Лучший педагог года

Круглый стол совместно с родителями «Детская ложь. Почему дети говорят неправду» в средней группе

симонова евгения
Круглый стол совместно с родителями «Детская ложь. Почему дети говорят неправду» в средней группе

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семье

Тема: «Детская ложь. Почему дети говорят неправду

Форма проведения: круглый стол

Аудитория:родители средней возрастной группы

Количество участников: 15-17 человек родителей, 2 педагога

Задачи:

Публикация «Круглый стол совместно с родителями „Детская ложь, Почему дети говорят неправду“ в средней группе» размещена в разделах

1. Познакомить родителей с причинами появления лжи, показать важность и значимость этой проблемы

2. Познакомить с понятиями «ложь» и «фантазия», помочь отличить ложь от фантазии, дать рекомендации и советы как избежать проблемы в будущем.

3. Показать, какое значение имеют этические беседы за литературными произведениями для воспитания у детей честности, правдивости, смелости.

Ожидаемые результаты:

1. Помочь родителям разобраться в причинах, вызывающих детскую ложь;

найти пути преодоления этого негативного морального качества;

2. Привлечь родителей к чтению художественной литературы детям на этические темы.

Информационно-техническое обеспечение: проектор, презентация «Детская ложь и фантазия», магнитофон с аудиозаписями.

Материалы и оборудование:

Мяч, памятки для родителей «Причины проявления лжи у детей» - 17 шт., «Список литературы по теме для чтения детям» -17 шт. ,

Логика проведения:

1. Приветствие.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, но прежде чем мы приступим к основной теме нашей встречи, давайте поприветствуем друг друга!

Здравствуйте!

- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Здоровым должно быть не только тело, но и душа.

2. Разминка. Игровое упражнение «Правда или ложь

Проведем небольшую разминку

Родители встают по кругу, у воспитателя мяч. Произнося высказывание – вопрос, он одновременно бросает мяч родителю. Тот, поймав мяч, отвечает: «Правда это или ложь, и бросает его следующему игроку с вопросом ( примерные вопросы: зимой загорают на пляже, хлеб растет на грядке, блины делают из цемента и т. д.)

3. Решение жизненных ситуаций:

-Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались за круглым столом. Я думаю, вы часто сталкиваетесь с тем, что ваши дети говорят неправду. Наверняка вам это неприятно. Я думаю, мы с вами вместе разберемся в этой проблеме. А вы знаете, что дети могут не лгать, а просто фантазировать. Вот послушайте ситуации из жизни и попробуйте определить, где ложь, а где фантазия.

«Полгода назад я овдовела. И вот последнее время с младшей дочерью что-то неладное стало твориться. Алена рассказывает во дворе ребятам и соседям, что она делает вместе с папой: то змея воздушного якобы клеили, то в зоопарк ходили. Ругать язык не поворачивается, но и на тормозах все спускать нельзя. Вдруг это болезнь какая-нибудь?»

Вот следующая ситуация.

«У Сережи в брюках недавно обнаружила деньги. Спрашиваю, где взял, нашел. На другой день подходит насупленный, расстроенный такой. Мне это бабушка на мороженное дала, ты ведь не разрешаешь.»

(ответы родителей)

- Конечно же, вы правы. В первой ситуации это фантазия ребенка, а во второй ложь.

4. Выступление педагога (с презентацией слайдов «Детская ложь и фантазия»)

- Детскую фантазию трудно отличить ото лжи. Конечно ложь – серьезная проблема в жизни любой семьи. Близкие люди должны верить друг другу на слово, ведь все контролировать и проверять невозможно. Если же каким-то образом обман выплывает наружу, то доверие утрачивается, нормальные взаимоотношения разрушаются. Теперь каждое слово ставиться под сомнение. Чтобы понять причину и мотивы лживости ребенка, необходимо глубоко проникнуть в его внутренний мир, учитывая при этом и общие и специфические для данного возрастного периода психологические особенности. У ребенка среднего возраста доминирует еще эмоциональное восприятие действительности, он вживается в воображаемые образы и роли. Скажите, ваши дети, когда играют, представляют себе разные предметы? Вот кнутик в его воображении – живая лошадка, кукла – настоящий ребенок, сказка - действительность. В этом смысле ранние детские «фантазии» и «лживость» не должны вас тревожить. Когда мы с вами разговариваем о детях дошкольного возраста, то нельзя говорить о настоящей лживости, которая всегда предполагает сознательное искажение истины, чаще всего с корыстной целью (чтобы избежать наказания, получить подарок и прочее). Очень часто дети лгут подражая. Вот признайтесь сами себе, лжете ли вы? А ведь дети это чувствительные сейсмографы и строгие судьи поведения взрослых в этическом отношении. Ребенок хочет видеть в лице своих родителей авторитетный пример для подражания. Конечно, мы взрослые, в общем, не стремимся к разоблачению лжи. Но вот ложь, которую вы слышите, из уст своего ребенка, в ваших представлениях превращается, чуть ли не в «смертельный грех», бороться с которым считает своим долгом, чуть ли не каждый из вас. Так ли это? Конечно же, вам хочется узнать, как же сохранить доверие и уважение своих детей, воспитать в них правдивость и в тоже время не растоптать их тонкий душевный мир? Вот послушайте еще одну жизненную ситуацию.

«К Тане в гости заходит соседский мальчик Никита. Вот уж врунишка. Мой брат подарил Танюше немецкий набор машинок. Она видимо решила похвастаться ими. А Никита заявляет: «Подумаешь, у меня дома сто таких машинок есть!» Я не его мать, наказывать не могу. Но стоит ли продолжать такое знакомство: от него и Татьяна врать научится».

Вот в этом примере речь идет о лжи, как способе поддержания своего престижа в глазах окружающих. Может, вы замечали, что кто-то из ваших детей тоже лжет, так как хочет казаться лучше других. Кто из девчонок не мечтает стать принцессой или иметь самую дорогую и красивую куклу, кто из мальчишек не мечтал о суперроботе из какого-нибудь мультсериала. Дошкольники требуют либо справедливого раздела, либо восстанавливают справедливость при помощи кулаков и все той же лжи. Такую ложь можно назвать «героической» в том смысле, что она позволяет детям выглядеть лучше в глазах окружающих, да и в собственных тоже. Способности дошколят ко лжи еще не настолько развиты, чтобы они могли городить одну ложь на другую. Но ваше стремление вывести маленьких врунишек на «чистую воду» может создать благоприятные условия для формирования их умений.

Поскольку «героическая ложь», о которой сейчас идет речь, поддерживает сознательный статус ребенка, она имеет еще одно назначение, она выполняет психотерапевтическую функцию. Например: если ваш малыш что-то очень хочет, сильно желает, но по независящим от него причинам не может этого получить, то в присутствии других он может рассказать о желаемом, как уже о свершившемся факте. Детская ложь в раннем возрасте – это невинное и обычно переходящее явление, но при неправильном воспитании оно может дать толчок более стойким состояниям иногда болезненного характера. Все это говорит о необходимости проявлять большой такт, заботливость и умение при воспитании детей.

Дети еще многое не могут (например, купить себе дорогую игрушку) и в этом случае «героическая» ложь приходит им на помощь. Ребенок использует эту ложь лишь в силу желания противостоять обстоятельствам жизни, в которых он вынужденно пребывает. Если ребенок часто врет, то прежде всего попытайтесь выяснить причину такого поведения. А причины могут быть разные. Причиной детской лживости может стать и неправильное воспитание, частые наказания за ничтожные проступки, вызывающие у ребенка чувство страха и неудовлетворенности. Вот почему дети создают себе выдуманный мир и живут в нем. Пренебрежительное отношение к ребенку также побуждает в нем стремление ксамо проявлению, для чего он начинает «лгать», ставя себя в центр выдуманных событий.

Хотелось бы задать следующий Вам вопрос: «Скрывает ли что-то от вас ребенок? Думаете ли вы, что он лжет?»

Хотелось бы отметить, что у каждого человека, как взрослого, так и его ребенка, есть право на свою собственную тайну, маленький секрет. Вы наверняка удивляетесь тому, с каким упорством дети скрывают свои маленькие тайны. Подобные действия могут вызвать у вас раздражение, досаду.

Атмосфера семейного доверия и открытости, безусловно, способствует формированию в детях чистосердечного желания поделиться с близкими и плохим и хорошим. Но если вы замолкаете, при появлении ребенка, прерываете свои разговоры и дебаты, то вряд ли стоит ждать от малыша откровенности.

Допытываться и вести расспросы ради восстановления истинной картины случившегося - это задача судебного следствия, а дошкольник – не преступник, не грабитель. Если мы взрослые грубы и неделикатны, то и дети будут такими, если вы оставляете за собой право на личные секреты, то давайте предоставим его и нашим детям. Больше доверяйте своим детям и не стремитесь узнать их тайны даже под большим секретом.

Известный детский психиатр Лео Канер справедливо отмечает: «Чем строже наказательные меры родителей, тем больше вероятность, что ребенок станет лгать». Такого же характера и ложь детей разведенных родителей. Они с увлечением рассказывают об отсутствующем родителе, наделяя его возможными положительными качествами. Болезненная лживость чаще всего встречается у единственных в семье детей, стоящих в центре внимания и забот. Им свойственно непреодолимое стремление выдумывать события, в которых они играют центральную роль. Ложь и фантазирование дают им возможность удовлетворять свою потребность в переживаниях, которых е может им дать скучная и будничная действительность.

«Ложь» и «выдумка» детей дошкольного возраста в сущности невинны. Причины следует упорно искать, обнаруживать и устранять. Очень важно считаться с личностью и достоинством ребенка. Давайте вспомним ту ситуацию, где у Сережи мама в брюках нашла деньги. Вспомнили? И вот еще одна: «У Марины дурная привычка, брать чужое без спроса. А начинаешь выяснять, каких только историй фантастических не наслушаешься: подарили, нашла, девочка дала. За что и наказывать не знаешь – за вранье или за воровство?»

Ложь ради собственного спасения, безопасности, уклонения от всех видов наказания – одна из самых распространенных, чтобы избежать наказания, считает ребенок, порой достаточно просто скрыть правду. Делать это можно двумя путями: промолчать о случившемся или придумать историю, оправдывающую виновного. Брать вещи без спроса – одна из излюбленных проделок дошкольников. Давайте вместе рассмотрим приведенные выше примеры. В первом случае мама, обнаружив деньги сделала вид, что вполне удовлетворена его объяснением, пусть и прозвучавшем неправдоподобно. Она не стала допытываться, где сын раздобыл эту сумму. Спокойная реакция, отсутствие нравоучений пробудили в ребенке совесть, и он сознался. В данном случае малыш выгораживал не только себя, но и любимую бабушку. В целом отсроченная реакция взрослых, их доверие к ребенку явились действенным средством воспитания честности и открытости. Во втором случае, мамы Марины, подмечая за девочкой тягу к чужим вещам, заранее с подозрением отнеслась к ее словам. Даже если бы дочь сказала правду, ее объяснения были бы подвергнуты сомнению. Поэтому девочка и начинает придумывать все новые и новые факты, объясняющие ее поступок. Она надеется, что хоть один из них устроит и успокоит мать. Страх наказания будет толкать девочку на все более скрытное поведение. Если бы мать не грозила суровыми наказаниями, а повела бы себя иначе, более разумно, она могла бы помочь дочери изжить это пагубное пристрастие. Как же отучить ребенка лгать?

Прежде всего начните с себя. Проследите за своей речью. Может быть в ней есть выражения типа: «Я принесу тебе это с работы», «Меньше надо болтать языком», «Во, врет!»

Дети трактуют эти высказывания, как возможность нечестных действий, лживости. Возможно вы не во всем честны с близкими. Иногда мамы и папы сами просят детей помалкивать и не рассказывать ничего другим членам семьи. Семейные скандалы и неурядицы становятся причинами особого любопытства окружающих. Поэтому прежде, чем задавать вопросы своим детям, задумайтесь, не подтолкнут ли ваши дотошные расспросы ребят на путь лжи. Если малыш сказал неправду, дайте ему время одуматься и исправиться, не подавляйте их нравственную активность нравоучением. Ваша взаимная искренность, равенство требований к себе, к окружающим – вот лучший фундамент правильного воспитания. Уважайте личность ребенка и его право промолчать, если он не готов на откровенный разговор. Не все дети (как и взрослые) в состоянии сразу признаться в собственных грехах. Помните – то, что присуще вашему ребенку сегодня, не значит, что он будет таким всегда. Если он обманывает вас, не закрепляйте и не внушайте модель поведения, называя его «лжецом».

5. «Работа в группах»

- Предлагаю вам педагогические ситуации, в которых ребенок вынужден говорить неправду. Родители делятся на три группы. Каждой группе дается карточка с заданием.

Эти ситуации предлагались для решения детям. Попробуйте оценить их с позиции, как взрослого, так и ребенка.

1 ситуация. Мама купила печенья к чаю. Катюша с Сашей очень обрадовались. Им очень хотелось отведать лакомства. Но отец задерживался на работе и время ожидания праздника за чашкой чая всей семьей до бесконечности затянулся.

А пока. каждый занимался любимым делом: мама вязала, Саша - рисовал, а Катя - листала журналы. Девочка постоянно отвлекался, и бегала на кухню попить воды. Но на самом деле, Екатерина пробовала печенье. И не заметила, как все съела.

Пришел папа. Вся семья села за стол, ожидая маминого сюрприза. Но. в вазе остались только крошки. Девочка не призналась, что съела печенье. И во всем обвинили брата.

- Почему Екатерина сказала неправду?

- Кого вам жаль в этом случае?

- Чтобы вы сделали?

2 ситуация. Витя купил мороженое на деньги, оставшиеся от покупки хлеба.

Дома сказал, что деньги потерял.

- Какие причины заставили ребенка соврать?

- Случались ли с вами подобные ситуации?

- Как бы вы отреагировали на месте родителей мальчика?

3 ситуация. Вася забрал из детского сада маленький, хорошенький легковой автомобиль - ему давно хотелось иметь такой. Принес домой. Похвастался маме. Сказал, что это ему подарили.

- Что было дальше?

- Чтобы вы сделали в этой ситуации?

- Случались ли подобные случаи с вашими детьми?

Родители высказывают свои мнения.

-Причина, которую все единогласно назвали: страх перед наказанием. Это та причина, которая чаще всего побуждает детей говорить неправду. Страх - всегда сопровождает неправду. Жизнь постепенно убеждает, что трус, почти всегда лжец.

Чтобы понять причину обмана и устранить ее, необходимы большие педагогические усилия. Чтобы побить ребенка за ложь, нужен только ремень и «тяжелая рука». Но когда ребенка бьют за ложь, она начинает лгать на каждом шагу. Давайте будем воспитывать детей так, чтобы они могли отвечать за свои поступки, отчитываться перед собой и другими людьми, не передавая личной ответственности на другого.

Помните мудрые слова: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Правда светлее солнца».

6. Деловая игра «Как воспитать в ребенке честность?»

-Думаю, каждый пытался сам ответить на этот вопрос, исходя из личных ситуаций. Необходимо, помнить, что грубо раскрытая ложь, например: «Ты лжец!», не приведет к положительным результатам. Взрослый должен высказать ребенку доверие, уверенность в том, что он не будет больше унижать себя ложью

Так сделал герой рассказа Л. М. Толстого «Чашка» (зачитываю рассказ).

Давайте попробуем назвать причины, порождающие детскую ложь.

(на столах у родителей лежат Памятки «Причина лжи у детей»)

- Мы, взрослые, - даем первые «уроки лжи».

- Страх перед наказанием!

- Позор, что испытывает ребенок, который сделал нечто неправильное!

- Лень, желание избежать усилий.

- Постоянные родительские запреты, что является проблемой в воспитании честности.

(Родители обсуждают эти причины приводят примеры из личного опыта).

Чтобы каждый раз достичь желаемого результата, нужно много времени и размышлений. Не тратя времени - хорошо не воспитаешь!

Как не обидно, но в каждой семье большое воспитательное влияние оказывают книги.

7. Памятки со списком литературных произведений по теме.

Постарайтесь найти подходящий способ творческого самовыражения. Как вариант, сочиняйте с ребенком разные истории, сказки и т. д.

ВраньёР. Сеф

У льва и тигра когти,

Как острые клинки.

У льва и тигра в пасти

Ужасные клыки.

А у вранья -ни пасти,

Ни спрятанных когтей,

Но в целом белом свете

Нет ничего страшней.

Предлагаю перечень литературных произведений, которые вы сможете обсудить вместе с ребенком. И думаю, что в каждой семье станет традиция вечерних чтений. И это поможет воспитать в ваших детях моральные качества: честность, смелость.

Литература.

Л. М. Толстой «Чашка», «Лжец», «Саша был трус».

С. Баруздин «За обедом».

Е. Пермяк «Самое страшное», «Надежный человек».

В. Осеева «На берегу реки», «На катке».

Большое спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении спортивного развлечения совместно с родителями в средней группе «И мы скоро подрастём…»Фотоотчёт о проведении спортивного развлечения совместно с родителями в средней группе «И мы скоро подрастём…» Всем известно, что 2020-й год объявлен в России «Годом памяти и Славы» в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945.

Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц»Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц» Любознательность - отличительная особенность детей дошкольного возраста. Недавно, рассматривая и читая детскую энциклопедию. детей заинтересовал.

Итоговое занятие по математике в средней группе совместно с родителямиИтоговое занятие по математике в средней группе совместно с родителями Цель: Упражнять в счете до пяти; закрепить знания цифр в пределах 5, умение соотносить их с количеством. Уточнить представление о порядковом.

Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?»Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.

Консультация для воспитателей «Что делать, когда дошкольники говорят неправду?» Дети, бывает, говорят неправду. Это известно каждому педагогу. И мы знаем, с чем это связано: ребёнок хочет нравиться; ребёнок не хочет.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол с родителями подготовительной группы «Знаете ли вы своего ребёнка?»Круглый стол с родителями подготовительной группы «Знаете ли вы своего ребёнка?» ТЕМА: «Знаете ли вы своего ребёнка?» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Беликова Н. И. Цель: Формирование доброжелательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол совместно с родителями «Детская ложь. Почему дети говорят неправду» в средней группе
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 23:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД