Папки-передвижки

Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»

Людмила Николаева
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность», педагоги планируют и реализуют через решения следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Публикация «Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья через организацию различных видов детской деятельности.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательной деятельности:

- по результатам диагностики по программе Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» было выявлено, что у 65 % воспитанников старшей группы отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;

- наблюдается непонимание потенциальной опасности в быту;

- дети не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования, мы сталкиваемся с рядом недостатков:

- недостаточная квалификация педагогов в вопросах организации образовательного процесса по «Безопасности»;

- недостаточное использование нетрадиционных приемов работы с детьми в ОО «Безопасность»;

преобладание педагогом словесных методов работы, над игровыми действиями.

Анализируя организацию воспитательно - образовательного процесса в ДОО было выявлено, что основная общеобразовательная программа ДОО не предлагает дополнительных парциальных программ для овладения детьми содержанием образовательной области «Безопасность». Следовательно, не исключается возможность недостатков в основном процессе применительно в образовательной области «Безопасность».

Можно выделить следующие недостатки в условиях НОД по ОО «Безопасность»:

- в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, отсутствует образовательная деятельность по формированию основ безопасности жизни;

- недостаточность оснащения предметно-развивающей среды (в т. ч. применительно к ОО «Безопасность»);

- системность взаимодействия с социальными партнерами в данной области по вопросам безопасности;

Исходя из недостатков, возникших в системе дошкольного образования,

организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности выступает необходимым условием полноценного развития человека. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения ребенка только тогда, когда она осознана и принята им. Вот почему наряду с традиционными формами обучения, принятыми в дошкольных учреждениях, особое внимание следует направить на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применять их в реальной жизни.

Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения, по возможности избегать их, а при необходимости действовать в целях сохранения своей жизни и здоровья.

Формирование профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Дары Фрёбеля».

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся в разделе «Безопасность».

Результат дошкольного образования заключаются в формировании интегративных качеств у детей:

- способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных преставлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения по вопросам безопасности;

- ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: соблюдает правила поведения в опасных ситуациях в быту и на улице, в стандартных и нестандартных ситуациях;

- способен решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту по вопросам безопасности.

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, когда складывается личность ребенка, формируется правилосообразное нормативное поведение. Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения. Фридрих Фрёбель писал, что воспитание с помощью практической деятельности должно привести ребенка «К ясному самосознанию, к мирному общению с природой, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя. А в настоящее время – и к формированию безопасного поведения в различных условиях жизнедеятельности. Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста в ОО «Безопасность» наряду о основной образовательной программой используются авторские программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Просвещение, 2007;) и инновационные технологии «Дары Фрёбеля».

Прежде чем приступить к работе по технологии «Дары Фрёбеля» с использованием игровых модулей необходимо подобрать песни, художественную литературу, физминутки для обогащения содержания игры, дальнейшего развития сюжета и возможностей модификации. Для привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».

Игровой набор «Дары Фрёбеля» можно использовать в НОД, в образовательной деятельности в режимных моментах, в совместной деятельности детей со взрослыми, в самостоятельной деятельности детей.

Приведем несколько игр с использованием технологии «Дары Фрёбеля» и игрового набора «Дары Фрёбеля».

Игра «Костерок».

Цель: Расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций в окружающем мире; способствование освоению способов

безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях.

Презентация: «История возникновения костра», «Как правильно выбрать место для костра», «Способы разведения костра», «Правила поведения в лесу».

Беседа: «Отдых детей в лесу».

Художественная литература: М. Сапарова.

Совместная деятельность педагога с детьми: выкладывание и разбирание разных видов костра «Шалаш», «Колодец», «Звездочка».

Самостоятельная деятельность детей.

Игровой набор: деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные.

Игра «Знаки дорожного движения».

Цель: Знакомство с безопасным поведением на дороге, формирование первоначальных представлений необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Презентация: «Знаки дорожного движения».

Беседы: «Правила дорожного движения», «Светофор».

Художественная литература: О. Емельянова, Р. Сеф.

Совместная деятельность педагога с детьми: Конструирование знаков дорожного движения, обыгрывание стандартных и нестандартных ситуаций на дорогах.

Самостоятельная деятельность детей.

Игровой набор: шерстяные мячики, основные тела, цветные фигуры, палочки, кольца и полукольца, фишки.

Неограниченные воспитательные и образовательные возможности игрового набора «Дары Фрёбеля в образовательной области «Безопасность» могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослым.

Публикации по теме:

Анализ условий по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ в средней группе Анализ условий, созданных для формирования навыков ЗОЖ и ОБЖ в средней группе. Цель ЗОЖ: содержательная область «Здоровье» направлено.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по реализации образовательной области «Безопасность» Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательной области «Безопасность» Разработала воспитатель МБДОУ д\с №71 «Дельфин».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 22:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД