Получи документы

«Ой, ты Русь, моя родная». Конспект занятия по музыке в подготовительной группе

Нурдида Накиповна Рахматуллина
«Ой, ты Русь, моя родная». Конспект занятия по музыке в подготовительной группе

Ой, ты Русь, моя родная.

Цель: Развитие творческих способностей детей посредством русского народного фольклора.

Задачи:

1. Познакомить с народными музыкальными инструментами, используя метод моделирования. Дать понятие – минор, мажор. Познакомить с особенностями народных праздников на примере ярмарки.

Публикация «„Ой, ты Русь, моя родная“, Конспект занятия по музыке в подготовительной группе» размещена в разделах

2. Развивать музыкальную память, внимание, мелодический и динамический слух, чувство ритма. Сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, речевое творчество, пение с музыкальным сопровождением и без сопровождения, закрепить танцевально-хороводные движения.

3. Воспитывать патриотические чувства дошкольников, любовь к своей Родине, побуждать у детей интерес к народному фольклору.

Ход:

Воспитательница входит с детьми здоровается с гостями.

- Ребята, сегодня нас много интересного, необычного ждет.

Звучит русская народная мелодия «Барыня», Диск - «Вокруг света».

Входит музыкальный руководитель в костюме «Скомороха»

- Я веселый Скоморох.

Потешник и насмешник

И за медный я пятак,

Покажу эдак и так.

Упражнение: Хороводный шаг, на четвертую долю присядка, руки разводят в стороны.

Дети выстраиваются в полукруг. Звучит русская народная мелодия «Березка».

Кассета «Светит месяц».

Скоморох: - Ой, вы славные наши гостьюшки,

Разлюбезные милые детушки

Расскажу я вам о святой Руси.

О далеких временах, нам неведомых…

Жили – были тогда добры молодцы,

Раскрасавицы красны девицы.

А у них были добры матушки,

Бородатые мудрые батюшки.

Умели они пахать да косить,

Дома – терема рубить.

Умели и холсты ткать

Умели они петь и плясать,

Да на музыкальных инструментах играть.

- Велика и могуча наша родина, Россия – Русь.

Звучит колокольный звон, кассета «Театрализованные шумы» И. Бурениной

На широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается

А у нас в этом зале ребятишки

Занятие про Русь начинается.

Всех девчонок и мальчишек

И тихонь, и шалунишек

Приглашаю посидеть

Музыку послушать

Слушание: На широких необъятных просторах нашей Родины с незапамятных времен звучат русские народные музыкальные инструменты. Послушайте русскую народную прибаутку и постарайтесь запомнить название музыкальных инструментов.

(Кассета «Наигрыши и рассказы о Русских народных музыкальных инструментах»)

На дворе у нас играют

Ребятишек забавляют

Гуси в гусли,

Утки в дудки,

Чайки в балалайки,

Кошки в ложки,

Свинки в скрипки,

Бараны в барабаны,

Кони в гармони,

А бык в бубен бух, бух.

Бьет копытом во весь дух.

Спрашиваю детей: - Название, каких музыкальных инструментов вы запомнили?

(Ответы детей)

Повторяю прибаутку, показывая картинки с изображением музыкальных инструментов. Вот сколько музыкальных инструментов вы запомнили, увидели и услышали. Молодцы!

У меня есть один музыкальный инструмент, вот он.

Вы не знаете, как он называется? (Балалайка)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18-19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее слагали сказки. Балалайка – струнный, щипковый инструмент, родственница мандолины, гитары.

У нее деревянный, полусферический корпус и длинный гриф, на котором натянуто три струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.

Послушаем, как звучит балалайка.

Русская народная мелодия «Балалайка»

Балалайка, русская

Русская народная

Заиграла и запела

Сразу стало веселее

На нашем занятии обозначим балалайку значком

(Показываю, карточку спрашиваю.) Какой?

Ответы детей.

Балалайку мы обозначим геометрической фигурой треугольник.

А теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра: «Угадай, звучит ли балалайка?»

(Раздаю детям раздаточный материал, карточку-модель балалайки)

Сейчас я буду включать отрывки русской народной музыки, а вы должны внимательно слушать и услышать, звучит ли балалайка, если да то поднимите карточку – модель, которая обозначает балалайку.

Звучит русская народная мелодия : 1. «Камаринская»

2. «На горе то калина»

(кассета «Я с комариком плясала».)

Распевка: Заходит грустная матрешка.

Скоморох: Ой, да это же моя подружка к нам в гости пришла. Но что случилось, почему ты грустная?

Матрешка: (плоскостная)

- Я шла к вам в гости и потеряла сестричку матрешку с подарком.

Скоморох: А я сейчас сыграю на своей волшебной дудочке, она и найдется, не переживай.

(Играю на дудочке) Входит веселая матрешка (плоскостная) с подарком. Дает подарок.

Скоморох: Спасибо за подарок. Давайте посмотрим, что в мешке!

(Достает игрушечную гармошку)

А я знаю распевку про гармошку, давайте мы разбудим наши голосочки и споем распевку.

«Гармошка» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

Дети совместно с музыкальным руководителем поют распевку.

(естественным голосом, тихо, громко)

А Грустная матрешка хочет спеть с нами тоже давайте мы с вами споем распевку грустно, дети поют грустно. На музыкальном языке грустная музыка называется – минор. Давайте повторим вместе – минор.

А сейчас споем как веселая матрешка – весело. Все улыбнулись, дети поют распевку весело. На музыкальном языке веселая музыка называется – мажор. Давайте повторим вместе – мажор.

Ребята, пусть матрешки посмотрят, как мы с вами будем, дальше занимается.

А теперь я загадаю загадку. Про какое дерево, которое символизирует Русь, в этой загадке говорится?

По всем странам славится

Стройная красавица

Белые одежки, золото сережки,

С расплетенною косой, умывается росой.

Ветер пряди шевелит,

Расплетать их не велит. (Березка)

Пение: А давайте споем хороводную песню «Ай, да березка».

Муз. Попотенко, сл. Т. Агаджановой

Дети поют сидя.

С давних пор и посейчас

Хоровод в чести у нас

Эй, народ,

Заводи- ка хоровод!

(Воспитатель раздает платочки)

Давайте дети встанем в круг и поводим хоровод.

Дети поют в хороводе.

Скоморох: Ребята, а какие мастера издавна были на Руси!

И чего только они не мастерили своими руками. А потом устраивали ярмарки. Кто едет продавать товар, а кто – покупать их.

А товары у гостей

Из различных волостей

Из Рязани, Костромы,

Из Казани, хохломы!

Эй, честные господа

К нам пожалуйте сюда

Как у нас ли тары – бары

Всяко, разные товары

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите!

(показ слайдов на ноутбуке изделия русских мастеров)

Здесь на ярмарке игрушки

Бубенцы и погремушки

Ложки, барабаны,

Дудочки, баяны.

Есть и яркие платки,

Расписные сундуки,

Сделаны из бересты.

Посмотрите - это Гжель!

Край фарфорового чуда,

Синеглазая посуда.

Хохлома, да хохлома,

Ах, какая красота!

Игры: А какая ярмарка без игр и затей

Выходи–ка поиграть, свою ловкость показать.

Дети выходят, встают в круг.

1. Подвижная игра: «Не задень лапоть»

Правила игры: Кого заденет, лапоть тот показывает танцевальное русское народное движение : притопы, закрутка, присядка, гармошка.

Звучит русская народная музыка «Полянка».

Кассета «Во поле береза стояла»

Собирайся народ!

Карусель вас всех завет!

2. Дети катаются на карусели. Воспитательница держит карусель. Скоморох сажает каждого ребенка на карусель ( бегут по кругу взявшись за ленточки: легкий бег на носочках вправо, влево)

Правила игры: Не отставать и не опережать друг друга.

Ребята, а давайте сядем на лужайку и отдохнем.

Звучит русская народная мелодия «Как под яблонькой зеленой».

Кассета «Во поле береза стояла».

Анализ: Звучит русская народная мелодия «У меня ль во садочке», кассета «Во поле береза стояла».

Ребята, давайте вспомни, как называлась наша Родина в старину?

-С каким музыкальным инструментам вы сегодня познакомились?

- Какой геометрической фигурой мы обозначаем карточку модель балалайки?

- Как на музыкальном языке называется грустная мелодия? Минор.

- Как на музыкальном языке называется веселая мелодия? Мажор.

- Ребята, я вам дам задание, спросите у своих родителей в какие игры – забавы играли в старину?

А мы на следующем занятии поиграем в эти игры.

А ещё я предлагаю вам нарисовать ярмарку.

А теперь давайте все встанем.

Мне посчастливилось родится на Руси,

И я готов хоть на руках ее носить

И по земле родной хожу - не нахожусь,

Я волей – вольною дышу - не надышусь. (М. Ножкин.)

Давайте сохраним традиции наших предков, и будем любить, и гордится своей Родиной.

Дети уходят из музыкального зала под русскую народную мелодию

«Пойду ль я выйду ль я».

Кассета «Я с комариком плясала».

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с песенным фольклором в детском театре» Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с народным песенным фольклором в детском театре» Проект долгосрочный – 1 учебный год.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ой, ты Русь, моя родная». Конспект занятия по музыке в подготовительной группе
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 22:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД