Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность

Ирина Карасева
Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность

Методическая разработка

по теме:

«Нравственно - патриотическое воспитание как компонент социального развития ребёнка дошкольника через проектную деятельность»

Содержание

Актуальность

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность» размещена в разделах

1. Значение работы по нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ через проектную деятельность

2. Цели и задачи

3. Ожидаемые результаты

4. Система работы в ДОУ

4.1. Информационно-аналитический блок

4.2. Практический блок

4.3. Контрольно-оценочный блок

5. Результативность

Заключение

Список литературы

Актуальность

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Современные взгляды на воспитание предполагают внесение иных смыслов в привычные категории, а также введение новых. Содержание процесса воспитания соотносится здесь с человеком, его духовным бытием, смыслом жизни, с индивидуальными жизненными ориентирами воспитанников. Все это призвано сделать содержание воспитательного процесса человеческим, оно не может быть представлено в виде обязательной программы для изучения. Содержание воспитательного процесса должно вовлекать в ситуацию мысли и показывать «что человек может делать из себя сам» (И. Кант).

Исходя из определения основных целей и содержания воспитания, мы не можем не заметить, что и цели и задачи воспитания базируются на нравственном аспекте формирования личности человека. Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны.

В свете ФГОС дошкольного образования нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Наше ДОУ работает по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей не один год, поэтому мы пришли к выводу, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни является метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. В ходе использования метода проекта в формировании нравственных чувств и качеств у детей появятся такие качества как самостоятельность, целеустремлённость и уверенность в себе, общительность, они станут более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Через объединение различных областей знаний сформируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даст им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, сформируются коммуникативные и нравственные качества.

2. Значение работы по нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ через проектную деятельность

Для педагогов:

- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по теме нравственно-патриотического воспитания через проектную деятельность.

Для родителей:

- развитие нравственных чувств и качеств у детей;

- приобщение к русским народным традициям;

- повышение теоретических и практических знаний родителей по теме нравственного воспитания детей.

Для воспитанников :

- приобщение к истокам русской народной культуры;

- формирование чувства патриотизма;

- любви и уважения к членам своей семьи.

Для МБДОУ:

- повышение интереса дошкольников к русской народной культуре через проектную деятельность;

- создание благоприятных условий для развития каждого ребенка.

3. Цель и задачи

Цель: организация системы работы по формированию нравственно-патриотических чувств и качеств у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Задачи:

1. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по нравственно- патриотическому воспитанию, через проектную деятельность.

2. Повысить профессиональный уровень педагогов.

3. Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

5. Способствовать формированию эмоционально-волевой сферы личности дошкольников.

Новизна методической разработки заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

4. Ожидаемые результаты:

ребенок выпускник :

должен знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие отечественные народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших;

дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;

хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких и свое Отечество;

- рассматривать свое и чужое поведение с традиционной для России нравственной точки зрения;

знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;

проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;

овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;

ребенок должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.

4. Система работы в ДОУ

Управление деятельностью ДОУ по данному направлению осуществляется по трем блокам:

информационно-аналитический;

практический;

контрольно-оценочный,

включающие работу с педагогами, детьми, родителями.

4.1. Информационно-аналитический блок

Задачи:

1. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по нравственно-патриотическому воспитанию детей через проектную деятельность.

2. Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.

3. Анкетирование педагогов.

4. Анкетирование родителей.

5. Анализ состояния образовательной работы.

Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания нравственно-патриотической личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников владеют недостаточными знаниями по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.

4.2 Практический блок.

Задачи:

1. Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию, изучение метода проектов, формирование у родителей активной позиции по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

2. Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

Организация работы педагогических кадров.

Моя работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. В связи с этим организована следующая работа: совместное обсуждение и определение линий развития дошкольного учреждения; создание творческих групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах нравственно- патриотического воспитания через проектную деятельность :

- педагогические советы («Нравственно-патриотическое воспитание путем использования проектной деятельности в образовательном процессе», «Метод проектов в работе с детьми и родителями»);

- дискуссии («Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников». Нормативно-правовое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию);

- круглые столы («Проектный метод работы. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей») и другие формы работы.

Работа методической службы.

1. Формирование банка диагностических методик по нравственно-патриотическому воспитанию детей

2. Изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Основные формы работы с детьми

В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми

1. Образовательное.

Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного и социального развития детей :

тематические занятия,

проектная деятельность,

исследовательская работа,

беседы, чтение литературы,

рассматривание иллюстраций,

чтение и анализ художественных произведений

игры-упражнения,

игры-инсценировки,

игры-сказки,

сюжетно-ролевые игры.

2. Культурно-познавательное.

Развлечения,

праздники,

художественно-продуктивная деятельность,

экскурсии, целевые прогулки

Взаимодействие с родителями.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

посещения педагогом семей своих воспитанников;

дни открытых дверей;

проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;

анкетирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;

индивидуальные консультации специалистов

использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

создание совместных проектов

4.3. Контрольно-оценочный блок.

Задачи:

1. Анализ полученных результатов

2. Анализ эффективности мероприятий.

3. Контроль за проведением мероприятий.

4. Анализ полученных результатов.

5. Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.

Контроль педагогического процесса

Контроль в различных его формах и методах обеспечивает слежение за состоянием, развитием педагогического процесса, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности, повысить качество дошкольного образования.

Сбор информации о состоянии образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Глубокий и всесторонний анализ позволяет каждому воспитателю со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, стимулирует творческий поиск в воспитательной работе.

5. Результативность

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста мы организовывали по принципу «от простого к сложному». Составлены и реализованы следующие проекты : «Наш любимый детский сад» «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Родной свой край люби и знай», «Россия – Родина моя, «Зимняя олимпиада».

Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.

Работу с детьми, ведем в непосредственном взаимодействии с родителями. Осуществляем консультативную поддержку родителям, разрабатываем и доводим до их сведения практические рекомендации, в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. По работе с родителями стараемся учитывать их социальный статус, интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как: анкетирование, групповые традиции, тематические беседы, круглый стол, что способствует установлению доверительных отношений с родителями.

В группах ДОУ создали предметно – развивающую среду патриотической направленности. Оборудование разместили по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода. Были созданы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, где главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.

Результаты педагогических наблюдений показали положительную динамику развития. У детей повысились знания о русских народных традициях, о нравственных ценностях. У педагогов наблюдается повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний по теме нравственно-патриотического воспитания через проектную деятельность. Родители стали нашими единомышленниками в воспитании детей.

Заключение

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Список используемой литературы

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. // «Управление ДОУ» - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5).

6. Наследие. И быль и сказка. : пособие по нравственному воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры. / Е. В. Соловьёва., Л. И. Царапенко – М. : Обруч, 2011, - 144с.

7. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой; худож. М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006, - 144с. : ил.

8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическом воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с

Подготовила старший воспитатель МБДОУ детского сада «Ромашка» Карасева Ирина Владимировна

Публикации по теме:

Духовно — патриотическое воспитание, как основа нравственно-здоровой личности ребенка. Монтескье:Лучшее средство прививать детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у родителей. Целью воспитания патриотизма.

Форирование математических представлений у дошкольника как один из способов развития социально личностных качеств ребенка Усилия педагогов и родителей в дошкольном возрасте сосредоточены на формирование гармонично развитой личности ребенка. Воздействие должно.

Конспект родительского собрания тема: «Нравственно — патриотическое воспитание ребенка» Конспект родительского собрания тема: «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка».Время проведения четвертая неделя сентября. Цель:.

Нравственно — патриотическое воспитание (национальный культурный компонент) на тему «Пасха»Нравственно — патриотическое воспитание (национальный культурный компонент) на тему «Пасха» Празднование Светлой Пасхи Красив наш суровый, лесной, дивный край, В который я с детства влюблён, Есть в сердце Сибири – Тарбагатай –.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной.

Патриотическое воспитание дошкольника Патриотическое воспитание дошкольника. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных.

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» .

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через вовлечение родителей в проектную деятельность ДОО Эффективность инновационного педагогического опыта заключается в решении проблем нравственно-патриотического воспитания. В своей практике.

Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность. Современная система дошкольного.

Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность «Скажи мне - и я забуду, Покажи мне- и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!» Китайская пословица Процесс реорганизации всей системы образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 22:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД