Папки-передвижки

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты»

МИЛАНА ЗАНДАКОВА
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты»

Пояснительная записка

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности.

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей „Юные таланты“» размещена в разделах

Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.

Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Однако одаренные дети обычно быстро понимают собственное превосходство, из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих. Поэтому нашему ДОУ ближе динамический подход как одно из направлений в изучении проблемы одаренности, который рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка, осуществляя переход «от диагностики отбора к диагностике развития». В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности.

Цель: содействие в выявлении, поддержке и развития воспитанников с признаками одаренности, их самореализации, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

1. Выявление совместно со специалистами ДОУ воспитанников с признаками одарённости в различных областях деятельности.

2. Разработка и проведение воспитателями и педагогами дополнительного образования индивидуального маршрута сопровождения воспитанников с признаками одарённости.

3. Разработка форм подведения итогов реализации данной рабочей программы.

4. Развитие способностей воспитанников в выявленных областях деятельности педагогами дополнительного образования учреждения.

5. Содействие социализации, формированию коммуникативных навыков.

6. Развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции в преодолении стресса, поведения в экстремальной ситуации (конкурсы, фестивали).

7. Обеспечение поддержки родителей (законных представителей) и воспитателей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей.

Срок реализации: 2015-2016 учебный год.

Участники программы : педагоги, воспитанники, родители.

Формы работы с одаренными детьми :

• кружки по интересам

• конкурсы, викторины

• спортивные состязания

• выставки прикладного искусства

• индивидуальные выставки

• исследования динамики развития

• оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка

• проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руководством руководителей кружков

• цикл занятий развития и воспитания детей с признаками одарённости по индивидуальному маршруту сопровождения.

Структура работы:

1. Диагностический блок.

2. Подготовительный блок.

3. Конкурсный блок.

4. Развивающе – презентационный.

Ожидаемые результаты:

• Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.

• Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.

• Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.

• Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации) .

• Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.

Необходимые условия для реализации:

• Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы специалистов и работы психолога.

Одна из важных задач в нашем дошкольном учреждении – организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности. В основу образовательной программы нашего ДОУ входит программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, разработанная с учетом новых ФГОС, направленная на развитие разнообразных видов детской творческой деятельности.

Понятие способностей выступает в качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.

В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей. Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек - особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.

Диагностический инструментарий

С детьми:

1. Тест креативности П. Торренса «Дорисуй фигуры»;

2. Методика В. С. Юркевич «Дерево желаний»;

3. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).

С педагогами:

1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» В. С. Юркевич;

2. Анкета выявления одаренности в разных сферах по методике А. И. Савенков;

3. Анкета для воспитателей во выявлению интересов и склонностей воспитанников с признаками одаренности.

С родителями:

1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн;

2. Методика «Определение склонностей ребенка».

Алгоритм распределения детей по интересам

1. Посещение детьми занятий со специалистами.

2. Психодиагностика : анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей.

3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия.

4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия.

5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.

6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений.

Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте:

• дети с высоким общим уровнем умственного развития;

• дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической).

Виды одаренности :

• академическая (мотивационно- личностные характеристики, способности к обучению);

• творческая (художественная, вокальная, литературная, артистическая, конструктивная одаренность);

психомоторная (спортивная и хореографическая одаренность);

• коммуникативная (лидерская и социально- личностная одаренность).

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения .

Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть I) часть 2 часть 3 Разработал воспитатель Гульняшкина Ирина Николаевна Цель: создание условий, направленных на сохранение психического и физического.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть II) часть 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП Задачи этапа по работе с детьми: -сохранение физического и психического здоровья детей; -обеспечение условий.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения коммуникативной и когнитивной функций.

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…» Пояснительная записка Данная работа имеет своей целью изучить и обобщить теоретический материал по проблеме адаптации детей раннего возраста.

Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 1 Почти во всех делах самое трудное - начало. (Ж. -Ж. Руссо). Каждый новый этап жизни приносит человеку множество страхов перед неизведанным.

Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 2 3. Психологический комфорт. Современные исследователи сходятся во мнении, что динамичный мир, который полон н неожиданностей, постоянных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты»
Опубликовано: 3 сентября 2015 в 08:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД