«Познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности»

Диана Узаирова
«Познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности»

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

1 слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить опыт моей работы в области познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. А ведь эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребенка также как и игровая. В идеале наличие этих двух, истинно детских видов деятельности, является благоприятным условием для развития дошкольников.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена мною на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

2слайд: Целью нашей работы является: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

3слайд:В своей работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, я ставлю следующие задачи:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления (т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей);

- развитие познавательного опыта детей с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

4 слайд:При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста используются следующие формы работы:

- занимательная деятельность

-беседы познавательно-эвристического характера

- эксперименты и опыты;

-дидактические и развивающие игры, упражнения

-рассматривание картин

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы во время прогулки - экскурсии и целевые прогулки

- работа в уголках природы (наблюдение, опыты)

- экологическая тропа;

-фотовыставки («Моя семья на даче», «Опыты на дому» и т. д)

-диагностика развития детей в области познания.

6,7,8,9слайды: фотографии

10 слайдИзвестно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Родители с удовольствием принимают участие.

11,12 слайд: фотографии

В результате педагогической работы по данной теме дети приобрели умение определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дали положительные результаты в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста. Опытно - экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

13 слайд:В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).

Публикации по теме:

«Я познаю мир»«Я познаю мир» «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Дошкольники – это маленький удивительный.

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 15:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о реализации проекта «В гостях у русской народной сказки» в...
В прошлом учебном году мы работали над реализацией нескольких образовательных проектов. Одним из самых любимых детьми оказался проект « В гостях у русской...
Оформление участка летом
Идеи оформления участка дошкольного учреждения. Каждое лето мы думаем, как организовать интересную среду детям. Во-первых нужно поработать с...
Дружат дети на МAAM!
Всегда с большим удовольствием читаю все ваши публикации. С радостью узнаю, что многие уже подружились, делятся друг с другом профессиональными находками и...
Конспект экскурсии в зимний сад для детей средне-старшей группы «Незнайка, просит о...
Конспект экскурсии в зимний сад для детей средне – старшей группы «Незнайка, просит о помощи! » Цель: формирование экологической культуры у детей...
Фотоотчет «Праздник панамки»
Если солнечно и жарко Не забудь надеть панамку, А иначе солнце - Хлоп! - Поцелует прямо в лоб. Трудно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без...