Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Оксана Яковлева
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 08.04.2013г. – 12.04.2013г.

2 сессия: 22.04.2013г. – 26.04.2013 г.

Выполнила

Яковлева Оксана Владимировна

воспитатель

МБДОУ №400

Самара 2013г.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленное на решение профессиональной проблемы.

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Дошкольное детство – важнейший период в социально-нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Проблема воспитания культуры поведения волновала педагогов еще с давних времен. Сократ (469-399 г. г. до н. э, считал, что целью нравственного воспитания, является, не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Аристотель (384 – 322 г. г. до н. э., в области нравственного воспитания придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум – таковы три источника нравственного воспитания.

В дальнейшем развитием проблемы нравственного воспитания занимались такие педагоги-ученые как Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.

А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен уделяли нравственному воспитанию большое внимание. Они, рассматривали его как необходимое условие для развития гармоничной личности.

В советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана Концепция воспитания, которая основана на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.

Вопросами нравственного воспитания занимались современные педагоги и психологи: С. Н. Николаева, И. Н. Курочкина, В. И. Петрова и др.

Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С. В., Яковенко Т., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Юдина, и др.

Учёные, занимающиеся проблемой формирования и воспитания культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают изменения.

С введением ФГТ происходят изменения в процессе становления социальной личности ребенка дошкольного возраста. По запросу государства, родителей, общества ребенок, сегодня – это успешная личность.

Важнейшей задачей воспитания такой успешной личности ребенка дошкольника – является формирование духовно-нравственного развития, культуры поведения, толерантности, этикета, уважения к старшим и т. д.

Формирование у дошкольника культурыповедения – это значит воспитывать у него умение содержатьв порядкеместо, где он занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам, окружающему миру.

Культура поведения – это качества, которые являются показателем положительного отношения ребенка к своему делу, людям, обществу. Все этиосновы закладываются в детстве.

В настоящие время, очень актуальна проблема воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. У детей часто проявляется неуважительное отношение к окружающим, старшим, сверстникам. Они могут грубостью отвечать на просьбы сверстников, не умеют договариваться друг с другом. Со старшими – переговариваются.

Недостатки в результатах:

• Дети не знают моральных норм и правил поведения со сверстниками, со старшими, в обществе.

• Часто у детей отсутствует положительный пример родителей.

• Довольно часто нет эмоционально-положительного климата в семьях воспитанников.

Недостатки в процессе:

• Недостаточно эмоциональных и духовных контактов, обмена мыслями и чувствами, потребности в общении друг с другом.

• Мало внимания уделяется культурным «привычкам» в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.

• Необходимость научится использовать новые средства и методы для формирования культурного поведения.

Недостатки в условиях:

• Недостаточно нового методического и информационного материала, способствующих правильному формированию культуры поведения у старших дошкольников.

• Недостаточно грамотно разработанных дидактических пособий, игр для формирования культурного поведения.

• Нет необходимого количества мультимедийных пособий по воспитанию культуры поведения у детей.

Для достижения лучшего результата в формировании культурны поведения у детей, недостаточно давать только знания и умения, необходимо привлекать детей к практической деятельности, где они смогут успешно применять полученные знания и умения. Обучая детейстаршего дошкольного возраста правилам культурного поведения, взрослые помогают социализации детей в окружающем мире.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно увидеть следующие противоречия:

• необходимостью в современном обществе воспитыватьв личностидуховность, вежливость, чуткость, трудолюбие, скромность, толерантность, деликатность и недостаточностью сформированности правил культуры поведения у детей дошкольников;

• необходимостью социально-нравственного воспитания с раннего детства и недостаточной разработкой педагогических условий для формирования культуры поведения детей.

Профессиональная проблема.

Изучив противоречия, выявляется проблема о необходимости формирования у дошкольников культуры поведения в деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.

Когда педагог создаст наилучшие условия для воспитания и формирования культурны поведения у дошкольников, тогда дети начнут осознанно делать правильные поступки.

Новый образовательный результат:

Результат дошкольного образования заключаются в формировании интегративных качеств у детей:

• эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

• способный, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

• способный управлять своим поведением, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в общении со взрослыми и сверстниками;

• имеющий, первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Для результата воспитания и формирования культурны поведения у детей необходимо:

• Положительный настрой детей на соблюдение этикета и доброжелательное общение педагога и детей.

• Большую роль повоспитанию и формированию культурны поведения, играет пример взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего это сам воспитатель.

• Тесная связь с семьей как необходимое условие для воспитания и формирования культурны поведения у детейсо взрослыми и сверстниками. Общая цель семьи и детского сада – это хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Родители и воспитатели обязаны помочь «маленькому человеку» вписаться в социум, познать тайны человеческих взаимоотношений, приобрести поведенческие ориентиры, без которых нельзя чувствовать себя в обществе уверенно.

Воспитание детей шестого года жизнинаправлено, на развитие уметь понимать окружающих им людей, проявлять к ним толерантность, дружелюбие, стремление к общению и взаимодействию. Педагог у детей формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на их отношения с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми. Необходимо учить детейкультуре поведения так, чтобы они легко и с интересом воспринимали эти правила и понимали их необходимость. Педагогу необходима любовь к детям, фантазия и творчество в работе. Ребенок дошкольник уже много знает: он наблюдает за окружающим миром, пробует сам совершать те или иные поведенческие действия и наглядно осознает их успешность или неудачу. И тогда задача воспитателя и родителей – расширить и скорректировать детское знание о культурном поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом.

Воспитателю необходимо выработать порядок поведения в детском коллективе, основными правилами должны являются: сопереживание, проявление дружеского участия, терпение, доброжелательный настрой на других. Важно, чтобы ребенок, знакомясь с тем или иным поведенческим требованием, чувствовал и понимал, что хорошо и что плохо.

Когда педагог, приучает детей к соблюдению культурных правил поведения, то он должен не только их показать, но и контролировать их точное и непременное выполнение.

Воспитатель, организует интересные проблемные ситуации, занятия, настольные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, которые способствуют проявлению добрых чувств, поступков в взаимоотношениях детей. В педагогическом процессе необходимо сводить к минимуму приобретениеотрицательных привычек поведения и негативных переживанийу детей.

Характеристика изменений в образовательном процессе.

Новейшие методы воспитания культуры поведения должны быть направлены на то, чтобы поставить ребёнка в такие условия, при которых его поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Должны произойти следующие изменения в образовательном процессе:

В содержании:

• в календарно-тематическое планирование вводятся тематические недели;

• итоговые мероприятия на темы: «Как мы выполняем правила поведения», «День этикета»;

• реализация игровой деятельности через сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, в которых отражаются социально-нравственные отношениях между людьми:«Цветок красивых слов», «Вежливая поездка»;

• организация развивающих практических и игровых ситуаций в совместной деятельности детей и педагога, для обогащения личного опыта в культуре поведения в паре или подгруппе: «Тебя пригласили в гости», «Как без сор решить спор», «Волшебные слова — наши верные друзья».

В средствах обучения и воспитания:

Использование:

• Художественная литература: ОсееваВ. Волшебное слово,-М.: Детская литература, 2012 ; КатаевВ. Цветик – Семицветик, -М.: Дрофа, 2008;Васильева-ГангнусЛ. Азбука вежливости, -М.: Педагогика, 1984; Остер Г. Вредные советы, -М.: АСТ, 2008;Чуковский К. И. Мойдодыр. Стихи и сказки, -М.:Эксмо,2010; Толстой А. Золотой ключик, или приключения Буратино, -М.: Мир искателя, 2001 и др. ;

• Мультфильм: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Бобик в гостях у Барбоса», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»;

• Дидактический материал: наглядное пособие «Незнайка учит правила поведения», «Ожившие игрушки»;

• Мультимедийные презентации: «Мы путешествуем по стране этикета», «Мама обрадовалась, что я…», «Мы за столом», «Мы идём в театр».

В контроле:

• викторинына тему: «Чему нас учат герои книг?», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе»;

• дидактические игры: «Если добрый ты», «Узнай какое у меня настроение (по выражению лица)», «Письма вежливого сказочника»;

• наблюдение за детьми и их взаимоотношениями за столом, во время прогулок, на занятиях, во время совместных игр.

Промежуточный результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств по формированию культуры поведения у воспитанников старшей группы:

• Достижения ребёнка вызывает озабоченность и требует совместных усилий отвоспитателей и родителей;

• Ребёнок сохраняет жизнерадостное, дружелюбное настроение. Поведение ребёнка и его общение с окружающими – не устойчиво.

• Имеет представление о правилах культуры поведения. В привычной для него обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения с воспитателем (здоровается, прощается, обращается на «Вы»).

• Ребёнок, проявляет излишнюю скованность при общенииили наоборот, может проявлятьагрессивность, нежелания следовать правилам или требованиям взрослых.

• Откликается на эмоции близких и друзей. Сопереживает героям сказок, персонажам рассказов. Стремится к общению и взаимодействию в игре. Делится игрушками и вступает в ролевой диалог. Без внешнего побуждения по своей инициативе не реагирует на эмоциональные состояния взрослых и сверстников.

• Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы. По примеру воспитателя может проявлять сочувствие. Адекватно реагирует на отрицательную оценку действий ребенкавзрослым. И старается в дальнейшем их больше не повторять. Ребенок делает попытки оценивать действия и поступки других с позиции известных ему правил. Невнимателен, рассеян к словам взрослого, и может, повторяет неподходящие действия, несмотряоценку на и указания взрослого.

• Проявляет любовь к родителям, интересуется событиями, которые происходят в его семье. Понимает иможет словесновыразить некоторые свои эмоции, рассказать о том, что умеет уже делать самостоятельно, положительно оценивает свои возможности.

В ходе диагностики, использовался метод наблюдения. Основная цель диагностики, определить уровень сформированности культуры поведения детей в старшей группе № 6.

Карта наблюдения «Культура поведения детей дошкольного возраста»

Результаты формирования культуры поведения у ребёнка выражаются в количестве баллов: низкий уровень – 1-10 баллов, средний – 11-20 баллов, высокий – 21-30 баллов.

После проведения диагностики получились следующие результаты:

У 40 % детей старшей групп МБДОУ №400 низкий уровень сформированности культуры поведения, у 55 % средний уровень и только у 5 % уровень культуры высокий.

Характеристика изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

В любомиз моментовобразовательной деятельности детей воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями,культурой общенияи гуманными чувствами каждого ребёнка. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

В кадровых:

• курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО;

• педагогические советы на тему: «Культура поведения детей нашей группы». Доклады сообщений педагогов для обмена опытом и рекомендаций;

• методические объединения на тему: «Настоящая дружеская помощь», «Мы культурные ребята».

От педагогического мастерства воспитателя, его культуры поведения и любви к детям зависит степень приобретениядетьмикультуры поведения.

В научно-методических:

• методическое пособие для работы с детьми на тему: «Расту культурным»;

• методическое пособие для родителейна тему: «Вежливость воспитывается вежливостью»;

• сценарии мероприятий на тему: «Секреты нашей дружбы»; «Путешествие в страну вежливости».

В материально-технических:

• приобретение мультимедийной и интерактивной техники в ДОУ;

• наглядное сопровождение по теме: «Мы весёлые друзья и поссорить нас нельзя»,«Мы дома и в гостях», «Вежливая поездка».

• мультфильмы, иллюстрации, изображения на ситуации по теме: «Культура поведения взаимоотношений детей и взрослых».

Информационные:

• подключение Интернета в каждую возрастнуюгруппу;

• подборка журналовна тему: «Воспитание социально-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста»;

• покупка литературы на тему: «Обучение речевому этикету», «Беседы о чувствах».

В организационных:

• использование различных видов детской деятельности, которые направленнына социально-нравственное развитие детей дошкольников;

• совместная деятельность воспитателя и детей через игру-имитацию, сюжетно-ролевую на тему: «Театральные секреты», «Домашние поручения»;

• мероприятия родительское собраниена тему:«Мы – вежливые ребята»;

• выставки рисунков на тему: «Моя семья»,«Что такое хорошо, и что такое плохо», «Я и мой друг».

В нормативно-правовых:

• календарно-тематическое планирование.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Тема: «Путешествие в страну этикета».

Актуальность:

В ходе своей работы с детьми, я обратила внимание, что дети плохо ориентируются в культурно-нравственных понятиях. И для того, чтобы эти понятия лучшего закреплялись, я разработала дидактическую игру, соответствующую их возрасту.

Цель:

• Формировать, уточнять и обогащать культурно-нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни.

Возраст группы: старший дошкольный 5-6 лет.

Задачи:

• Создать условия для целостного зрительного восприятия.

• Воспитывать интерес к окружающему миру.

• Развивать связную речь.

• Формирование оценки своих действий.

Содержание работы со слайдами.

№1 Титульный лист с названием игры «Путешествие в страну этикета»

№2 На экране картинка девочка сидит за столом – кушает рукам, рот испачкан, всё пролито. Дети дают оценку такому поведению. Затем появляется «знак вопроса». И воспитатель спрашивает: «А как же надо правильно себя вести за столом?». Когда дети ответят как правильно нужно вести себя за столом, как соблюдать правила этикета во время приёма пищи. После этого появляется картинка, где мальчик сидит за столом, аккуратно сервированным столом, с подвязанной салфеткой, со столовыми приборами в руках. Педагог хвалит детей за верный ответ – звучат аплодисменты, и появляется улыбающийся смайлик – это значит задание выполнено правильно. А неправильное поведение за столом исчезает.

