Ольга Романенко
Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина влечений. Потому-то всё, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре» размещена в разделах
Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уровнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно - прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.
Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя :
- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;
-взгляды на патриотизм в летописях;
- русские народные былины, как средство воспитание патриотизма (любовь к Родине, готовность стать на защиту родной земли);
Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее.
- героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;
- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи. Народные отличия сохранятся и в веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).
Именно поэтому при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то. Что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, праздниками прошлого, надо брать только то. Что сделает их лучше, чище, духовно богаче. Это знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской : Святой Преподобный Сергий Родонежский, это и князь Александр Невский, знамение слова которого: «Не в силе Бога, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М. И Кутузов, А. В Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей.
В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы русского образования6
-профессиональная компетентность, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии с ребенком;
- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;
- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.
В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач :
1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи.
2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
3. совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.
4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.
При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено :
- разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;
- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;
- разработка цикла практических занятий с детьми;
- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);
- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. Д.).
Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:
1. Научить детей играть в русские народные игры.
2. Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.
3. Учить соотносить увиденное в природе с народными приметами.
4. Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.
5. Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
6. Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.
7. Уметь различать изделия различных народных промыслов.
8. Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДУ и семьи.
9. Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитывать патриотов.
Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей :
- музыкальные занятия;
- комбинированные занятия;
- развлечения;
- экскурсии и наблюдения;
- народные подвижные игры;
- кукольный театр;
- драматизация;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, фотографии, использование фонотеки;
- посещение музеев;
- работа с семьей.
Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:
- выход на детей-дошкольников;
- выход на дошкольников близлежащих садов;
- выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);
- выход на ветеранов;
- сотрудничество со школами города.
Всем хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.