Лысенко Нина
Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоит проблема психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Данное положение влечет за собой свободное развитие и становится неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Главным компонентом для выполнения воспитательно-образовательного процесса необходимо создать безопасность развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.
Публикация «Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Знакомясь с многочисленными исследованиями Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман, А. В. Мудрик и др. можно проследить в их работах проблему организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста. Сопровождение рассматривается как особый вид профессиональной деятельности взрослого, который старается решить определенные проблемы личности ребенка и свои задачи. Ребенок выступает в педагогическом процессе в роли объекта и субъекта самовоспитания и саморазвития. Под объектом понимается не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни.
В словаре русского языка С. И. Ожегова имеется следующее определение «Сопровождение – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [1 ].
М. Р. Битянова рассматривается «сопровождение» как движение вместе с ребенком и рядом, или впереди, чтобы ответить на появившиеся вопросы. Педагог старается выслушать своего собеседника и старается помочь советом, но не контролирует его.
Л. Г. Субботина совмещает психологическую и педагогическую составляющие. Под «психолого-педагогическим сопровождением учащихся» Субботина Л. Г. понимает целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия» [3 ]. Знакомясь с опытом работы Л. Г. Субботиной увидеть, что для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализующих личностно-ориентированное обучение, характерны следующие особенности;
1 равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса;
2 равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
3 психологическая поддержка друг друга [3].
Основным направлением для формирования основ психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности воспитателя стал личностно-ориентированный подход, что дает возможность выбора методик для высокого уровня профессионального развития. Цель психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника – помочь реализовать свои способности, знания, умения и навыки для успешного достижения в различных видах деятельности.
Для созданий социально-психологических условий успешного воспитания и развития ребенка в своей возрастной периодизации необходимо, чтобы психолого–педагогическое сопровождение выступало как система профессиональной деятельности. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
• Сопровождение опирается на психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Сопровождение требует, чтобы педагог мог владеть техникой общения с ребенком, движения вместе с ним, быть рядом, иногда чуть впереди. Наблюдая за своими детьми, мы, педагоги, замечаем их успехи, помогаем примерами и советом решать проблемы, встречающие на их жизненном пути.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса может изменить дошкольника, но при этом должен применяться только индивидуальный подход.
Интенсивного развития теории и практике психолого-педагогического сопровождения связано с расширенным представлением о целях образования, куда включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как основной элемент системы образования, в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Список литературы.
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов/ Под ред. Л. Скворцов. «Оникс-ЛИТ», «Мир и Образование» 2012 г.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
3. Субботина Л. Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.