Поведение ребёнка

Елена Безрукавенко
Поведение ребёнка

За короткий период дошкольного детства ребёнок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям,манерам, жестам,у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально и нравственно. Уже на третьем году жизни малыша не удовлетворяют игры в одиночку, он ищет общения со сверстниками, испытывает потребность к совместной с ними деятельности. Ребенок,подражая,усваивает многие правила поведения. Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослых. Основная задача - воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами,руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками,управлять своими желаниями. Каковы пути и средства воспитания у детей нравственного поведения?

Маленькому ребенку прививают те навыки,о котором говорится в программе детского сада и которые связаны с выполнением режима,с самообслуживанием и гигиеническими требованиями.

Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации,иначе у него не выработается положительный стереотип поведения. Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомится с правилами поведения. Благодаря правилам ребенок должен усвоить, осмыслить,как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду,на улице и в общественных местах.

С этой целью ребенка обучают правилам,связанным с соблюдением чистоты,опрятности,общения и речевого этикета,правилам,помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми,правилам вежливости,поведения за столом и др. С правилами знакомят постепенно в естественных ситуациях,с учётом возраста детей.

Важно,что в семье выполнение любого правила было обязательным. Чтобы руководствоваться ими,ребенку недостаточно знать их. Необходимо учитывать что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей. На что указывал А. С. Макаренко,говоря,что между пониманием ребенка, как нужно поступить и привычным способом поведения "Есть какая-то канавка маленькая, и нужно эту канавку заполнить опытом. "

Если в семье от ребенка требуют благодарить за услугу,вежливо обращаться с просьбой,убирать за собой вещи и игрушки,то эти действия повторяясь ежедневно,из обязательных,совершаемых под влиянием взрослого,превратятся постепенно в привычные,естественные,вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Полезно упражнять ребенка в выполнение правил и в естественных,и в специальных создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения,задания, игры. Когда ребенок выполнил поручения,можно спросить его: "Расскажи,как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?" Это побуждает его проанализировать собственное поведение.

Для расширения представлений детей о культуре,отношений между людьми,воспитатели и родители используют ролевые игры. ("Магазин", "Почта" и т. д.)

Вводя любое правило,надо разъяснять его смысл. Если ребенок понимает,почему оно необходимо и знает,как его выполнять,то он овладевает нужными способами поведения быстрее.

Маленькому ребенку необходимо разъяснить то,что взрослому вполне понятно.

Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилом,полезно еще и сказать способы его выполнения. Например: как сидеть за столом,пользоваться ложкой и вилкой,содержать в порядке свои вещи и беречь их и т. д. Показ в сочетании со словом помогает ребенку понять,что от него хотят. Это особенно важно в работе с малышами. Ему можно сказать:"Делай,как я" или "Как твой брат" ,прокомментировать свои действия или действия брата,дать им оценку. Прием параллелизма,опирающийся на детскую подражаемость и стремление к самостоятельности,исключает излишнее назидания,наставления. Ребенку хорошо равняться на "образец" ,так как он видит и действует одновременно. Чем меньше ребенок,тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослые постоянно напоминают малышу о соблюдение правил. Подсказывая детям,как надо поступить,он как бы программирует их действия, предотвращает отрицательные проявления.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Организация жизни детей в адаптационный период». Организация жизни детей в адаптационный период. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение-процесс сложный и для самого малыша и для родителей.

Привычка — визитная карточка для человека Дети- наша гордость. В них всё нам мило и дорого. И пожалуй нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребёнок выглядел.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поведение ребёнка
Опубликовано: 2 июня 2013 в 19:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...