МААМ-картинки

Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста

Лысенко Нина
Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоит проблема психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Данное положение влечет за собой свободное развитие и становится неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Главным компонентом для выполнения воспитательно-образовательного процесса необходимо создать безопасность развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

Публикация «Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Знакомясь с многочисленными исследованиями Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман, А. В. Мудрик и др. можно проследить в их работах проблему организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста. Сопровождение рассматривается как особый вид профессиональной деятельности взрослого, который старается решить определенные проблемы личности ребенка и свои задачи. Ребенок выступает в педагогическом процессе в роли объекта и субъекта самовоспитания и саморазвития. Под объектом понимается не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни.

В словаре русского языка С. И. Ожегова имеется следующее определение «Сопровождение – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [1 ].

М. Р. Битянова рассматривается «сопровождение» как движение вместе с ребенком и рядом, или впереди, чтобы ответить на появившиеся вопросы. Педагог старается выслушать своего собеседника и старается помочь советом, но не контролирует его.

Л. Г. Субботина совмещает психологическую и педагогическую составляющие. Под «психолого-педагогическим сопровождением учащихся» Субботина Л. Г. понимает целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия» [3 ]. Знакомясь с опытом работы Л. Г. Субботиной увидеть, что для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализующих личностно-ориентированное обучение, характерны следующие особенности;

1 равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса;

2 равное признание активной коммуникативной роли друг друга;

3 психологическая поддержка друг друга [3].

Основным направлением для формирования основ психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности воспитателя стал личностно-ориентированный подход, что дает возможность выбора методик для высокого уровня профессионального развития. Цель психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника – помочь реализовать свои способности, знания, умения и навыки для успешного достижения в различных видах деятельности.

Для созданий социально-психологических условий успешного воспитания и развития ребенка в своей возрастной периодизации необходимо, чтобы психолого–педагогическое сопровождение выступало как система профессиональной деятельности. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Сопровождение требует, чтобы педагог мог владеть техникой общения с ребенком, движения вместе с ним, быть рядом, иногда чуть впереди. Наблюдая за своими детьми, мы, педагоги, замечаем их успехи, помогаем примерами и советом решать проблемы, встречающие на их жизненном пути.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса может изменить дошкольника, но при этом должен применяться только индивидуальный подход.

Интенсивного развития теории и практике психолого-педагогического сопровождения связано с расширенным представлением о целях образования, куда включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как основной элемент системы образования, в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Список литературы.

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов/ Под ред. Л. Скворцов. «Оникс-ЛИТ», «Мир и Образование» 2012 г.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

3. Субботина Л. Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.

Публикации по теме:

Консультация «Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального роста педагогических работников» В условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения художественно одарённого ребенка Индивидуальный маршрут Психолого-педагогического сопровождения Художественно-одарённого ребенка ___ Старшая группа.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения способного воспитанника ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОСОБНОГО ВОСПИТАННИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАДУГА» МДОУ.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА,ИМЕЮЩЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА».

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ 1. Сведения о ребёнке Ф. И. ребёнка ___ Шифр ___ Возрастная группа.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Речевая готовность детей к обучению в школе как результат психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса г. Альметьевск МБДОУ №40 «Гуси- Лебеди» Воспитатель 2 кв. категории Новикова Юлия Владимировна. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2016 в 09:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД