Папки-передвижки

Изотерапия «Подари тепло своего сердца»

Патракова Антонина Фёдоровна
Изотерапия «Подари тепло своего сердца»

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой.

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Публикация «Изотерапия „Подари тепло своего сердца“» размещена в разделах

Рисунок для человека – это удивительное средство общения с самим собой, форма свидания со своей душой и возможность экскурсии в «музей» своих тонких миров желаний и фантазий. Когда рисуешь, весь мир отодвигается за скобки сознания, и ты создаешь свою реальность, именно свою, и это как раз главное показание к тому, чтобы рисовать просто так: смело и без оглядки на мастерство пропорций и перспектив.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений.

Нельзя не согласиться, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

Рисунок – это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния ребёнка.

Какие же цели и задачи я ставлю в работе с дошкольниками, используя изотерапию?

Цель: 1. Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

2. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;

3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;

4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

Преимущества изотерапии перед другими формами работы:

• практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Задачи:

1. Воспитательная

Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

2. Коррекционная

Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности

3. Лечебная

“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

4. Развивающая

Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

5. Диагностическая

Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:

1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Приемы работы

Живопись пальцами; рисование окрашенной нитью; рисование мыльными пузырями; рисование трафаретом с помощью поролона; рисование набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники нетрадиционного рисования.

Виды изотерапевтической активности.

• наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью

• совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности

• совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений

• совместная изобразительная игровая деятельность, сопровождаемая общением.

- один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого даёт ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности.

Этап изобразительной работы

Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться).

3. Этап обсуждения

Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже.

При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.

На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

4. Завершение

Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.

Варианты завершения занятия:

«Подари улыбку»

Правила изотерапии.

Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:

• мечтаешь или сомневаешься – рисуй;

• расслабленный или напряженный – рисуй;

• скучно или занят – рисуй;

• весело или грустно – рисуй;

• страшно или смело – рисуй;

• радостно или печально – рисуй;

• тяжело или слишком легко – рисуй;

• устал или отдыхаешь – рисуй;

• одиноко или со всем миром сразу – рисуй.

Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:

Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Литература:

1. Бережная, М. С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М. С. Бережная // https://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

2. Киселева, М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПб. : Речь, 2007. – 160 с.

3. Кожохина, С. В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С. В. Кожохина. – СПб. : Речь, 2006. -216 с.

4. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О. В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2006. – 88с.

5. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : «ТЦ Сфера», 2006.

6. Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с. 2.

7. Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с. 51-53.

8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

Публикации по теме:

Фотоотчет об акции «Подари детям книгу»Фотоотчет об акции «Подари детям книгу» АКЦИЯ "Подари детям книгу". Время проведения акции с 09.10 по 20 .10 17 г Цель: воспитания любви и бережного отношения к книгам, развития.

Акция «Подари книгу»Акция «Подари книгу» Акция "Подари книгу" в младшей группе № 11 Цель: Привлечение родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиями и пополнению развивающей.

Акция «Подари книгу детям»Акция «Подари книгу детям» Впервые в нашем детском саду проходила акция «День дарения книги». Цель которой: привлечение родителей к участию в совместных с педагогом.

Акция в старшей логопедической группе «Подари частичку сердца»Акция в старшей логопедической группе «Подари частичку сердца» Акция «Подари частичку сердца» Старшая логопедическая группа «Рыбка» Цель: мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел.

Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Понятие арт-терапии Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной.

Фотоотчёт «Оставляем частицу своего сердца на память!»Фотоотчёт «Оставляем частицу своего сердца на память!» МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» Автор: воспитатель Ананьева Е. И. Фотоотчёт «Оставляем частицу своего.

Летнее развлечение «Подари другу улыбку!» Цель: Научить ребят быть вежливыми в общении. Задачи: - следовать правилам культуры поведения; - расширять представление детей о влиянии.

Фотоотчет «Подари домик птицам»Фотоотчет «Подари домик птицам» Каждый год 1 апреля отмечается международный день птиц. По традиции у нас мастерят и развешивают скворечники. Мы в нашем детском саду тоже.

Подари птицам домПодари птицам дом Весна — пора, когда оживает природа, расцветают деревья, животные просыпаются после зимней спячки, а птицы прилетают из теплых стран и радуют.

Сценарий праздника к Пасхе «Становится весною тепло, тепло!»Сценарий праздника к Пасхе «Становится весною тепло, тепло!» Сценарий весеннего праздника «Становится весною - тепло, тепло!»Праздник посвящен встрече весны и празднованию Светлой Пасхи (для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изотерапия «Подари тепло своего сердца»
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 20:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД