Поведение ребёнка

Елена Безрукавенко
Поведение ребёнка

За короткий период дошкольного детства ребёнок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям,манерам, жестам,у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально и нравственно. Уже на третьем году жизни малыша не удовлетворяют игры в одиночку, он ищет общения со сверстниками, испытывает потребность к совместной с ними деятельности. Ребенок,подражая,усваивает многие правила поведения. Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослых. Основная задача - воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами,руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками,управлять своими желаниями. Каковы пути и средства воспитания у детей нравственного поведения?

Маленькому ребенку прививают те навыки,о котором говорится в программе детского сада и которые связаны с выполнением режима,с самообслуживанием и гигиеническими требованиями.

Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации,иначе у него не выработается положительный стереотип поведения. Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомится с правилами поведения. Благодаря правилам ребенок должен усвоить, осмыслить,как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду,на улице и в общественных местах.

С этой целью ребенка обучают правилам,связанным с соблюдением чистоты,опрятности,общения и речевого этикета,правилам,помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми,правилам вежливости,поведения за столом и др. С правилами знакомят постепенно в естественных ситуациях,с учётом возраста детей.

Важно,что в семье выполнение любого правила было обязательным. Чтобы руководствоваться ими,ребенку недостаточно знать их. Необходимо учитывать что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей. На что указывал А. С. Макаренко,говоря,что между пониманием ребенка, как нужно поступить и привычным способом поведения "Есть какая-то канавка маленькая, и нужно эту канавку заполнить опытом. "

Если в семье от ребенка требуют благодарить за услугу,вежливо обращаться с просьбой,убирать за собой вещи и игрушки,то эти действия повторяясь ежедневно,из обязательных,совершаемых под влиянием взрослого,превратятся постепенно в привычные,естественные,вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Полезно упражнять ребенка в выполнение правил и в естественных,и в специальных создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения,задания, игры. Когда ребенок выполнил поручения,можно спросить его: "Расскажи,как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?" Это побуждает его проанализировать собственное поведение.

Для расширения представлений детей о культуре,отношений между людьми,воспитатели и родители используют ролевые игры. ("Магазин", "Почта" и т. д.)

Вводя любое правило,надо разъяснять его смысл. Если ребенок понимает,почему оно необходимо и знает,как его выполнять,то он овладевает нужными способами поведения быстрее.

Маленькому ребенку необходимо разъяснить то,что взрослому вполне понятно.

Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилом,полезно еще и сказать способы его выполнения. Например: как сидеть за столом,пользоваться ложкой и вилкой,содержать в порядке свои вещи и беречь их и т. д. Показ в сочетании со словом помогает ребенку понять,что от него хотят. Это особенно важно в работе с малышами. Ему можно сказать:"Делай,как я" или "Как твой брат" ,прокомментировать свои действия или действия брата,дать им оценку. Прием параллелизма,опирающийся на детскую подражаемость и стремление к самостоятельности,исключает излишнее назидания,наставления. Ребенку хорошо равняться на "образец" ,так как он видит и действует одновременно. Чем меньше ребенок,тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослые постоянно напоминают малышу о соблюдение правил. Подсказывая детям,как надо поступить,он как бы программирует их действия, предотвращает отрицательные проявления.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Организация жизни детей в адаптационный период». Организация жизни детей в адаптационный период. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение-процесс сложный и для самого малыша и для родителей.

Привычка — визитная карточка для человека Дети- наша гордость. В них всё нам мило и дорого. И пожалуй нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребёнок выглядел.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поведение ребёнка
Опубликовано: 2 июня 2013 в 19:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
От точки до пейзажа (мастер-класс)
Ребенок от природы творец, все дети видят окружающий мир по – своему. Поэтому нам, педагогам, необходимо уделять как можно больше внимание на развитие у...
Фотоотчёт НОД по ФЭМП в подготовительной группе для родителей и учителей
В конце апреля в подготовительной группе №6 «Колобок» была проведена итоговая непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП «Путешествие в страну...
Художественное творчество — лепка «Фиалка на окне» (старшая группа)
Цель : Создать условия для формирования умений и навыков детей лепить из пластилина, используя разные приемы лепки. Задачи : • Формировать умение...
Фотоотчёт «Как мы провели этот учебный год!»
Вот и подошёл к концу наш первый учебный год. Вспоминая своих ребятишек, которые пришли в наш детский сад совсем маленькими, ни чего не умели делать и...
Лэпбук «Коми народные инструменты»
МАДОУ “Детский сад № 13” г. Сыктывкара ЛЭПБУК “КОМИ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ” Составила: Музыкальный руководитель Суворова Т. Ю. 2017 Описание: Данный...