№3 Появляется картинка, где изображена девочка с разорванной книгой и смотрящая в зеркало. Воспитатель предлагает детям оценить такое поведение. Дети отвечают. Далее задается вопрос: «Как же должны поступать дети?». За правильный ответ – появляется картинка с девочкой, сидящей за столом и читающая книгу. Такой ответ оценивается аплодисментами и появлением улыбающегося смайлика, и плохой поступок исчезает.

№4 На экране картинка, где видно, что девочка забрала все игрушки и никому их не даёт – жадничает. И ребята начинают обсуждать, как же им надо поступать. После появления знака вопроса педагог спрашивает: «А что будет с этой девочкой дальше, если она будет продолжать жадничать?». Появляется картинка, на которой видно, что девочке очень грустно одной с большим количеством игрушек. Дети снова дают оценку такому поведению, за правильное высказывание дети получают аплодисменты и улыбающегося смайлика.

№5 На картинке – мальчик стреляет из рогатки в птицу. Воспитатель предлагает рассмотреть детям картинку и сказать, какой поступок они видят: хороший или плохой. На экране появляется знак вопроса. И педагог предлагает подумать, как же надо поступить, чтобы всем вокруг и самому герою было хорошо. Если дети дают правильный ответ – выплывает картинка с хорошим поступком. И появляется улыбающейся смайлик, звучат аплодисменты, а картинка с плохим поступком исчезает.

№6 Следующий слайд – картинка с мальчиком, который схватил кота за хвост. Дети вместе с взрослым возмущены таким поведением. Сразу же, возникает вопрос: «А как надо поступать, чтобы было всем хорошо?». Дети высказывают свое мнение, и как вариант ответа появляется картинка, где девочка кормит заболевшую собаку. За правильный ответ – аплодисменты и улыбающейся смайлик.

№7 Следующая картинка – мальчик сидит в автобусе, а рядом стоит бабушка с тяжёлой сумкой. Педагог просит детей высказать мнение об этот поступке. Дети высказывают своё мнение. Воспитатель задает детям вопрос: «Как же должен поступить мальчик?». Если дети ответили верно, то появляется картинка, где мальчик уступил бабушке место и все остались довольны. За правильный ответ улыбающейся смайлик и аплодисменты, а плохой поступок исчезает.

№8 Рассматриваем картинку, где девочка плачет и кричит при виде шприца. «Ребята, а разве себя можно так вести?» - спрашивает воспитатель. Дети отвечают отрицанием, и тогда появляется следующая картинка – мальчик лежит в кровати, лечится, выполняет все предписания врача. Такое поведение оценивается аплодисментами и появлением смайлика.

№9 На следующей картинке дети видят мальчика бегущего через дорогу за мячом. Воспитатель даёт детям возможность обсудить этот поступок и высказаться. С появлением «вопроса» спрашивает: «А как бы вы поступили?». После ответов детей появляется картинка, где мальчик переходит дорогу по «зебре», держа маму за руку. За такое поведение, конечно же, звучат аплодисменты, и появляется смайлик, а неверный поступок исчезает.

№10 Появляется следующий слайд, где видна драка детей. Дети оценивают такое поведение и выражают свое отношение к этому поступку. И вопрос – «А как же поступать надо?». Дети, предлагают возможные варианты. Появляется картинка, где дети мирятся. Воспитатель благодарит детей, звучат аплодисментами, и появляется смайлик. Плохой поступок исчезает.

№11 Картинка, на ней изображён мальчик, который валяется на полу в груде разбросанных игрушек. Следует картинка, мама этого мальчика, убирает за ним игрушки. Эти картинки не вызывают одобрения у детей, и появляется «хмурый мальчик».

Следующая картинка на ней мальчик помогает маме везти тяжёлую сумку. В результате такого поступка, придя домой, папа хвалит сына за то, что он растёт настоящим мужчиной, который помогает маме. Такой поступок оценивается появлением «улыбающегося мальчика».

№12 Воспитатель благодарит и хвалит всех детей, и высказывает уверенность в том, что дети будут поступать именно так, чтобы было хорошо не только им самим, но и окружающим.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

«План конспект непосредственно образовательной деятельности для детей II младшей группы «Водичка, водичка» по курсу ИОЧ Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Обитатели водоемов
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 13:02
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...