Папки-передвижки

«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени» (10 фото)

Ксения Папина
«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Познавательно-исследовательская деятельность «Письма - треуголки» с использованием технологии «Путешествие по реке времени».

«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Цель. Расширить и обобщить полученные знания детей о годах Великой Отечественной войны, нашем городе Тула во время войны. Исследовать способы сообщения людей во время войны и в настоящем времени.

Задачи.

Публикация «„Письма-треугольники“, Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах

Продолжать знакомить с понятиями прошлое и настоящее с помощью меток материальной цивилизации.

Расширять знания о военных профессиях, о тяжелой службе солдат, защищавших родину.

Развивать способности к исследовательскому типу мышления.

Развивать творческие способности, конструктивные возможности детей.

Воспитывать чувство гордости за героев войны, свою страну, уважение к подвигам ветеранов.

Воспитывать самостоятельность.

Технологии и методы.

Работая над творческо-информационным проектом к 9 мая, я решила включить в него познавательно-исследовательскую деятельность, которая имеет своей целью формирование у дошкольников ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Для проведения исследовательской деятельности я выбрала наиболее соответствующую возрасту детей (5 лет) технологию «Путешествие по реке времени». В поиске информации по реализации этой технологии, я столкнулась с тем, что многие педагоги вообще не знают что это такое. А технология очень интересная и простая, главное - нравиться детям.

Необходимо изготовить панно «Река времени». Панно «Река времени» представляет собой несколько листов формата А1, соединяемых вместе. В нижней части листа необходимо нарисовать синюю полосу, символизирующую историческое развитие человечества (река времени течет непрерывно). На листах помещаются временные метки (остановки-островки на реке) – самые яркие события или явления прошлого, отражающие уровень развития человека. Это может быть жилище, изображение костюма определенного времени, предметы быта и т. д. Ребенку легче понять, что было много лет назад, если он видит, как выглядел человек, где жил и какими предметами пользовался. Путешествуя по реке времени детям задается вопрос: что бы вы увидели в прошлом? Дети могут сравнивать прошлое и настоящее. Временных меток не должно быть очень много. Лучше добавлять материал постепенно, привлекая детей к его поиску. «Путешествия» необходимо проводить по темам, например: история почты, история жилища, история костюма, возникновение часов, огня, транспорт и т. д. Панно должно быть доступно для детей, чтобы каждый мог посмотреть и воспользоваться им, добавить что-то подходящее к определенному времени. Главное – знания преобразуются в создание материального объекта, который ценится детьми.

В свое панно «Река времени» я решила добавить временную метку «Великая Отечественная война». Эту дату, конечно, нельзя обойти стороной. Я подобрала фотоматериалы и иллюстрации по теме и решила остановиться на исследовании способов почтового сообщения в годы войны.

Во время познавательно – исследовательской деятельности соблюдаются здоровьесберегающие технологии (режим динамических поз, подвижная игра).

Методы: наглядный, словесный, практический.

Оборудование: панно «Река времени», фотографии военных лет и современности, картинки-раскраски, оборудование для показа презентации, тетрадные листы, карандаши цветные.

Предварительная работа.

Организация предметно-развивающей среды: уголок, посвященный Вов: папка-передвижка «Дети во время войны», альбомы фотографий «Техника военных лет», «Памятники Победы в Туле», «Тула в годы войны»; подборка стихотворений о войне и победе для детей; раскраски с изображением солдат, вечного огня, салюта.

Фото «Путешествие по реке времени»

Работа с детьми. Познавательные и творческие занятия с детьми, разучивание стихотворений, просмотр фотоматериалов и презентаций по теме Великая Отечественная война, беседы.

Работа с родителями. Принесенные родителями фотографии родственников – ветеранов ВОВ использованы не только для организации выставки в ДОУ, но и в процессе образовательной деятельности. Родители принесли фотографию военных лет и фотографию, сделанную в наше время (это прадед моей воспитанницы).

Подбор материалов для оформления панно «Река времени».

Ход познавательно-исследовательской деятельности.

Деятельность не имеет четких временных рамок, дети привлекаются без принуждения. На любом этапе могут присоединиться или уйти. Как показывает практика, в основном этапе участвуют все.

Подгруппе детей предлагается раскрасить материал (картинки с изображением солдата, ветерана с медалями, открытки к 9 мая, боевой машины «Катюша», танка Т-34, вечного огня) для размещения на панно «Река времени».

«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии - фото

Детям предлагается совершить «путешествие в прошлое».

В. : Ребята мы с вами уже много знаем о военном времени. Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы оказались в тех далеких годах?

Ответы детей.

В. : Кира нам что-то принесла и хочет показать. (Ребенок показывает фотографии своего прадедушки в молодости и сделанную несколько лет назад. Воспитатель предлагает поместить фото на панно «Река времени»). Прошло уже целых 70 лет после победы в войне.

В. : что мы можем сделать, чтобы увидеть, как выглядел наш город во время войны?

Д. : посмотреть фотографии, прочитать и т. д.

В. : давайте посмотрим, как выглядела главная улица нашего города Проспект В. И. Ленина.

(На фото дети видят город сейчас и во время войны, размещают на панно).

Фото №1 Познавательно исследовательская деятельность Письма треуголки с использованием технологии

В. : вот как изменился наш город. Послушайте стихотворение:

Давно ушла от вас война.

Седыми стали ветераны.

И сорок пятая весна

Доныне лечит ваши раны.

Вы отстояли мир в боях

С врагом жестоким и коварным.

И навсегда в людских сердцах

Ваш подвиг будет легендарным.

И сколько весен не пройдет –

Одну мы помнить будем свято.

Весну, которую народ

Великой сделал в сорок пятом.

(автор: Борис Новиков).

Разместим фотографии на нашем панно.

Дети размещают фотографии.

В. : А ветераны какими были раньше?

Д. : молодыми!

В. : конечно! Они защищали нашу родину. Служили в различных видах войск. Какие военные профессии вы знаете? Чтобы лучше вспомнить, отгадайте мои загадки.

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас!

(Военный летчик)

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется …

(Танкистом)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост…

(Солдат)

«Девушка» ходит,

Песню заводит,

Враг услышит —

Сразу не дышит.

(Катюша)

Молодцы! Ребята, служба у солдат всегда была очень тяжелая. Они доблесно сражались в боях с врагами, делали укрепления, чинили оружие. А кто же руководил солдатами в бою?

Д. : командир.

В. : правильно, солдатами руководил командир. Давайте мы с вами поиграем в игру «Слушай мою команду!» (Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма, развитие коммуникативных навыков, отработка социальных ролей, приобщение к подвижным играм. Роль командира выполняют разные дети, игра повторяется несколько раз. Движения детям можно подсказать: маршировать, «летать на самолете», бросать гранату, перепрыгнуть через ров в лесу, спрятаться и т. д.).

Представим, что мы все солдаты, а Ваня наш командир. Он будет отдавать приказы, а мы будем их исполнять.

В. : ну что устали немножко? Давайте присядем, отдохнем. Вот так и солдаты очень уставали. Отдыхали они очень мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха?

Ответы детей.

В. : А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. Вот сейчас если вы соскучились по маме, папе, бабушке что мы делаем?

Д. : звоним по телефону, используем компьютер, идем в гости.

В. : А во времена наших прадедушек никаких телефонов не было, уехать было никуда нельзя –командир не отпустит. Что делали люди?

Д. : писали письма.

В. : солдаты во время отдыха писали письма домой. Но письма были не такие как сегодня. (Показ письма-треуголки). Какая форма у этого письма? Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В. : конечно, ведь это были тяжелые времена, найти конверт было трудно. Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках. Послушайте стихотворение об этих письмах.

Лист из ученической тетради

Сложен треугольником простым -

Так являлись вести о солдате,

В дом к его любимым и родным.

Мятые, затертые листочки -

Близких душ единственная связь,

Сколько раз читали эти строчки:

То грустя, то плача, то смеясь.

Время шло. Из дома выносили

Старый хлам, ненужное тряпье,

Только письма бережно хранили

Как наследье ценное свое. (Лилия Юсупова http://www.chitalnya.ru/work/84836/)

Мы с вами говорили, что когда-то в очень давние времена письма людям доставляли голуби. А во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека.

Давайте и мы с вами попробуем сложить такое письмо.

Дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя.

Фото №2 Путешествие в прошлое история предметов Путешествие по реке времени

В. : давайте украсим наши письма, как открытку для ветерана.

Дети украшают свои письма рисунками.

Фото №3 Расширить и обобщить полученные знания детей о годах Великой Отечественной войны нашем городе Тула во время войны Фото №4 Исследовательская деятельность Исследовать способы сообщения людей во время войны и в настоящем времени

В. : какие вы молодцы! Давайте отправимся к нашему панно и поместим на него рисунки, которые мы заранее приготовили. Чтобы мы увидели, если бы оказались в тех временах, когда прадедушка Киры был молодым солдатом? Куда мы поместим солдата? А дедушку-ветерана? «Катюшу» и танк? Открытку? Вечный огонь? Письмо-треуголку?

Фото №5 Расширять знания о военных профессиях о тяжелой службе солдат защищавших родину

Дети работают самостоятельно, приклеивая картинки к листу. Затем панно размещается в группе в доступном для детей месте. По желанию детей его можно дополнить, когда найдется что-то новое по теме.

Фото №6 Развивать способности к Фото №7 Исследовательская и экспериментальная деятельность исследовательскому типу мышления

Прикреплённые файлы:

pisma_1nvpa.pptx | 2015,04 Кб
 
Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность «История создания автомобиля» (Путешествие по реке времени)Познавательно-исследовательская деятельность «История создания автомобиля» (Путешествие по реке времени) Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения. Программные задачи: 1. Рассмотреть.

Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность») Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Опубликовано: 4 мая 2015 в 18:02
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД