«Праздник русской каши»

Наталья Козлова
«Праздник русской каши»

«Праздник русской каши»

Цель: познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни.

Материалы и оборудование: тарелки, ложки, скатерти, салфетки, кринка, чугунок,. Коллекция засушенных злаковых растений. Коллекция круп, а также зерен бобовых (бобы, фасоль, горох) в стеклянных баночках.

Предварительная подготовка:

сварить несколько разных видов каш из круп и бобовых культур (рисовую, пшенную, манную, гороховую и др.); отрепетировать: частушки на тему "Злаки и каши"; песню, частушки.

Ход праздника:

Праздник проводиться в «русской» комнате с печью

Воспитатель (в народном сарафане): Здравствуйте дорогие гости!

На Руси на послерождественские дни, после окончания поста, прихо-дился грандиозный праздник – день каши. И мы, ребята, сегодня узнаем очень много интересного о каше. У наших предков каша была блюдом праздничным и далеко не простым. На любом гулянье, обряде каша занимала одно из главных мест. До наших дней дошло множество народные приметы о каше

-Много в поле кашки, быть сеногною.

-Кашица в печи румянится, летом к дождю, зимой- к снегу.

-Каша из горшка вылезет из печи- к худу, в печь -к добру.

Сорока - белобока

кашу варила,

ребят созывала

про кашу слушать

да кашу кушать.

1-й ребенок: Маше каша не дается,

В рот из ложки не кладется,

А конфеты без хлопот

Сами так и лезут в рот.

Разве Маша виновата -

Каше места маловато.

2-й ребенок: Каша из гречки

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Митенька ел,

Кашу хвалил,

На всех разделил.

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

Звучит музыка, входит солдат из сказки «Каша из топора»

Солдат: Здравствуйте, ребята, а куда это я попал?

Дети: на праздник каши.

Солдат: Ой, мне повезло, а я то думал опять пройдется обманом у старушки варить кашу из топора. Раз я попал на праздник своей любимой каши, то я сейчас узнаю, у вас как вы любите кашу, и что вы о ней знаете. Ну как готовы?

Дети: Да.

Солдат: Какие каши вы знаете?

Дети: манную, гречневую, овсяную,

Солдат: Молодцы. А я вот шутка-прибаутка о каше знаю:

Ел мужик щи с кашей долго: положил ложку, распоясался, перевел дух, да и начал снова (паясничать).

Солдат: А вы знаете пословицы и поговорки о каше?

1-й ребенок: Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

2-й ребенок: Русского мужика без каши не накормишь.

3-й ребенок: Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

4-й ребенок: Без каши и обед не в обед.

5-й ребенок: На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

6-й ребенок: Каша - кормилица наша,

7-й ребенок: Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова.

Солдат: Ай да молодцы, а сейчас я проверю, умеете ли вы по вкусу определять виды каш, выйдите три храбреца, удальца, смельчака

Конкурс "Что за каша?"

Дети с завязанными глазами определяют название каши.

Солдат: Отгадайте загадки:

- Не поле, а волнуется. (нива)

- Черна, мала крошка, соберут немножко.

В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)

- Что две недели зеленеет,

две недели колосится,

две недели отцветает,

две недели наливает,

две недели подсыхает? (рожь)

- Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (овес)

- Мала малышка, золота кубышка. (просо)

- Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)

- Без рук, без ног, ползет на батог. (горох)

- Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля пахотная)

- Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном,

На столбе золотом. (пшеница, стебли, колос)

Воспитатель: Дорогой наш гость, а ребята знают частушки о каше.

«Частушки про зерно и про кашу»

1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

2-й ребенок: Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

3-й ребенок: Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

4-й ребенок: И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полведерка каши съел бы,

Если б кто-нибудь сварил.

5-й ребенок: Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

Все вместе: Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Кашу любят все!

Солдат: Молодцы, а теперь проверим вашу силу, много ли вы каши ели.

Конкурс «Перетягивание каната»

Дети делятся на две команды и соревнуются силой.

Солдат: Сколько вкусных каш можно приготовить, вот пробовали ли вы "Кашу из топора" ?А именно так называется моя сказка знакомая вам всем с детства. А знаете ли вы другие сказки? Сейчас мы и проверим.

- Из какой сказки эти строки?

"Шла мать с сыном по темному лесу день, второй. И был у них горшочек с гречневой кашей. "("Горшок с гречневой кашей" Б. Н. Сергуненков)

"Один раз сел поросенок за стол и хотел тарелку гречневой каши съесть. А к нему сзади потихоньку подкрался волк. "(Сказка о гречневой каше. Андрей Тру)

"Раз, два, три горшочек вари. "(братья Гримм)

"А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?---Коли нет ничего,можно и из топора кашу сварить. "(русская народная сказка "Каша из топора").

"Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. "(русская народная сказка" Лиса и журавль")

"И упало то зернышко в землю, а из зернышка выросла греча, о семидесяти семи зернах. " (русская народная сказка "Сказка о гречке")

Конкурс: «Назови крупу и покажи злак».

Дети по очереди определяют крупу из которой варится каша.

Солдат: А любите ли дети поупражнять свой язычок скороговорками. повторяйте:

- Дали Клуше каши с простоквашей, ела Клуша кашу с простоквашей.

- На столе каша, а на стуле Маша.

- Маша ела кашу, мама мыла чашу.

- Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.

- Вкусная кашка у кошки в чашке.

- Сладкая кашка для Пети и для Сашки.

- Наша каша хороша - из пшеницы и овса.

- Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

Конкурс «Золушка»

Дети отделяют фасоль от гороха.

Солдат: А теперь мне пора в дорогу, молодцы вы ребята теперь я точно знаю вы любите кашу и знаете о ней очень много, и я вам в подарок оставляю горшочек каши, которая вам прибавит здоровья и ума. Прощайте. (уходит)

Воспитатель: Нас вскормили кашей. Потому мы и выросли такими большими и умными, что хорошо кушали кашу в детстве- ложку за папу, ложку за маму. А если мало каши ели - кто же вам виноват? Учтите, наверстать это вовсе не поздно

Публикации по теме:

Презентация «Здоровый образ жизни» Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Образовательные задачи: Цель: формировать у детей сознательную.

Проект информационно-исследовательский «Каша — еда наша» для детей старшего дошкольного возраста Проект в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» Тема «Каша – еда наша» Тип проекта: информационно-исследовательский.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
«Праздник русской каши»
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 21:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Интерактивный спектакль «Василиса Прекрасная»
Для полноценного развития детей мы стараемся показать ребятам мир искусства: театр, балет, мюзиклы. Сейчас для этого есть масса возможностей. Но наряду с...
Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста
Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором для украшения...
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...