Лучший педагог года

«Организация здоровьесберегающей методической работы в ДОУ»

Татьяна Нестерова
«Организация здоровьесберегающей методической работы в ДОУ»

Поиск и познание – начало всех начал,

Познание – это начало здоровья.

Н. Энкельман

Современная система дошкольного образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применения новых педагогических, в том числе здоровьесберегающих технологий и других инноваций. Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное? Это потому, что в современных условиях здоровьесбережение - ключевой элемент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, ставя в центр его здоровье ребенка.

Публикация «„Организация здоровьесберегающей методической работы в ДОУ“» размещена в разделах

В настоящий момент основным документом для пересмотра воспитательно-образовательного процесса в ДОУ стали Федеральные Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года; Министерства юстиции РФ рег. № 1629 от 08.02.2010) введены в действие с 16.09.2010 года.

В связи с расширением ДОУ (открылись дополнительные группы, а значит увеличилось количество детей, увеличением количества педагогов, пришедших из других образовательных учреждений, приходом молодых специалистов после окончания учебных заведений, пришлось заново строить и методическую работу с кадрами, которая отвечала бы современным требованиям, условиям, и способствовала переходу работы на качественно более высокий уровень управления организацией методической работы в целом.

Проведенный мониторинг, анкетирование педагогов позволило составить общую картину о готовности педагогов работать с новыми технологиями и программами. Было выявлено, что большинство воспитателей обладает ограниченными возможностями создавать здоровьесберегающую среду, использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.

По результатам мониторинга, определили цель здоровьесберегающей методической работы в ДОУ : повышение квалификации педагогов в области здоровьесбережения и уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода.

Здоровьесберегающая работа с педагогами, может касаться любого содержания, даже и не связанного с вопросами здоровьесбережения, но в основе такого обучения всегда лежат здоровьесберегающие технологии и подходы, что соответствует Федеральным государственным требованиям.

Так как ныне особенно возрастает роль педагогического коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, используя интерактивную форму работы с кадрами КМД (коллективная мыслительная деятельность) определили задачи, которые необходимо реализовать в своей деятельности:

• представление о здоровом ребенке, как эталоне и практически достижимой норме детского развития;

• рассматривать здорового ребенка в качестве целостного телеснодуховного организама;

оздоровление трактовать не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форму развития, расширение психофизиологических возможностей детей;

• считать индивидуально-дифференцированный подход ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

Вместе с педагогами определили «Формулу здоровья», состоящую из трех компонентов:

духовно – нравственное как направление жизненных сил на постоянное самосовершенствование, на понимание и принятие законов окружающего мира;

физическое как состояние развития, соответствующее возрасту и обеспечивающее устойчивость организма к различным заболеваниям;

социальное как возможность управлять собой в различных жизненных ситуациях

с общепринятыми нормами.

Все виды здоровья взаимосвязаны между собой. А практика жизни показывает, что без духовно-нравственных основ личности невозможно решить вопросы ни физического здоровья, ни социального благополучия.

Имея представления о достижениях, возможностях каждого из педагогов планируем разные формы работы по изучению и внедрению здоровьесберегающих технологий. Также организуется методическая поддержка в организации физкультурно-оздоровительной работы.

Обучение педагогов осуществляется в соответствии с разработанным планом.

Существуют различные формы методической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

В настоящий момент актуальными становятся разные формы и методы интерактивного обучения педагогов:

организационно-теоретические : оперативки, коллоквиумы, проблемные семинары, ОДИ «Аукцион педагогических знаний», обзор ППО – передового педагогического опыта и др;

методические : рефлексивно-ролевые игры, школа педагогического опыта, тренинговые семинары и др;

практические: семинары-презентации (творческих работ детей и педагогов, взаимопосещения, открытые НОД, педагогический совет, методические недели и месячники др.

Каждый год в годовом плане планируются семинары: «Организация физического воспитания в ДОУ с учетом ФГТ», «Педагогические условия реализации интеграции двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста», педагогические советы: «Здоровьесберегающая среда ДОУ – условие для физического и психического здоровья дошкольника»,а педсовет «Культура формирования здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях», был подготовлен и проведен совместно с ДОУ села Прасковея. Эти формы работы с кадрами остаются наиболее эффективным способом повышения квалификации педагогов.

Внедряется новая форма работы – методический месячник, как система подготовки к педсовету. В течении месяца обсуждаются разные проблемы, которые решаются с помощью деловых игр, тренингов, методических посиделок. Проводятся открытые просмотры НОД, режимных моментов с показом методов и приемов работы с детьми по применению здоровьесберегающих технологий : с элементами музыкотерапии, применением технологии коррекции поведения, фонетической ритмикой, с элементами изотерапии.

В работе с педагогами проводятся психологические зарядки, которые помогают овладеть приемами релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала. Они проводятся в начале педагогического совета, консультации, семинара.

При планировании работы с педагогами уделяется особое внимание культурно-оздоровительным мероприятиям, встречам, посвященным знаменательным датам, участниками которых являются сами педагоги.

Особое внимание уделяется оснащению методического кабинета по организации здоровьесберегающей работы. В помощь педагогам составлен каталог методической литературы, периодических изданий, публикаций. Постоянно действует выставка «Новинки методической литературы». В помощь педагогам разработаны памятки по темам :

«Организация подвижных игр»;

«Организация и проведение физкультурного занятия»;

«Организация и проведение спортивного праздника».

Подобран теоретический материал и накоплен практический опыт:

• Консультации для воспитателей;

Методические разработки проведения интегрированных занятий с использованием разных здоровьесберегающих технологий;

• Формы работы с родителями по воспитанию здорового ребенка в семье.

Одна из популярных форм работы с педагогами – информационно-просветительская. Благодаря созданию папок-передвижек, информационных стендов, тематических выставок стало возможным донести до педагогического коллектива достоверную, научную информацию о физическом воспитании детей, дать полезные рекомендации, советы о здоровом образе жизни. На этом материале планируется обобщение опыта работы по теме : «Формирование здоровьесберегающей саморазвивающейся среды в условиях ДОУ».

Таким образом, организованная в ДОУ здоровьесберегающая методическая работа способствует тому, что воспитатели становятся более компетентными в вопросах воспитания и оздоровления дошкольников, являются активными участниками методических объединений, районных мероприятий; занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы.

Нормой наших отношений становятся правила:

• Думать коллективно, работать оперативно, спорить доказательно - для всех обязательно!

• Один за всех и все за одного!

• Живи для улыбки товарища!

• Лучше трудно, чем нудно!

• Веди счет лишь солнечным дням!

• Каждое дело творческое – иначе зачем?

Список литературы:

1. Научно - практический журнал «Управление ДОУ», 2011 г., №1

2. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий» авт. - сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. - Волгоград: Учитель, 2009.[/b]

3. Овчинникова Т. С. «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография». - СПб. : КАРО, 2006.

Публикации по теме:

Оценка эффективности методической работы здоровьесберегающей направленности: методы, условия, критерии и показатели В целях объективной оценки работы ДОО по здоровьесбережению чрезвычайно важным для любого руководителя является знание условий, критериев.

Организация работы по формированию профессиональной компетентности у педагогов в системе работы методической службы ДО «Человек достигнет результата, только делая что-то сам.» (Александр Пятигорский, русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация здоровьесберегающей методической работы в ДОУ»
Опубликовано: 22 июня 2015 в 11:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД