Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Елена Донскова
Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский).

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.

Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

1. Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.

2. Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.

3. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».

4. Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).

5. Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.

6. Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.

7. Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

8. Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.

9. Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.

10. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений, работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.

11. Активизация любознательности и инициативность детей:

– умение задавать вопросы;

– высказывание собственных суждений;

– умение делать простые практические выводы.

12. Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.

13. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности.

14. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.

Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения

Универсальные учебные действия

Ступень дошкольного образования (предшкола)

Личностные: - самоопределение, смыслообразование.

Познавательные логические: классификация

Познавательные знаково-символические

Регулятивные:

-выделение и сохранение цели заданной в виде образца - продукта действия,

-ориентация на образец и правило выполнения действия,

- оценка.

Коммуникативные: как умение вступать сотрудничество.

Коммуникативные: как общение.

Школа 1 ступени обучения:

Личностные действия: - смыслообразование, смыслоопределение, регулятивные действия.

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.

Коммуникативные (речевые, регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров.

Коммуникативные, регулятивные.

Результаты развития универсальных учебных действий

Ступень дошкольного образования (предшкола):

Формирование внутренней позиции школьника.

Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества).

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи-тельности.

Умение произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж-личностном взаимодействии.

Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи.

Школа 1 ступени обучения:

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки.

Функционально - структурная сформированность учебной дея-тельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Формирование внутреннего плана действия.

Развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

Значение универсальных учебных действий

Для обучения в 1 классе:

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности.

Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики.

Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Формирование умения организовывать и выполнять учебную де-ятельность в сотрудничестве с учителем.

Овладение эталонами обобщенных способов действий, научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.).

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания.

Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Публикации по теме:

«Образовательная программа ДОУ — ориентация на ФГОС» . Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С.

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Опубликовано: 7 августа 2013 в 17:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...