МААМ-картинки

«Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли»

Татьяна Кошман
«Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли»

«Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли»

Работая в составе рабочей группы МБДОУ, по теме: «Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром на материалах краеведения», нами была разработана система планирования работы на учебный год по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края» .

Публикация «„Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли“» размещена в разделах

Данная система работы основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, и направлена на формирование у дошкольников гендерной, гражданской принадлежности и патриотических чувств, а так же на формирование у детей целостной картины мира и расширение их кругозора. (Решаются задачи образовательных областей «Социализация» и «Познание»).

Система работы представляет собой помесячный перспективный план на год (с сентября по май, в котором каждый месяц имеет свою тематику. В течение месяца работа по ознакомлению дошкольников с окружающим на материале краеведения распределяется на 4 недели, каждая из которых включает в себя разные организационные формы:

- одно занятие, которое проводится в вечернее время в форме кружковой работы,

- индивидуальная работа с детьми,

- динамические и дидактические игры,

- познавательные беседы,

- рассматривание наглядно-иллюстративного материала.

Таким образом, соблюдаются принципы: принцип развивающего образования, принцип интеграции образовательных областей, принцип соответствия содержания образовательного процесса возрастным возможностям и особенностям воспитанников.

В процессе апробации и внедрения разработанной нами системы работы в педагогическую практику возникла необходимость в обеспечении образовательного процесса дидактическим материалом, который мог бы использоваться при организации разных видов детской деятельности.

В результате были разработаны и изготовлены дидактические игры и пособия:

1. «Край родной».

2. «Нижегородский кремль».

3. «Нижегородский край».

4. Дидактическая игра «Художественные промыслы».

5. Серия дидактических пособий «Повтори узор».

Данные игры и пособия позволили модернизировать разработанную ранее систему работы, сделать ее более интересной и доступной для дошкольников.

Я представляю вашему вниманию Дидактическая игра «Нижегородский край»

Цель: расширять образные представления детей о народных промыслах Нижегородской области.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с многообразием народных промыслов : познакомить с кустарными промыслами Нижегородской области.

2. Продолжать знакомить детей с географическим расположением городов Нижегородской области.

3. Воспитывать у детей патриотизм, чувство гордости за свою родину.

Игра представлена: игровым полем; карточками с изображением предметов художественных промыслов; карточками с изображением предметов кустарных промыслов; игровыми кубиками.

Игровое поле изготовлено из шести листов бумаги зеленого цвета, формата А4, заламинированных и склеенных между собой (2 ряда по 3 листа в каждом).

На четырех листах изображена карта Нижегородской области.

На карте расположены кармашки двух видов, на которых написано название населенных пунктов и изображены условные знаки, обозначающие те или иные виды народных промыслов.

1. Художественные промыслы : прямоугольные кармашки, размер 7х2 см, разных цветов (цвет кармашков соответствует цвету художественного промысла (описание см. ниже).

2. Традиционные кустарные промыслы : треугольные кармашки, размер 7 х 2 см, ярко-желтого цвета (описание см. ниже).

Обозначения на кармашках соответствуют обозначениям на больших карманах игрового поля, и обозначениям на кубиках (описание представлено ниже).

На третьем листе первого ряда прикреплен карман (размер 21 х 10 см) зеленого цвета, на котором перечислены художественные промыслы Нижегородской области.

Каждому промыслу соответствует свое условное обозначение :

1. Художественная обработка дерева - на красном фоне изображено дерево и кисточка.

2. Художественная обработка металла - на зеленом фоне изображен молоточек и пластина металла.

3. Художественная вышивка - на голубом фоне изображены пяльцы и игла с нитью.

4. Ручное ткачество - на бледно желтом фоне изображено тканное полотенце.

5. Художественная роспись тканей - на сером фоне изображены пяльцы с тканью и кисточка.

6. Художественная обработка кости - на ярко-желтом фоне изображена кость и нож.

7. Художественная обработка камня - на белом фоне изображен молоточек, долото, камень

На шестом листе прикреплен карман (размер 21 х 10 см) ярко-желтого цвета, на котором перечислены кустарные промыслы Нижегородской области.

Каждому промыслу соответствует свое условное обозначение, которое изображено всегда на ярко-желтом фоне:

1. Кирпичники - кирпичи.

2. Кузнечных дел мастера - молоточек и 2 металлические пластинки.

3. Чугунных дел мастера - чугунок.

4. Печных дел мастера - печка.

5. Искусные резчики по дереву - резные оконные наличники.

6. Крестьяне соледобытчики - горка соли.

7. Крестьяне кораблестроители - лодочка с веслом.

8. Балахнинские кружевницы - кружево.

9. Крестьяне столяры - деревянный стол.

Карточки с изображением предметов художественных промыслов изготовлены на фотобумаге, заламинированы. Размер карточек 5 х 5 см.

Карточки с изображением предметов кустарных промыслов изготовлены на фотобумаге, заламинированы. Размер карточек - 5 х 5 см.

Игровые кубики

Для игры детям необходимы 3 кубика, размер которых составляет 3 х 3 см.

Один кубик тематики «Художественные промыслы»; два кубика тематики «Традиционные кустарные промыслы».

На гранях кубиков изображены условные обозначения художественных и кустарных промыслов, которые соответствуют обозначениям на карманах игрового поля (см. выше).

Ход игры

1-й вариант. Игра проводится с одним кубиком, выбранным ребенком.

Ведущий (взрослый) предлагает игроку рассмотреть карту Нижегородской области; обращает внимание на многообразие народных промыслов. Знакомит детей с условными обозначениями :

художественная обработка дерева - на красном фоне изображено дерево и кисточка;

художественная обработка металла - на зеленом фоне изображен молоточек и пластина металла;

художественная вышивка - на голубом фоне изображены пяльцы и игла с нитью;

ручное ткачество - на бледно желтом фоне изображено тканное полотенце;

художественная роспись тканей - на сером фоне изображены пяльцы с тканью и кисточка;

художественная обработка кости - на ярко-желтом фоне изображена кость и нож;

художественная обработка камня - на белом фоне изображен молоточек, долото, камень.

На ярко-желтом фоне:

кирпичники - кирпичи;

кузнечных дел мастера - молоточек и две металлические пластинки;

чугунных дел мастера - чугунок;

печных дел мастера - печка;

искусные резчики по дереву - резные оконные наличники;

крестьяне соледобытчики - горка соли;

крестьяне кораблестроители - лодочка с веслом;

балахнинские кружевницы - кружево;

крестьяне столяры - деревянный стол.

Ведущий напоминает детям о том, что мастера разных городов занимались одним промыслом, но изделия их не похожи друг на друга, у каждого из них свои отличительные особенности (художественная обработка дерева - Семеновская матрешка, Городецкая роспись, Полхов-Майданская матрешка).

Ребенок бросает выбранный кубик. По условному обозначению выпавшей грани определяет промысел, выбирает карточку с изображением предмета того или иного промысла и вставляет ее в подходящий карман

2-й вариант. Проводится аналогично, с двумя кубиками, по выбору.

Данная игра опубликована в пособии «Система работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на материалах краеведения. Из опыта работы МБДОУ № 116» - Н. Новгород: НПЦЗПТ, 2013. - 281 с.

Публикации по теме:

Край, в котором я живуКрай, в котором я живу Краеведение - одно из направлений деятельности нашего дошкольного учреждения. С раннего возраста мы стремимся привить ребенку любовь к родине,.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли»
Опубликовано: 25 марта 2015 в 15:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД