«Познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности»

Диана Узаирова
«Познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности»

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

1 слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить опыт моей работы в области познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. А ведь эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребенка также как и игровая. В идеале наличие этих двух, истинно детских видов деятельности, является благоприятным условием для развития дошкольников.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена мною на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

2слайд: Целью нашей работы является: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

3слайд:В своей работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, я ставлю следующие задачи:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления (т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей);

- развитие познавательного опыта детей с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

4 слайд:При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста используются следующие формы работы:

- занимательная деятельность

-беседы познавательно-эвристического характера

- эксперименты и опыты;

-дидактические и развивающие игры, упражнения

-рассматривание картин

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы во время прогулки - экскурсии и целевые прогулки

- работа в уголках природы (наблюдение, опыты)

- экологическая тропа;

-фотовыставки («Моя семья на даче», «Опыты на дому» и т. д)

-диагностика развития детей в области познания.

6,7,8,9слайды: фотографии

10 слайдИзвестно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Родители с удовольствием принимают участие.

11,12 слайд: фотографии

В результате педагогической работы по данной теме дети приобрели умение определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дали положительные результаты в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста. Опытно - экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

13 слайд:В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).

Публикации по теме:

«Я познаю мир»«Я познаю мир» «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Дошкольники – это маленький удивительный.

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 15:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Будущие первоклассники — участники конкурса Звёздочка в ладошке!
Воспитанники подготовительной к школе группы «Ладушки» приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звёздочка в ладошке». Конкурс понравился...
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта».
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица ( директор Е. М. Маслова, стало...
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3. (как...
«Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер. » А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже...