Лучший педагог года

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

Янкина Наталия
«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

Представление темы по самообразованию для педагогов детского сада.

Представляет педагог-психолог ГБОУ Янкина Н. А.

Место проведения: музыкальный зал

Материал: компьютерная презентация, мяч, предметы разной фактуры (мех, вата, стекло, дерево, маска.

Цель: повышение психологического просвещения воспитателей о работе с гиперактивными детьми.

2

Публикация «„Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.

Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей. Одной из сфер, которая подвергается изменениям является эмоционально - волевая.

3

Выделаю следующие отклонения в эмоционально-волевой сфере:

Гиперактивность

• Тревожность

• Агрессивность

• Аутизм

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема будет посвящена сегодня именно детской гиперактивности.

4

Что такое гиперактивность? "Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".

Гиперактивность — это совокупность симптомов психической и моторной активности. Чаще всего гиперактивность сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВГ). Она проявляется в двигательной расторможенности ребенка и его неспособности сосредоточить внимание на какой-либо конкретной деятельности, отсутствии целенаправленности. Обычно диагноз гиперактивности ставится ребенку при жалобах взрослых на его чрезвычайную подвижность, непоседливость, плохое поведение, непослушание. Также гиперактивность может сопровождаться нарушениями сна. У детей с СДВГ имеется минимальная мозговая дисфункция головного мозга, что, в свою очередь, проявляется в плохой координации движений, эмоциональной неустойчивости, дефектах речи и легких неврологических нарушениях, выявляемых при осмотре неврологом.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы.

5

В понятие СДВГ входят следующие симптомы:

К нарушениям внимания относятся, трудности его удерживания (несобранности, снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т. п.

Что такое импульсивность?

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. во время занятий выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Что такое гиперактивность?

гиперактивности в дошкольном возрасте проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

6

Причины гиперактивности :

• Общее ухудшение экологической ситуации.

• Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.

• Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.

• Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).

• Угрозы выкидыша.

• Хронические заболевания матери.

• Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

• Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.

• Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

7-8-9

Особенности проявления гиперактивности.

Характерными чертами поведения гоперактивного ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность. Такой ребенок часто оказывается в центре событий, поскольку он самый шумный. Гиперактивный ребенок общителен, у него много товарищей, но отношения с ними нестабильны, поверхностны, так как свое поведение он не контролирует.

Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Т. к. постоянно отвлекается, не доводит начатое дело до конца, не слышит обращенной к нему речи, отвечает невпопад, не понимает последствий своего поведения. Ему тяжело усваивать учебный материал. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Ребенок не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна. Находясь в общественных местах, такие дети сразу привлекают к себе внимание, т. к. все время что-то хватают, трогают и совершенно не слушают родителей.

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

10

Но не все подвижные дети явлются гиперактивными, важно научиться распознавать где распущенность, и ребенок является в силу своего темперамента подвижным, а где СДВГ, и просто надо ему помочь совладать с собой т. к. он не виноват в своем недуге.

Итак, Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать - может и книжку почитать, и тот же паззл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок :

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

11

Но без определенного вмешательства со сторона взрослых ему сложно находться в социуме. Поэтому основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

Эффективные результаты коррекции достигаются при сочетании психологических и педагогических методов, один из которых являются упражнения и игры, направленные на развитие движений и самоконтроля поведения детей.

Также игры и упражнения направленные на развитие внимания и координации у детей, в которых подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

Игровая терапия имеет широкие возможности при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, сопровождающиеся стихотворным текстом проводящиеся под руководством взрослого.

Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на ней хотя бы на непродолжительное время,

Т. е. для достижения эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.

Проводя с дошкольниками подобные игры, необходимо максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. На фоне приятных сенсорных впечатлений можно выстроить игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. (Игра «Зайчик»)Чтобы ребёнок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Работая с гиперпожвижными детьми, следует помнить, что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому наша задача – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей.

12

Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

В условиях детского сада педагог может придерживаться следующих правил:

• Ребенок всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

• включать в занятия физкультминутки элементы игры и соревнования,;

• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы, раздать материал для занятия и т. д.).

• Общение с гиперактивным ребенком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению взрослых.

• Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. В данной ситуации его лучше отвлечь. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь.

• будьте последовательны в своих требованиях к нему.

• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Публикации по теме:

Презентация о проведении недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Презентация о проведении недели «Зимние игры и забавы» в ГБОУ детский сад №994 с 21 января по 25 января 2013 года в детском саду проводилась.

Использование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагоговИспользование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов Совместно с педагогом психологом, в течении 2011-2012 учебного года нами были проведены встречи с педагогическим коллективом, направленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 марта 2015 в 18:53
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД