Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Елена Донскова
Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский).

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.

Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

1. Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.

2. Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.

3. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».

4. Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).

5. Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.

6. Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.

7. Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

8. Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.

9. Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.

10. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений, работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.

11. Активизация любознательности и инициативность детей:

– умение задавать вопросы;

– высказывание собственных суждений;

– умение делать простые практические выводы.

12. Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.

13. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности.

14. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.

Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения

Универсальные учебные действия

Ступень дошкольного образования (предшкола)

Личностные: - самоопределение, смыслообразование.

Познавательные логические: классификация

Познавательные знаково-символические

Регулятивные:

-выделение и сохранение цели заданной в виде образца - продукта действия,

-ориентация на образец и правило выполнения действия,

- оценка.

Коммуникативные: как умение вступать сотрудничество.

Коммуникативные: как общение.

Школа 1 ступени обучения:

Личностные действия: - смыслообразование, смыслоопределение, регулятивные действия.

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.

Коммуникативные (речевые, регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров.

Коммуникативные, регулятивные.

Результаты развития универсальных учебных действий

Ступень дошкольного образования (предшкола):

Формирование внутренней позиции школьника.

Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества).

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи-тельности.

Умение произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж-личностном взаимодействии.

Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи.

Школа 1 ступени обучения:

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки.

Функционально - структурная сформированность учебной дея-тельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Формирование внутреннего плана действия.

Развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

Значение универсальных учебных действий

Для обучения в 1 классе:

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности.

Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики.

Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Формирование умения организовывать и выполнять учебную де-ятельность в сотрудничестве с учителем.

Овладение эталонами обобщенных способов действий, научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.).

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания.

Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Публикации по теме:

«Образовательная программа ДОУ — ориентация на ФГОС» . Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С.

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Опубликовано: 7 августа 2013 в 17:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда»
Цель: - продолжать формировать у детей интерес к явлениям природы, к экспериментальной деятельности; - поддерживать стремления детей принимать самое...
Конспект НОД по логическому мышлению «Сравнивание предметов по величине»
Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький; соотносить предметы с размером. Задачи: 1. Совершенствовать умение детей...
Нетрадиционные техники рисования с использованием кофе с детьми старшего возраста...
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Не могу оставить без внимания и я, всеми любимого Топтыгина! Предлагаю вам мастер-класс с...
Выставка детских работ по рисованию «Сказочные домики» в подготовительной группе
Тема: «Сказочные домики». Задачи: закрепить знания о русских народных сказках; развивать мышление, память, воображение и зрительное восприятие;...
Фотоотчёт о нетрадиционном рисовании печатками и ватными палочками «Зимнее настроение»
Как прекрасен мир в зимнее время года! Все дома, дороги, деревья, кустарники укутаны тёплым снежным одеялом, которое искрится от солнечного света. Именно...