Получи документы

Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ

Elena Schuvalova
Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ

Семинар – практикум.

Тема «Организация кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности детей в ДОУ» (из опыта работы)

Воспитатель: Шувалова Елена Алексеевна

Оглавление.

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1. Актуальность детской опытно – экспериментальной деятельности. Организация работы кружка «Юные исследователи»

Публикация «Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ» размещена в разделах

2.2. Цели и задачи работы кружка по опытно – экспериментальной деятельности с детьми в детском саду.

3. Заключение.

3.1. Что дает опытно – экспериментальная деятельность с детьми.

3.2. Проведение опыта с участниками семинара – практикума

«Вода в стакане».

3. Список использованной литературы

Введение.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев

Слайд № 2.

Современные дети живут в эпоху компьютеризации и информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, проходит через все сферы деятельности ребенка. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира, они сами по себе уже являются исследователями, проявляя интерес к различного вида исследовательской деятельности – к экспериментированию. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребенка, в формировании его интеллектуальных способностей, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а также, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». А саморазвитие личности возможно лишь тогда, когда в деятельность ребенка включается не только внешняя активность, но и внутренняя психологическая основа.

ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательно – исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, как одной из важнейших направлений работы с детьми.

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагает, что ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, наблюдать, экспериментировать.

Опыты и эксперименты помогают, также, развивать логику, мышление, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами природы.

Основная часть.

2.1. Наблюдая за детьми своей группы, я часто замечала, что некоторые из ребят очень часто в своих играх уделяют много время некоторым одним и тем же предметам - объектам природы, живой либо неживой, изо дня в день возвращаются к игре с ними, производят какие-либо действия с ними. Часто задают вопросы: а почему он такого-то цвета, так блестит, почему не бьется и др. И чтобы найти ответы на интересующие детей вопросы я предложила им создать в группе опытно – исследовательскую лабораторию и попытаться самим ответить на все вопросы.

Для достижения этой цели я перед собой поставила задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Привлечь родителей к созданию в группе условий для организации опытно - экспериментальной деятельности, т. е. к созданию исследовательского уголка.

Родители с удовольствием откликнулись и в короткий срок у нас уже была создана мини-лаборатория, которую я разделила на несколько центров:

• центр воды и песка;

• центр «Воздух»;

• центр «Наука и природа»;

• центр «Кулинария»;

• центр «Творчество»;

• центр «Всякая всячина».

Имея такую лабораторию я решила организовать кружок. Кружок назвали «Юные исследователи».

Слайд № 3.

2.2. Цель работы кружка : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Исходя из данной цели были поставлены и задачи:

1. Развитие познавательного интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3. Развитие умений пользоваться материалами и приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.

4. Развитие у детей умственных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

5. Социально – личностное развитие: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляция своих действий.

6. Формирование стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Слайд № 4.

На основе целей и задач, имеющегося оборудования и материалов для организации опытно – экспериментальной деятельности в группе, я составила перспективный план работы кружка. У меня получилось 7 направлений, это:

1. Экспериментирование с песком, глиной.

2. Экспериментирование с водой.

3. Экспериментирование с воздухом.

4. Экспериментирование с предметами.

5. Наблюдение за жизнью растений.

6. Человек.

7. Интересное рядом.

Разработали вместе с детьми правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Работу кружка начали со второй младшей группы.

Слайд № 5.

В работе с детьми я применяла педагогическую технологию, направленную на развитие у детей интереса к экспериментированию, которая строилась на

взаимодействии взрослого и ребенка;

- на решение проблемных ситуаций;

- на создание предметно-развивающей среды, стимулирующей экспериментирование;

- на обеспечение перехода от манипулирования с предметами и материалами к результативному экспериментированию.

Использовала такие принципы в работе, как:

- увлечь детей интересным содержанием материала, умственным напряжением; дать возможность ребенку почувствовать свою причастность к открытиям.

При организации совместной образовательной деятельности я включала разнообразные обследования предметов и материалов всеми органами чувств человека; в сюжете использовала игровую и познавательную мотивацию; сравнительные характеристики объектов.

С каждой возрастной группой задачи расширялись и усложнялись, усложнялись и эксперименты. Добавлялся материал в нашу мини-лабораторию.

В работе кружка были заняты все дети группы, так как всем ребятам это было интересно и я не могла кого-то не взять, не привлечь к данной деятельности. Кружок проводился 1 раз в неделю. Но дети по желанию могли в любое время под руководством взрослого или самостоятельно (в старших группах) поиграть в центре экспериментирования, он был доступен постоянно.

Проведенные опыты мы зарисовывали, оформляли в альбомы и папки.

В своем детском саду делилась опытом организации данного кружка, проводила мастер-класс, приглашала коллег на открытые просмотры кружковой работы.

- Родители принимали активное участие в работе кружка. Некоторые родители изъявили желание поучаствовать в самом процессе работы кружка. Вместе с детьми они изготовили магниты из гипса, варили мыло, работали с бумагой : делали новогодние игрушки и украшения.

В подготовительной группе мы с детьми ходили к детям младших групп, показывали для них интересные опыты. Малыши смотрели завораживающе и приглашали нас еще.

Создали картотеку опытов и экспериментов по разным возрастам.

Заключение.

Слайд № 6.

3.1. Что же дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает неуверенность и нерешительность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарищей, готовность прийти им на помощь.

Наблюдая за своими детьми, я увидела значительные положительные результаты работы нашего кружка?

- у детей повысилась познавательная активность в процессе опытно – экспериментальной деятельности;

- повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы;

- дети научились высказывать свои предположения при наблюдениях и опытах;

- дети могут проводить элементарные опыты и эксперименты самостоятельно;

- развились коммуникативные навыки;

- дети больше стали интересоваться познавательной литературой, всевозможными энциклопедиями, многие родители выписали детские познавательные научные журналы: «Отчего и почему», серия Рюкзачок «Мир путешествий», «Веселый зоопарк» и др.

3.2. А сейчас я хочу предложить вам провести вместе со мной один из интересных экспериментов, который мы проводили с детьми в подготовительной группе.

Слайд № 7

Опыт «Вода в стакане со свечой».

Проблема: Что будет, если зажечь свечу в тарелке с водой и накрыть ее стаканом?

Материал: Тарелка, свечка, спички, цветная вода, пустой прозрачный стакан.

Ход эксперимента. Наливаем в тарелку окрашенную воду, примерно, 1стакан. Ставим в воду свечку, зажигаем ее, накрываем стаканом. Свечка погасла, воздух в стакане начал остывать, при остывании воздуха его давление уменьшилось, чем ниже температура, тем меньше давление воздуха. Под действием давления воздуха снаружи, вода зашла в стакан.

Вывод: Вода заходит в стакан под действием давления воздуха снаружи.

Литература.

1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» - М. ; Творческий центр «Сфера», 2005.

2. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Волгоград: Учитель, 2013

3. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы». Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М. ; «Сфера», 2004.

4. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». М. ; «Сфера», 2004

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_ai2b0.pptx | 9631,42 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Цель мастер-класса:.

Организация экспериментальной деятельности в форме сказки-путешествия. Из опыта работы Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка Задачи: – показать,.

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» Воспитатель: Альбина Тохтаровна Консультация.

Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы Квест для детей средней группы № 2 «Маленький почемучка» Опытно-экспериментальная деятельность Разработали и провели воспитатели Евсеева.

Опыт работы «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ» Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №52 «Лебедушка» г. Брянска Организация образовательной деятельности по развитию.

Образовательная среда для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУОбразовательная среда для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ Воспитатели Захарова У. В., Фомина Т. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино[/i] Дети.

Из опыта работы «Организация экспериментальной деятельности в средней группе детского сада»Из опыта работы «Организация экспериментальной деятельности в средней группе детского сада» Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группеПерспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе Цель и задачи программы Цели: - Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования - Создание условий для формирования.

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в средней группеПерспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в средней группе Задачи 1. Создать условия для экспериментальной деятельности. 2. Закреплять у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию.

Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравится деятельность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ
Опубликовано: 18 июня 2018 в 22:32
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД