Лучший педагог года

«Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях.»

Татьяна Исмакова
«Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях.»

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Актуальность.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.

Будущее нашей Родины зависит не только от технологий и инвестиций, но и от четкости, моральных принципов, ответственности молодежи за судьбу страны.

Публикация «„Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях,“» размещена в разделах

Наша страна переживает не простые времена, а изменения в социально – экономических процессах, неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Для того чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономическое развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировозрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением (С. Козлова).

В исследованиях авторов, посвященных проблемам социального воспитания личности (Р. Стеркина, И. О. Князева) первоначальное представление дошкольников о себе, других людях рассматриваются как важнейшая ценность личностного настроя человека. Как указывают эти авторы, что сейчас, в начале 21 века мы не можем удовлетвориться положением, в котором находится массовое воспитание детей.

Социально-личностное воспитание - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие дошкольника предполагает формирование предпосылок приобщения к социальным ценностям. Особую актуальность эта проблема приобретает в старшем дошкольном возрасте. Формирование первичных представлений у дошкольников о себе, других людях по программе «От рождения до школы» предполагает : расширять осведомлённость детей о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство, представление значимости для жизни ребёнка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Одна из основных задач детского сада закладывание основ духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими детьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в процесс формирования у него первичных представлений о себе, других людях.

Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение.

Анализ недостатков в результатах:

дошкольники не владеют необходимыми знаниями о правах детей

недостаточно знаний о себе, своей семье (состав, распределение семейных обязанностей, семейные традиции);

недостаточно знаний о детстве других детей;

Анализ недостатков в основном процессе:

недостаточно освещена тема социально-личностного воспитания в образовательной программе ДОУ;

недостаточно разработаны конспекты образовательной деятельности по формированию первичных представлений о себе, других людях;

в календарно-тематическом планировании мало тем, посвященных данной теме.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях;

недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений о себе, других людях;

мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления о себе, других людях;

не хватает консультативного материала для родителей.

Противоречия.

Формирование первичных представлений о себе, других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми, однако недостаток научно-методической литературы, материально-технической базы в сочетании с кадровыми условиями не позволяют реализовать первичные представления.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Использование в деятельности педагога новых средств работы, мультимедийные пособия, новые методические разработки по формированию у дошкольников первичных представлениях о себе, других людях предполагает.

Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявление

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям, обладает чувством собственного достоинства.

Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослыми и сверстникам, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей

Расширение представлений о своей принадлежности к человеческому сообществу

Владение осведомлённостью детей о сферах человеческой деятельности

Формирование познавательных действий, становление сознания в познавательно-исследовательской деятельности

Наблюдает за другими людьми.

Рассказывает о себе.

Играет в игры которых воспроизводит действия социального мира.

Участвует в совместных с взрослыми проектах «Моё генеологическое древо» с родителями, «Мы такие разные» с воспитателем.

Склонен эксперементировать по данной теме.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностях предполагает использование мониторинга развития и формирование у дошкольников первичных представлений о себе, других людях в процессах самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения.

Для решения проблемы по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях мы используем доступные формы, методы и приёмы.

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Формы :

Изобразительная деятельность по развитию первоначальных представлений у дошкольников о себе, других людях «С кем я живу», «Мы такие разные», «Мир вокруг нас» и др.).

Организация кружка по первичному представлению дошкольников о себе, других людях «Я человек».

Этические беседы («Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и Зло»).

Экскурсии в музей школы «История рождения села».

Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире).

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кафе у Мальвины»

Родительские собрания на тему «Традиции семьи» и др. Проведение с родителями и детьми конференций в виде круглого стола «Я, ты, мы».

Создание совместного проекта (родители и дети) «Люди нашего села».

Консультации специалистов с педагогами, родителями по теме «Воспитание свободной творческой личности».

Проведение в ДОУ творческого конкурса «Кто я?»

. Мониторинг.

Основными критериями оценочной деятельности являются:

Выявление имеющихся знаний о человеке и его окружении;

Выявление умения выражать эмоциональное состояние человека с помощью жестов, мимики, языка красок;

Выявление степени культуры поведения как совокупности полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения. (С. А. Козлова)

Показатель

Форма работы

С. А. Козлова методика «Я человек»

Имеет представление о себе.

Тестирование

Сформировано представление о собе

полностью

частично

Не сформировано

Имеет представленеие о других людях.

Игра-викторина «Мы такие разные»

Сформировано представления о людях другой национальности.

полностью

частично

Не сформировано

Сформированы представления о социальном мире в котором он живёт.

Наблюдение во время игровой деятельности.

Умение применять правила поведения в общественных местах.

полностью

частично

Не сформеровано

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Согласно требованиям ФГОСДО к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа над приобщением дошкольников к социальным ценностям была успешной и плодотворной в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:

Кадровые:

- Курсы повышения квалификации по первичному представлению дошкольников о себе и других людях.

- Необходимо комплектация кадров.

Материально-технические:

- Приобрести игровое оборудование для создания предметно-пространственной среды по первичному представлению о себе, других людях.

- Приобрести компьютер, аудио аппаратуру.

Научно – методические:

- Приобрести в методический кабинет программы и новинки по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях.

- Создать картотеку художественных и музыкальных произведений, мультфильмов в соответствующие данной теме.

- Разработать планирование по первичному представлению о себе, других.

- Подписаться на электронный журнал «Детский сад теория и практика».

Организационные:

- Организация экскурсий в музеи.

Нормативно – правовые:

- Документы регламентирующие деятельность кружка по первичному представлению дошкольников о себе, других людях «Я человек».

- Приказ директора о положении конкурса в ДОУ п данной теме.

- Письменные разрешения родителей, для посещения музеев, экскурсий

- Заключение договоров экскурсионным агенством.

Информационные :

- Открытие официального сайта ДОУ

- Проведение дистанционного общения с коллегами по обмену опытом и информацией.

Публикации по теме:

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях.»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 13:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД