МААМ-картинки

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста

Надежда Арсентьева
Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, который ориентирует на создание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка дошкольного возраста. Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс его физического развития попрежнему строится без учета индивидуальных особенностей; в нем не учитывается:

• состояние здоровья;

• уровень физической подготовленности;

Публикация «Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

гендерная принадлежность ребенка.

Мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, в работе с ними используется одна и та же методика физического развития. Это отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья мальчиков и девочек и их физической подготовке.

В педагогической литературе указывается, что давно назрела необходимость осуществлять физическое развитие дошкольников с учетом гендерной принадлежности. Впервые в отечественном образовании осуществляется переход от бесполой педагогики к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. При этом гендер (англ. gender, от лат. genus –род) понимается как социальный пол, определяющий и поведение человека в обществе, и то, как это поведение воспринимается обществом. Результатом гендерной принадлежности детей является воспитание мужественности и женственности с ориентацией на исполнение в будущем социальных ролей. Физическое воспитание обеспечивает формирование мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений. Так, мальчикам необходимы упражнения, формирующие выносливость, силу, мужественность, а девочкам – пластичность, гармоничность, женственность.

О. Г. Аракелян и Л. В. Карманова указывают, что уже в 5летнем возрасте отмечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Мальчики совершают одиночные перепрыгивания; девочки осваивают разнообразные прыжки, используя их в повседневной жизни. Формирование скоростносиловых качеств у мальчиков и девочек предполагает разный подход, так как они имеют разные показатели в овладении этими качествами.

Анализ педагогической литературы позволил уточнить понятие «гендерно ориентированное сопровождение физического развития детей дошкольного возраста», под которым понимается тип педагогической деятельности инструктора по физической культуре, воспитателя, медицинского работника, направленной на индивидуальную помощь ребенку дошкольного возраста, учитывающую физическое состояние, здоровье, гендерную специфику мальчиков и девочек в освоении физической культуры и формирующую мужественность и женственность как основу гармоничного освоения будущих социальных ролей.

Гипотетически А. Коузовымвыявлены педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста в физическом развитии :

• интеграция образовательных областей («Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», обеспечивающая формирование мужественности и женственности для гармоничного освоения будущих социальных ролей;

• учет половой идентификации детей при повышении уровня развития скоростносиловых качеств старших дошкольников;

• взаимодействие с семьями воспитанников, учитывающее состояние здоровья и физическое развитие мальчиков и девочек.

Рассмотрим каждое из условий.

Первое условие, обеспечивающее формирование мужественности и женственности у детей дошкольного возраста для гармонического освоения ими будущих социальных ролей, предполагает включение в учебное занятие по физической культуре других видов деятельности: музыки, анализа литературных и изобразительных произведений, развития представлений об идеальном образе мужчины или женщины. Так, чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер» помогает дошкольникам усвоить понимание необходимости формирования у мальчиков таких физических качеств, как сила, ловкость, атлетическое здоровье, выносливость. А анализ картины М. Врубеля «Царевналебедь» способствует закреплению представлений о женской красоте, о таких феминных качествах, как грациозность, плавность, пластичность, нежность, которые могут быть сформированы танцами, специально подобранными физическими упражнениями. Все качества, свойства личности дошкольника не только проявляются, но и формируются в тех различных видах детской деятельности, которые составляют жизнь ребенка, его общественное бытие. В зависимости от того, что ребенок делает (т. е. каково содержание его деятельности) и как делает (способ деятельности, в зависимости от организации этой деятельности и от того, какие отношения и взаимосвязи с другими (сверстниками и взрослыми) эта деятельность формирует, развиваются определенные склонности, способности, закрепляются знания. Интеграция различных видов деятельности обеспечивает активное проявление личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Реализация второго педагогического условия определяет иное, чем принято, построение занятий физической культурой. Это вызвано в первую очередь различиями в развитии скоростносиловых качеств у мальчиков и девочек. Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г. ЛевиГориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам большинства контрольных упражнений.

Последующие исследования показали, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают средние результаты девочек. Девочки лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие. Это послужило основанием того, что в большинство учебнометодических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков (Т. И. Осокина, В. Г. Фролов и Г. П. Юрко, Н. В. Алябьева, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак.

Двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста наиболее значимы скоростносиловые способности, для детей 6 лет – скоростные способности и выносливость, а для детей 7го года жизни – скоростные и координационные способности.

Анализируя психологопедагогическую литературу, А. Коузов определил тенденцию физического развития дошкольника, результатом учета которой являются разделение и группировка детей по гендерным признакам с целью использования потенциальных возможностей каждого ребенка, что сопрягается с выявлением и максимальным развитием природных задатков и способностей.

К девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования, связанные с выполнением одних и тех же движений, с четкостью, ритмичностью, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) и пластичностью, выразительностью, грациозностью (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что и требования к результативности должны быть разными. Например, в прыжках со скакалкой для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как хороший результат для девочек – усложненные варианты прыжков (с вращением скакалки назад, ноги скрестно, руки скрестно, вдвоем и т. д.). Рассмотрим особенности формирования мужественности и женственности через систему упражнений для мальчиков и девочек, которые можно разделить на две большие группы.

К п е р в о й г р у п п е относятся раздельные занятия. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание, и упражнений, вызывающих интерес данной группы детей (например, для мальчиков – футбол, хоккей; для девочек – упражнения с лентами).

Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может иметь ярко выраженную окраску в зависимости от пола (например, для мальчиков – «Спасатели», для девочек – «Театр кукол»). Так, для развития силы у мальчиков мы рекомендуем упражнения для мышц пресса.

1. «Кузнечик». И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед. 1 – слегка приподнять корпус, одновременно сгибая ноги в коленях; 2 – и. п. (один–два подхода по 5–8 раз).

2. Подтягивание на перекладине. И. п. – хват сверху. 1 – подтянуться на перекладине; 2 – и. п. Дыхание произвольное (7–8 раз).

3. «Силачи». И. п. – стоя в парах. Мальчики стоят друг к другу лицом, одна нога впереди, другая сзади, руки упираются в плечи напарника. 1 – вытолкнуть партнера; 2 – и. п. Дыхание произвольное (4 раза).

Такие упражнения развивают у мальчиков силу, выносливость, ловкость, что ведет к формированию мужественности. Для девочек необходимы упражнения, формирующие женственность: грациозность, мягкость, нежность. К таким упражнениям можно отнести гимнастику, ритмику, упражнения с лентой, обручем, мячом и др.

К о в т о р о й г р у п п е относятся совместные дифференцированные занятия. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

• в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;

• на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающие упражнениях – исходные положения, в полосе препятствий – условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании – расстояние до цели; в ритмической гимнастике – рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка). В этом варианте организации занятий, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточкизадания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее успешность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи со сказанным педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично данную проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.

Внедрение третьего условия предполагает индивидуальную помощь семье ребенка с учетом гендерных различий. Имеется в виду не любая форма помощи семье, а поддержка, в основании которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности за выбор варианта индивидуального воспитательного воздействия на ребенка с учетом уровня его физического, психического, духовного развития.

Новое направление работы с семьей требует создания при дошкольных организациях службы семьи – объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения : воспитателей, медицинских работников, психолога, социального педагога, инструктора по физической культуре. При этом служба сопровождения семьи должна учитывать следующие принципы:

• рекомендательный (необязательный для исполнения) характер;

• приоритет интересов сопровождаемого;

• непрерывность сопровождения на всех этапах развития ребенка;

• мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

• стремление к автономизации.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

• индивидуальное сопровождение ребенка с учетом типа семьи, в которой он растет;

• системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для семьи в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательных организациях предполагает создание условий для выявления потенциальной группы риска и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Как правило, в таком сопровождении нуждаются семьи с больным ребенком; им предлагаются индивидуальные лечебнооздоровительные программы с учетом состояния здоровья воспитанника, главным направлением которых являются профилактика заболеваний, укрепление и сохранение здоровья дошкольника. Коллектив детского сада должен способствовать созданию здоровьесберегающей среды в семье, в которой важное место занимают водные, воздушные, физические упражнения, физкультурнооздоровительные процедуры, фито и арттерапия, семейные праздники здоровья и др.

Системное сопровождение семьи осуществляется в нескольких направлениях:

• участие в разработке и реализации программ сопровождения семьи с учетом создания наиболее благоприятных условий для физического развития мальчиков и девочек; предлагается выбор спортивных секций и кружков;

• проектирование новых форм образовательных услуг для семьи (совместные праздники, «социальная гостиная», школа индивидуального воспитания и развития, семейные кружки и студии по интересам и т. д., в которых нуждаются мальчики и девочки;

• создание профилактикокоррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей (плоскостопие, искривления позвоночника, психические расстройства и др.). Данные программы проектируются с учетом гендерных различий.

Такая комплексная работа дошкольных организаций предполагает разнообразие моделей взаимоотношений с семьями воспитанников для сохранения ценностей дошкольного детства, интимного и личностного развития каждой растущей личности.

Выявленные нами педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста взаимодополняемы и взаимообусловлены, представляют систему организационных мер по формированию мужественности и женственности средствами физической культуры.

Публикации по теме:

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста».

Консультация «Педагогические условия организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста» Досуг - важная часть жизни и показатель индивидуальной образованности, как отдельного человека, так и общества в целом. Досуговая деятельность.

Консультация «Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Формирование гендерной принадлежности как условие личностно-ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста Цель проекта:  создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей социально-коммуникативному развитию.

Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста В настоящее время остро стоит проблема психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Данное положение.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию Задачи обновления системы дошкольного образования в стране, поставленные в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников» Для формирования детского конструкторского творчества необходимо выполнение трех условий: • Первое условие — организация целенаправленной.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» семинар-практикум для педагогов ДОУТема: Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. или Не мелкие вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 16:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД