МААМ-картинки

«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению»

Лариса Казеева
«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению»

Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики. Особенно важным является восстановление зрения у таких детей с помощью специальных медицинских аппаратах.

Публикация «„Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению“» размещена в разделах

Лечение косоглазия и амблиопии в специализированном детском саду, каким является наше учреждение, проводится: во-первых, ортоптическими методами, предполагающими применение специальной аппаратуры, и, во-вторых, с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических игр и упражнений.

Подготовительная работа предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, т. е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей. Все это – задачи педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогами совместно с врачом – офтальмологом и входит в комплексную программу помощи ребенку с нарушением зрения. Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой – извлекать из последней лечебный эффект. Важной задачей является предаппаратная подготовка, где удаётся сформировать и развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах.

Существует комплексная система лечения, которая включает следующие этапы лечения:

плеоптическое лечение – лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.

Для первого этапа (плеоптический - лечения амблиопии) характерны медицинские мероприятия, направленные на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзия, коррекции очками, всевозможные раздражения сетчатки глаза под средством различных стимулов.

Для лечения в плеоптический период используются медицинские аппараты: локолизатор-корректор или амблиотренер, макулотестер, иллюзион, специальные компьютерные программы.

Ортоптический период – (второй этап) занимает важное место в комплексном лечении косоглазия.

Переход к ортоптическому лечению осуществляется при разнице в остроте зрения обоих глаз после достижения амблиопичным глазом остроты зрения не менее 0,4 и угол косоглазия при этом может быть любым.

Диплоптический период (третий этап) проходит на заключительной стадии лечения косоглазия, когда восстановилось симметричное положение глаз и есть бифовеальное слияние в искусственных условиях т. е идет восстановление бинокулярного зрения.

Предлагают детям некоторые аппараты и оборудования: синоптофор, хейроскоп, монобиноскоп, компьютерные программы.

Самым необходимым шагом в предаппаратном лечении детей с нарушением зрения является знакомство с таблицей картинок для исследования остроты зрения Орловой.

Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном, силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять, называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные и силуэтные изображения.

Макулотестер

(макуло- + англ. tester испытательный прибор, тестер)

Цель: учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушения пропорций. Развивать координацию движений по схеме «глаз-рука». Учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.

Игры:

«Лабиринты».

«Обкалывание булавочкой или шилом по контуру».

«Найди 5 (10) отличий».

«Сравни и заполни, не нарушая закономерности».

«Составь план или схему пути, план кабинета»

Иллюзион

Макулостимулятор (иллюзион) предназначен для лечения амблиопии у детей, начиная с раннего возраста. Действие макулостимулятора основано на предъявлении глазу вращающейся частотно-пространственной контрастной решетки с изменяющейся пространственной частотой (по Кэмпбеллу). При наблюдении такой картины подключается визомоторная деятельность амблиопичного глаза, активизируются функционально заторможенные нейроны.

Цель: учить различать и правильно называть ахроматические и хроматические цвета, называть белый, черный цвет. Узнавать и различать предметы в разных модальностях. Рассказывать о порядке выполнения действий, осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Игры:

«Найди отличия по цвету».

«Плетение коврика».

«Зажги огоньки, как у меня».

Бивизотренер

Предназначен для повышения остроты зрения при амблиопии с центральной фиксацией, развития и закрепления одновременного и бинокулярного зрения. Прибор представляет собой зеркальный разделитель полей зрения. Характер и суть упражнений зависит от клинической формы косоглазия. При сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений – расслабить конвергенцию, что предполагает направление взора ребёнка вдаль вверх. Можно использовать упражнения: «Зажги фонарик», «Подбрось вверх воздушный шарик», «Покажи, какой мяч большой, а какой маленький» и др.

При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает направление взора в близь и вниз. Здесь можно использовать мозаику, строительные игры, занятия аппликацией, лепкой, конструированием и др. Эти игры и упражнения используются в коррекционно-педагогической деятельности тифлопедагогом и воспитателями групп.

Занятия на бивизотренере помогают восстановить одновременное и бинокулярное зрение.

Мускулатренер

(Мускул + англ. trainer тренер)

Прибор для тренировки глазодвигательных мышц с целью повышения подвижности глаз. Мускултренер офтальмологический предназначен для лечения амблиопии высокой степени, тренировки мышц глаза при мышечных парезах и улучшения глазодвигательных функций

Цель: укрепить мышцы и улучшить глазодвигательные функции глаз.

Игры: гимнастика для глаз, следить за полетом бабочки.

Амблиотренер

амблио (пия) + англ. train обучать, тренировать

Предназначен для упражнений при амблиопии, сочетающих зрительные раздражения с осязательными и звуковыми.

Цель: повысить зрительную функцию амблиопичного глаза и, что особенно важно при лечении косоглазия, повысить зрительную функцию макулярной области глазного дна.

В предаппаратном лечении на амблиотренере можно использовать ряд дидактических игр и упражнений: «Соедини точки», «Обведи по точкам», «Обводка через кальку», «Соотнесение силуэта с контуром или самим предметом».

Цвето-тест

Цвето-тест предназначен для определения характера и степени расстройств бинокулярного зрения. С его можно: исследовать характер зрения (бинокулярное, одновременное, монокулярное); определить ведущий глаз; определить величину угла косоглазия при нормальной корреспонденции сетчатки; установить характер аномальной корреспонденции сетчатки.

Цель: формирование у детей способности удерживания и воссоздания целостного зрительного образа, представления о цвете, форме, расположении предметов относительно друг с другом на микроплоскости, счетных операций.

Игры и упражнения на развитие цветовосприятия: узнавание, называние, локализация зеленого, желтого и красного цвета:

«Выбери все кружки зеленого цвета»

«Выбери среди других карточек заданную» (с определенным количеством кружков или заданным цветом)

Игры и упражнения на ориентировку на микроплоскости, в частности, зрительные и слуховые диктанты, предполагающие научить детей запомнить и воспроизводить местоположение, группировку кружков как по цвету, так и по количеству:

«Посмотри, запомни, расположи так же»

«Выбери среди нескольких комбинаций заданную»

«Наложить на цветовые кружки - кружочки такого же цвета»;

«Наложить кружочки по заданию в контурные изображения кружков»;

Опираясь на результаты наблюдений в лечении детей, имеющих нарушения зрения, можно сделать несколько рекомендации:

1. Предаппаратную подготовку следует начинать с младшего дошкольного возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических упражнений соответствующего характера.

2. Выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;

3. Закреплять результаты ортоптического лечения косоглазия и плеоптического - амблиопии коррекционно-педагогическими играми, упражнениями, входящими в общий комплекс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. (1 слайд) Использование наглядного моделирования при коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зренияИспользование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом.

Конспект занятия для детей с нарушением зрения по социально-бытовой ориентировке «Подготовка новогоднего стола» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. Тема : Подготовка новогоднего стола. Задачи: 1. Упражнять детей в умении воспроизводить накопленные на занятиях знания.

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога в группе раннего возраста для детей с нарушением зрения Тема "Поиграй с Петрушкой" Основное направление: Формирование сенсорных эталонов и развитие тактильных ощущений. Коррекционные задачи:.

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога в группе раннего возраста для детей с нарушением зрения Основное направление: Формирование и закрепление знаний о предметных представлениях по теме «одежда» и развитие мелкой моторики рук. Коррекционные.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Развлечение по ПДД для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Дорожный волшебник» Цель: Освоение детьми способов безопасного поведения на дорогах. Задачи: В игровой форме закрепить знания детей о правилах дорожного движения,.

Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Заболевание.

Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа)Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа) Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа).Отражение действительности посредством зрительного анализатора.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению»
Опубликовано: 15 августа 2015 в 05:57
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД