Особенности развития и охрана нервной системы ребенка-дошкольника

Юлия Молчанова
Особенности развития и охрана нервной системы ребенка-дошкольника

Принятие нового Федерального закона «Об образовании» и введение ФГОС в дошкольном образовании требует существенного изменения содержания, приемов и методов педагогических воздействий, направленных на совершенствование системы воспитания и образования в дошкольной организации.

Обеспечение необходимых условий, соблюдение всех педагогических и гигиенических требований к воспитательно-образовательному процессу не только способствует его оптимизации, но и создает предпосылки для укрепления здоровья детей.

Незавершенность процессов роста и развития организма дошкольника, недостаточная зрелость нервной системы делают его особенно чувствительным к воздействию различных внешних факторов и может быть подвержен различным функциональным расстройствам особенно в период интенсивной морфологической и функциональной перестройки – так называемые критические возрастные периоды: 3-4 года и 6-7 лет. Родители и педагоги должны понять, как прийти к тому, чтобы ребенок приобрел веру в себя и в тот мир, в котором он живет. Ведь ребенок, который с детства испытывает базовое недоверие к миру, рано или поздно может стать невротиком. А невротик — этот тот, кто не доиграл в детстве. У ребенка должна возникнуть мотивация к познанию и творчеству, он должен быть направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.

При нерационально организованной деятельности в ДОУ, при нарушении режима, недостаточной длительности сна и т. п. дети сравнительно быстро утомляются, что ухудшает общее состояние организма, снижает его естественные защитные реакции, отрицательно сказывается на умственном и физическом развитии. Утомленный ребенок, как правило, плохо спит, вяло ест, мало активен в образовательной деятельности. Вот почему так важно еще до появления первых признаков утомления (легкая отвлекаемость, двигательное беспокойство, ослабление внимания и др.) принять необходимые меры к его предупреждению. Для этого используются разнообразные педагогические приемы, способствующие как отдыху, так и активизации детей: переключение внимания, гибкость построения развивающего пространства, смена деятельности от непосредственного взаимодействия с педагогом к самостоятельной деятельности, чередование активной и пассивной деятельности. Для рационального планирования воспитательно-образовательной деятельности важно учитывать динамику работоспособности детей, которая характеризуется определенными закономерностями. Так в начале учебного года, в первые недели, детям трудно выполнять напряженную и длительную умственную работу. Постепенно, по мере тренировки, работоспособность повышается и к середине учебного года достигает определенной устойчивости, а затем вновь может снижаться. При правильной организации образовательного процесса у дошкольников к концу учебного года снижение работоспособности не наблюдается.

Определенные закономерности в изменении работоспособности детей отмечаются и на протяжении дня, в течение недели. Периодичность и характер их тесно связаны с уровнем педагогической работы, индивидуальными особенностями развития ребенка. Физиологическими исследованиями установлено, что оптимум работоспособности у большинства детей на протяжении дня приходиться на период между 9 и 11 часами; второй подъем, более кратковременный, отмечается в период между 16 и 17 часами.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Управление автономным ДОУ Автономное учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации появилось в Российской Фе-дерации после принятия Федерального.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Особенности развития и охрана нервной системы ребенка-дошкольника
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 18:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...