«Пограничники на страже здоровья»

Марина Геннадьевна Лысенкова
«Пограничники на страже здоровья»

Сюжетно-ролевые игры на физкультуре способствуют физическому, личностному и психомоторному развитию детей.

«Человек играющий» – такое определение дают педагоги детям дошкольного возраста. С этим не поспоришь: даже в наш век высоких технологий ведущей деятельностью ребенка остается игра.

Ученый П. Ф. Лесгафт с уверенностью заявлял, что в игре, через игру ребенка можно научить всему, в том числе и владеть собой и своими движениями. Постепенно усложняя игры и расширяя набор игр, можно, совмещая приятное с полезным, добиться реализации оздоровительных, воспитательных, развивающих и образовательных задач. Главное – подобрать правильные игры и увлечь ими детей!

Движения в радость

Роль игры в жизни дошкольника трудно преувеличить. Игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, - стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Кроме того, игры воспитывают активную жизненную позицию, нравственно-волевые качества, стремление достичь наилучшего результата, побуждают к самосовершенствованию, а также помогают детям адаптироваться в коллективе, сдружиться и научиться планировать свои действия в соответствии с правилами.

Почему бы не использовать столь многогранный инструмент как игра в рамках непосредственной образовательной деятельности? В нашем детском саду воспитатели совместно со старшим воспитателем и специалистом по физической культуре разработали картотеку подвижных игр, выделив, в частности, игры, способствующие психомоторному развитию детей дошкольного возраста.

Дело в том, что к 6 годам дети накапливают большой багаж физических умений и навыков, однако в этом возрасте им еще трудно регулировать свои движения и контролировать двигательные действия. При этом у них сохраняется высокая двигательная потребность и активность. В физкультурном зале им необходимо компенсировать гиподинамию, которую они «заработали», сидя на занятиях в центрах дополнительного образования, перед экраном телевизора либо за компьютером дома. В связи с этим шестилетки быстро устают, особенно при однообразии и малопривлекательности физических упражнений. А ведь физическая нагрузка, наоборот, должна помочь детям снять напряжение, полученное ими во время предыдущих занятий, в первую очередь, за столом. Поэтому на занятиях физкультурой нельзя забывать про психомоторное развитие детей. По мнению ряда авторов (Е. П. Ильин, Б. Б. Коссов, и др.) оно является одним из важнейших звеньев в организации всей двигательной деятельности человека. Психомоторное развитие включает в себя самоконтроль и координацию действий и движений, сенсомоторные элементы, развитие слуха, зрения, осязания, а также синтеза и анализа.

К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействия для достижения цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. С взрослыми и сверстниками устанавливают отношения сотрудничества и партнерства. Поэтому игра принесет им гораздо больше пользы, нежели однообразные физические нагрузки.

Занятие-игра

В своей работе мы используем следующие виды игр:

• подвижные игры;

• сюжетно – ролевые игры;

• подвижные игры – разминки;

• подвижные игры – эстафеты.

Так как в качестве основного средства обучения мы используем систему специально разработанных и подобранных из уже имеющихся в психолого-педагогической практике подвижных игр, нами был проведен анализ этих игр. В результате проведенного анализа выяснилось, что некоторые подвижные игры, которые предлагаются детям, носят развлекательный характер и при этом не несут учебной и тренировочной нагрузки, а потому не подходят для полноценного психомоторного, личностного и физического развития детей. Однако большую часть игр можно использовать для развития данных навыков.

Мы классифицировали используемые нами подвижные игры по видам и целям. Кроме того, мы сами разработали сюжетно-ролевые игры, способствующие психомоторному и физическому развитию: “Пио-нерский лагерь”, “Пограничники”, “Спортивная команда”, “Турис-тический поход”, “Я, учитель физкультуры”. Из названий видно, что эти игры учат детей действовать согласованно, принимать коллективные решения и быть активными на занятиях. Данные игры мы включаем в перспективный план работы, так как они отвечают задачам занятий. Более того, именно игра становится связующим звеном всего занятия, от разминки до подведения итогов.

В эти игры можно включить практически любое учебное задания и подвижные игры. Но и в данном случае основное назначение сюжетно-ролевых игр – создание положительного эмоционального фона и повышение интереса к занятиям. И, наконец, в играх данного вида возможно свободное отступление от правил, сюжета или некоторое изменение их в зависимости от условий, контингента и т. д. Все используемые нами сюжетно-ролевые игры обладают комплексным развивающим воздействием на шестилеток. В свою очередь, каждую из этих игр можно применить и к конкретному программному материалу, например, к строевым упражнениям больше подходит игра “Пограничники”; к прыжкам, бегу и др. – игра “Спортивная команда”; к широкому использованию подвижных игр – игра “Пионерский лагерь”; к различным лазаньям, перелезаниям, равновесиям и т. д. – игра “Туристический подход”. Самой же сложной, на наш взгляд, из всех используемых нами сюжетно-ролевых игр является игра “Я, учитель физкультуры”. Она требует от играющих довольно широких и твердых знаний программного материала, хорошо развитых коллективных отношений, личностного развития, а самое главное – высокий уровень развития психомоторных навыков.

На начальной стадии обучения хорошее воздействие имела игра “Пограничники”. Она дисциплинировала, заставляла детей прилагать старание для более быстрого усвоения заданий инструктора. Наиболее успешно справляющиеся с заданием дети, поощрялись похвалой и допускались в строй первыми. Далее, когда практически все дети научились довольно быстро переодеваться и правильно строиться, для дальнейшего развития у них стремления к получению новых знаний и умений требовалось изменить меру поощрения за успешность в обучении и дальше заинтересовать их выполняемой деятельностью. И вот здесь получила широкое практическое применение сюжетная игра “Спортивная команда”. Шестилетки уже соревновались не просто между собой, а происходило настоящее спортивное соревнование между двумя командами, например, мальчиками и девочками. Зачет здесь проводился по последнему в команде, выполнившему задание. В качестве поощрения команда-победительница имела право первой выйти из спортивного зала, а это для детей служит очень высокой оценкой их успешности. Ответственность перед коллективом, командой заставляла практически каждого прилагать максимум усилий, чтобы самому не подвести товарищей, а если есть отстающие дети, то помочь им своевременно и качественно справиться с заданием. Тот уровень знаний, умений и навыков, которого достигали дети при проведении уже только этих двух игр, позволял в дальнейшем успешно использовать любую сюжетно-ролевую игру, кроме игры “Я, учитель физкультуры”, для освоения которой, как уже указывалось, нужен еще более высокий уровень развития.

Принятие детьми игровой ситуации обеспечивалось, во-первых, за счет ненавязчивого предложения со стороны инструктора поиграть, например: “Ребята, вы хотите поиграть в новую игру, где вы научитесь. ?”. После этих слов, как правило, следовал дружный ответ: “Да, хотим!”. Во-вторых, в игру включался сам инструктор по физической культуре, что также способствовало привлечению учащихся к игре.

В конце каждого месяца мы проводим эстафеты и соревнования, в которых предлагаем участвовать не только нашим воспитанникам, но и их родителям и братьям и сестрам. Эти соревнования позволяют контролировать уровень личностного, физического и психомоторного развития детей.

Отмечу, что мы выбираем интересные, разнообразные и достаточно сложные этапы эстафеты, а потому накануне соревнований предлагаем детям попробовать в них свои силы. Такая предварительная тренировка помогает избежать растерянности детей, в итоге результат будет зависеть только от уровня физической подготовки детей и группы, а не от знания предлагаемой деятельности. При таком решении вопроса все дети ставились в одинаковые условия выполнения, и в дальнейшем все зависело только от наличного уровня развития каждого ребенка отдельно или группы в целом.

Публикации по теме:

ИграемИграем Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Это общепризнанный факт и с этим не поспоришь. В течение только одного дня.

Здоровьесберегающие технологии. Чтобы обучение для дошкольника не было "мученьем", педагоги на занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
«Пограничники на страже здоровья»
Опубликовано: 25 октября 2012 в 16:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...