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения. Арабы и южноамериканцы определяют малое число ответных взглядов как невнимание и проявление невежливости. Индейцев навахо учат никогда не смотреть на собеседника. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз и это — общепризнанный знак проявления уважения к собеседнику. Кочевники в Северной Африке, чьи лица прикрыты вуалью или иной материей, общаются друг с другом только «глаза в глаза». Это дает возможность получить максимальную информацию при общении. В Древнем Китае по типу глаз и глазных выражений классифицировали и сравнивали людей, их свойства и характеры. Особое внимание в общении людей занимают зрачки. Как правило, они расширяются при повышенном эмоциональном состоянии, при удивлении. Девушек с большими зрачками воспринимают красивыми, женственными и привлекательными, с маленькими — злыми, эгоистичными, холодными.

1.4 Дистанция общения (пространственная организация)

Начало исследованиям этого вида коммуникации положил американский учёный Э. Холл. Эти исследования привели к образованию новой области в изучении психологии общения – проксемики, т. е. пространственной психологии, которая занимается, в частности, связью между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.

Проксемическое поведение людей вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы, из психофизиологического процесса восприятия и из организации пространства в зависимости от влияния культуры. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями (концентрические пространства с субъектом общения в центре):

1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей;

2) персональное расстояние о 45 до 129 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми;

3) социальное расстояние от одного метра до четырёх метров оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;

4) публичное расстояние от четырёх до семи с половиной метров используется при выступлении перед различными аудиториями.

В основном изменение величины расстояния в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Увеличивается дистанции общения с лицами, которые старше по возрасту, отдаляются «незнакомые», приближаются «родственники». Любой человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме, но наиболее чуткими оказываются лица с повышенной тревожностью (у них преобладает реакция «избегания»). Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, однако при этом всё же имеют значение социальный престиж собеседника, его национальность, культура поведения, возраст, пол, степень близости и темперамент. Нарушение оптимальной дистанции общения вызывает у людей негативную реакцию, они пытаются её изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося общения».

Один из проксемических компонентов невербальной системы – ориентация (расположение партнёров по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу) и угол общения. Например, место, которое занимается партнёром за столом, определяется характером общения. Если партнёры – соперники, то они садятся напротив, если единомышленники – на одной стороне стола. Обычная беседа и, особенно, случайная, даёт позицию «наискосок» -- через угол. Проксемикой изучается и персональное пространство – пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить (не является кругообразным, его удалённость в разные стороны не равна). Мерой персонального пространства служит расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек.

Наряду с персональным пространством существует пространство группы. Вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы». При расстоянии 100-125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа, другой человек спокойно может вторгаться в их пространство, критическое расстояние – 90 см. В ситуациях длительной групповой изоляции, в условиях скученности, у человека возникает дистресс, поскольку происходит совмещение (наложение друг на друга) персональных пространств и персонализированной территории (удлинённое личное пространство, включающее собственную территорию – место в камере, квартире, транспорте и т. д. – и различные объекты, а, следовательно, возникает информационная перегрузка. Интересная гипотеза М. Аргайла и Д. Дина о равновесии между такими системами невербального поведения, как такесика (физический контакт, визуальное взаимодействие (контакт глаз) и дистанция. По мнению учёных, при слишком интенсивном использовании одной из этих систем происходит торможение проявления других элементов невербального поведения. Например, чем ближе подходит партнёр с целью физического контакта, тем меньше контакт глаз, до полного исчезновения.

1.5. Жесты

Интерес к языку жестов, возрастая со временем, вызван той ролью, которую играют жесты в человеческом общении. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи. Жесты могут:

o Выражать то же, что и речь;

o Выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

o Предвосхищать значения, переданные речью;

o Акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

o Быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

o Сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

o Заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

o Заменять отдельное слово или фразу;

o С опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:

Жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чьё-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.

Жесты-сигналы – они непроизвольны и не рассчитаны на чьё-либо восприятие (хотя имеют значение для опытного наблюдателя).

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические (конвенционные).

o Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения.

o Дактилологические жесты – система жестов глухонемых;

o Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К конвенционным жестовым системам относятся: тайный «язык» жестов кочевых народов, «язык» жестов американских индейцев, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижёров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др. Существуют различные классификации жестов с точки зрения их эмоциональной тональности.

Выделяются следующие тональности общения:

Возвышенная;

Нейтральная;

Нейтрально-обиходная;

Фамильярная;

Вульгарная.

Возвышенная тональность характеризуется торжественностью и эффективностью; к ней относятся жесты, которые описываются в пособиях по ораторскому искусству и ритуальные жесты наподобие возложения руки на Библию или на Конституцию во время принесения присяги. Нейтральной тональностью характеризуются конвенционные жесты (например, регулировщиков дорожного движения или строителей, которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение.

Жесты должны соответствовать словесно выражаемым мыслям. Поэтому при отборе жестов нужно быть очень внимательными. Иногда в процессе общения важна скупость жестов, их сдержанность, определённое направление жестов, наличие зачаточных форм, своеобразных «полу жестов».

1.5. Пантомимика.

Каждый человек, иногда сам того не замечая, показывает свое внутреннее эмоциональное состояние окружающим. Если вы умеете видеть внутренними эмоции, отношение человека к кому или чему-либо, то вас можно поздравить, так как вы умеете читать невербальный язык.

Пантомимика - один из типов выразительных движений каждого человека. Он проявляется в жестах, походке, осанке человека. Благодаря этому передается его психологическое состояние, настроение, переживание и пр. Изменения в пантомимике возникают несознательно. Наиболее информативными средствами пантомимики являются жесты, мимика.

Мимика и пантомимика представляет собой группу выразительных движений мышц глаз, тела, лица человека. Они являются результатом психического состояния каждого человека. Это универсальный язык для общения, который понятный как иностранцам, детям, так и животным. Мимика и пантомимика представляют собой внешнее проявление внутренних ощущений (это может быть испуг, боль, удовольствие и пр.). С их помощью выражаются также и сложные интеллектуальные процессы. Мимико-пантомимические особенности могут зависеть от факторов, которые формируют и влияют на мышечный тонус, движения. На формирование мимической выразительности оказывает также влияние внутреннее состояние клетчатки, находящейся под кожей и кожных лицевых покровов.

У ребенка невербальные средства общения более ярко проявляются, чем у взрослого человека и пантомимика отличается наибольшей экспрессивностью. Но на протяжении взросления человека и его воспитания, мимический диапазон значительно расширяется и увеличивается количество сознательного контролирования мимических реакций.

На развитие мимической экспрессивности влияют соматические факторы. К примеру, когда человеку приходится голодать, изменяются не только характеристики его мышц, кожи, но и общая выраженность любых мимических проявлений.

Стоит отметить, что жесты мимика и пантомимика – это совокупность выразительных человеческих движений, благодаря которым можно понять намерения состояние человека.

Функции пантомимики

Жесты служат для уточнения речевого общения. Они подразделяются на указательные, поясняющие, иллюстративные, выделяющие и выразительные, которые показывают эмоциональное состояние личности. Так, некоторые типы жестов на протяжении развития историко -общественной практики, приобрели обобщенное символическое общение. Актеры, танцоры и ораторы наибольшее количество своей профессиональной деятельности посвящают отработке жестов.

Развитие мимики и пантомимики помогает развить вашу память и снять напряжение в речедвигательном аппарате. Для детей это полезно тем, что воспитывает в них волевую сознательную само регуляцию. Так же, делая комплекс определенных упражнений, вы научитесь держать под контролем свои эмоции и уметь контролировать их мимическое проявление, что очень важно для людей бизнеса, ораторов и пр. Нет сомнений, что эти навыки положительно скажутся на вашем будущем. Развивать мимику и пантомимику можно и находясь дома.

Пантомимика – это целое искусство, поэтому приведем примеры всего нескольких пантомимических движений:

1. Жест открытости. Раскрытые руки, расстегивание пиджака – эти жесты свидетельствуют о добродушном расположении собеседника к вам, о его открытости.

2. Жесты скрытности. Машинальное потирание лба, подбородка, при этом взгляд отводится в сторону, говорит о желании вашего собеседника что-то скрыть от вас, он сомневается в вашей правоте.

3. Жесты защиты. Скрещивание рук, скрещенные кисти рук обхватывают плечи - это знак того, что собеседник видит в данной ситуации угрозу, опасность, он негативно к вам настроен.

Итак, искусство пантомимики является очень многогранной совокупностью движений, понимая которые, можно найти общие точки соприкосновения с любым человеком.

Публикации по теме:

«Дерево». Дидактические средства Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 общеразвивающего вида» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского.

Характеристика невербальных компонентов коммуникации Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Конспект НОД по коммуникации «Весна-красна пришла!» Конспект НОД по коммуникации на тему «Весна -красна пришла! Задачи. - продолжать развивать связную речь детей (уточнить представление детей.

Конструкт занятия «Средства связи» .

Создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями воспитанников.

Особенности коммуникации у дошкольников с ОНР Статья: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний.

Современные средства визуализации и информации Добрый день, коллеги! хочу поделиться с вами очень полезной в сегодняшнее время информацией для педагогов всех областей, будь то воспитатели,.

Особенности коммуникации у дошкольников с ОНР Статья : ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний.

Театрализованные игры как средство развития коммуникации Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем.

Условия эффективной коммуникации Какие феномены межличностного восприятия могут повысить процесс коммуникации, а какие привести к искажению информации в процессе восприятия.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Невербальные средства коммуникации
Опубликовано: 7 июля 2017 в 12:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД