Папки-передвижки

Конспект урока в 5 классе «О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных»

Кузьменко Екатерина
Конспект урока в 5 классе «О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных»

«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Открытый урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Цель: освоение правила написания букв «О», «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах и окончаниях имён существительных.

Задачи:

- дать новые знания о правописании букв «о», «е» в суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и «ц»;

- развитие умения применять знания на практике;

Публикация «Конспект урока в 5 классе „О, Е“ после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных“» размещена в разделах

- развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;

- формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

Оборудование:

- таблица;

- презентация;

- учебник: Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.

- слова, записанные в следующем порядке на доске:

Шёпот, бечёвка, снежок;

Шорох, крыжовник, тучей;

Жёлудь, щёчка, плечом;

Капюшон, обжора, пейзажем;

Галчонок, шоссе, шофёр;

Решётка, щётка, овражек;

Шов, шорты, крыльцом;

Чёлка, чёлн, умницей.

(пока закрыты для чтения)

Ход урока:

1. Слово учителя.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный,

Добрый, умный, справедливый,

И весёлый, и счастливый.

- Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)

- Какой частью речи вы пользовались, чтобы ответить на мой вопрос: «Про кого вы могли бы сказать словами стихотворения?» (именем существительным)

- Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие предметы и явления)

- Дайте определение имени существительному.

- Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием.

Запись числа, «классная работа» в тетради, оставляем строчку для последующей записи темы урока.

- Посмотрите на записанные на доске слова. Что их объединяет? (во всех словах есть шипящие)

- Шипящие – самые капризные буквы. Послушайте про них сказку.

Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами «э», «ы», «ю», «я» шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам «о», «ё»! То всем шипящим подавай букву «ё». То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с «о». Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают:

- Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!

– Что же мы знаем о правописании гласных после шипящих? (заполняется в таблице колонка «Знаю»:

- после шипящих пишем «и», «у», «а»;

- слова – исключения: парашют, жюри, брошюра;

- в корне слова после шипящих пишем «ё»;

- слова – исключения (перечисляются известные детям слова).

2. Записываем предложение для орфографического и синтаксического разбора:

Ш… л по ш…ссе ч…рный галч…нок.

- Какое слово выбивается из общего ряда? Чем не похоже это слово на другие, использованные в данном предложении? (галчонок, гласный после шипящей встречается в суффиксе)

- Заполняем вторую графу таблицы: «Хочу узнать» (какая гласная «о» или «е» пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? Есть ли исключения)

3. Из написанных на доске групп слов выбрать третье лишнее и записать в 2 столбика:

с гласной «о», с гласной «е»

снежок тучей

плечом пейзажем

галчонок овражек

крыльцом умницей

- Обозначьте морфему (часть слова, в которой пишется «о» или «е». Что же нам будет ещё интересно узнать на уроке? (При каких условиях пишется «о», «е» после шипящих в окончаниях имён существительных? Встречается ли исключения из правила? Почему после «ц» пишется то «о», то «е»)

- Какова тема урока? (запись темы на строчке, оставленной после записи «Классная работа»)

- Какие будут мнения? (учащиеся называют отдельные буквы, пытаются идти от значения слова)

- Поставьте ударение. Что вы заметили? (Можно сформулировать само правило)

4. Откройте учебник, прочитайте правило.

- Верно ли ваше предположение?

- Заполняем последнюю графу таблицы «Узнал»:

(- после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется «О», а без ударения – «Е»;

- исключений нет.)

- Объясните правильное написание слова «галчонок» в предложении, написанном в тетради.

5. Закрепление.

А) Выполнение упражнений с комментированием:

Плечом, флажок, сапожок, парчовый, мальчонки, зайчонок, шёлк.

- В каком слове напишем «Ё»? Почему?

Б) Выполнение упражнения: две колонки «о, е», записать слово, в нужную колонку, объяснить орфограмму.

Два человека у доски, коллективная проверка.

Собачонка, пальцем, тучей, мудрецом, мячом, ежовый, девчонка, блюдцем, ситцевый, доченька, ключом, ножом, ручонка, падежом, храбрецом.

6. Итоги урока.

- Что же узнали сегодня на уроке? (проговаривание правила)

7. Домашнее задание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока в 5 классе «О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных»
Опубликовано: 30 января 2021 в 15:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД