Конспект занятия по развитию речи «Приключения желтого чемоданчика».

Светлана Черепанова
Конспект занятия по развитию речи «Приключения желтого чемоданчика».

Задачи:

-Упражнять в составлении диалогов - споров по предложенной теме, отстаивая свою точку зрения.

Упражнять в умении задавать вопросы с опорой на схему и отвечать на них. Упражнять в умении запрашивать необходимую информацию у одного человека и доносить ее до сведения другому.

Разговаривая по телефону, убеждать собеседника, приводя свои аргументы.

- Упражнять в составлении связного конца рассказа.

-Упражнять в подборе антонимов, синонимов, фразеологизмов, пословиц на заданную тему.

- Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.

- Развивать интонационную выразительность речи.

- Развивать коммуникативные навыки общения.

- Учить читать.

- Воспитывать дружественные отношения между детьми.

Оборудование и материал:

Желтый чемоданчик с надписью; лучики – эмблемы для детей 3-х цветов – красный, оранжевый, желтый; лучики – указатели 3-х цветов; колокольчик; изображение детей с разными эмоциональными состояниями (испуг, грусть, обида); синие и красные магнитные фишки; магнитная доска; изображение собаки; фишки – капли, фишки – витамины, 2 баночки для них; схема «Да-нет-ки»; изображение дерева с различными воздушными шарами на нем; схема вопросов о воздушном шаре; картинка – «фотография» потерявшегося шарика; 3 телефона; бумажная «конфета Щедрости»; символы «Правил общения».

Ход:

1. Ребята, к нам случайно в группу попал этот желтый чемоданчик. Как вы думаете, откуда он? Ребята, а мы ведь недавно с вами читали историю о желтом чемоданчике. Вспомните, как она назвалась? («Приключения желтого чемоданчика») Наверное, это чемоданчик из этой истории. А здесь надпись. Прочитаем ее: «Ребята! Пожалуйста, помогите детям! Спешите!» Ребята, наверное, кому-то из детей нужна наша помощь. Чемоданчик зовет нас в дорогу. Хотите помочь ребятам? Путь к ним нам укажут солнечные лучики. Каждый из вас получит лучик, подобрав слово-наоборот: Человек бывает грустный, а бывает наоборот (веселый, злой (добрый, жадный… (щедрый, трусливый (смелый, ленивый (трудолюбивый, грубый (вежливый) (прикрепить яркие лучики-кружочки на грудь -3 цвета). А теперь друг на друга посмотрите и подарите каждому добрым взглядом солнечный лучик. Ваши лучики помогут нам в пути. Отправляемся на помощь к ребятам. А теперь закрыли глаза и покружились: «Лучик солнечный лети, нас к ребятам приведи» (под звон колокольчика). Открыли глаза. Оглянитесь. Удивитесь!

1. Нас зовет красный лучик. А вот и первая встреча.

«Знакомьтесь! Это мальчик Петя.

О нем хочу я вам сказать.

Ведь он всего- всего боится,

Не может выйти-погулять».

Ребята, Петя всего боится. Значит он какой? (трусливый, пугливый, боязливый, тревожный, беспокойный). Про трусишку можно сказать (душа в пятки ушла, дрожит как осиновый лист, зуб на зуб не попадает). Изобразим Петю (мимика)

«Мне страшно»,- скажи за Петю испуганно (з. к. р.)

Чего же или кого же так испугался мальчик?

Отгадайте загадку:

«Сам рычит, людей страшит и хвостом вертит». Кто это? или Что это? (собака)

Как ты догадался? А кто считает по-другому? Вы согласны с?

Как вы думаете, почему же Петя так боится собак? А ведь многие люди, наоборот, их любят и держат дома. Я предлагаю вам по-дружески поспорить: собака для человека-это «хорошо» или «плохо»? Послушаем спор ребят с красными лучиками на груди. Договоритесь, кто из вас будет видеть все хорошее, что есть в «собаке», а кто - только плохое. А нам помогут разобраться в споре фишки. Синие фишки будут видеть все плохое, что есть в «собаке», а красные -все хорошее. Чьих фишек будет больше, тот и победит в споре (по ходу ответов разноцветные фишки-магниты парами выставляются на доске) Ребята, (обращение к остальным детям) так какой нужно сделать вывод? (Собака-это и хорошо, и плохо. И хорошего, конечно, больше. Поэтому, бояться ее не нужно) Молодцы, ребята! Вы по-доброму спорили, отстаивали свою точку зрения и не ссорились.

Физминутка.

Смело выйдем с Петей на прогулку и покажем ему, что собаки бывают очень добрыми. А пальчики нам помогут.

У него отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх.

Он сидит послушный очень,

Лаять он совсем не хочет,

Шерстью он большой оброс,

Это очень добрый пес.

А чтобы Петя ничего больше не боялся, для него в нашем чемоданчике есть микстура Храбрости. Каждый из вас сможет дать мальчику каплю микстуры, если назовет пословицу о смелости или трусости (Дети называют по очереди пословицы и опускают каплю в баночку). Молодцы! Случилось чудо! Петя был трусливым, а теперь он (смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный).

2. Петя теперь может смело гулять во дворе. А нас зовет оранжевый лучик. Поищем его.

«Вот Несмеянова Тамара.

О ней хочу я вам сказать.

Она готова постоянно

грустить, и плакать, и скучать».

Ребята, Тамара всегда какая? (грустная, печальная, унылая, тоскливая, угрюмая, плаксивая, скучная).

Покажите, какая всегда девочка? (мимика)

Оказывается, она что-то потеряла. Хотите узнать, что? Поиграем в «Да-нет-ку». А схема вам поможет (дети поочередно задают вопросы восп-лю). Да, это воздушный шарик.

«Я потеряла воздушный шарик»- скажи печально (з. к. р.). Ребята, оказывается шарик Тамары унесло ветром на дерево. Посмотрим! Да тут много и других шаров! (на картинке изображение дерева с разными шарами на ветках). Наверное, кто-то еще потерял свои шары? Хотите помочь девочке найти именно ее шар?. Для этого нужно подробно расспросить Тамару про ее шарик, чтобы не спутать его ни с чьим другим. А помогут нам ребята с оранжевыми лучиками. Пусть Саша (называется имя ребенка) будет задавать вопросы. В этом ему поможет схемка, а Анжела (называется имя другого ребенка) будет от имени Тамары все рассказывать про свой шарик, глядя на фотографию своего шара, не показывая ее остальным. Саша должен не просто расспросить про шар, но и запомнить все, что услышит (ведется диалог между двумя детьми) Саша, расскажи теперь ребятам все, что ты узнал про шарик Тамары. Ведь все хотят помочь девочке, найти ее шар на дереве (ребенок дает информацию о шарике) Дети называют номер шара на дереве и сравнивают изображение с фотографией шара. Молодцы! Справились с заданием. Тамара говорит вам «спасибо».

Ребята, а я предлагаю сделать подарок всем ребятам этого двора. Подарим им новые шарики.

Физминутка. Нарисуем их невидимыми волшебными кисточками. «Разные, разные, голубые, красные, желтые, зеленые воздушные шары». Встанем в круг и рассмотрим их, вспомнив веселое стихотворении о шариках (читают построчно с интонацией удивления и восторга):

«Осторожно их возьми,

-Ой, какие!

-Ой, смотри!

-Надуваются!

-Блестят!

-Отрываются!

-Летят!

-Мой со сливу!

-Мой с орех!

-А мой шарик ярче всех!»

Вот сколько подарков у ребят!

Девочка была грустная. А теперь она (веселая, радостная, счастливая) Покажите, какая она? (мимика). А чтобы Тома всегда оставалась веселой, дадим ей витамины Радости. Они есть в нашем чемоданчике. Для этого подберем словечки. Про что можно сказать: он веселый (ая, ое, ые) (по ходу ответов дети в баночку кладут фишки-витамины).

3. Тамара теперь может весело играть во дворе. А нас зовет желтый лучик.

«Ребята! Вот стоит Егорка.

О нем хочу сказать я вам.

Обиделся на что-то мальчик

И все кричит: «Не дам! Не дам!»

Ребята, посмотрите какой Егорка? (обиженный)

Послушайте, что с ним произошло.

«Во дворе кричит Егорка:

- Моя книжка! Моя горка!

Мячик мой!

Лопатка! Лейка!

Не пущу! Моя скамейка!

Ничего не надо брать!

Я хочу один играть.

Во дворе

грустит скамейка,

Рядом мяч, лопатка, лейка.

Во дворе скучает горка,

И стоит один Егорка».

Как вы думаете, почему же Егорка один? Что вы можете про него сказать? Как ты думаешь? А кто считает по-другому?

Да, Егорка жадный. Поэтому с ним никто не играет. Он даже не догадывается, почему с ним не играют ребята. Давайте позвоним Егорке по телефону и убедим его в том, что он поступает плохо.

У нас есть телефон. Вспомним, как нужно правильно звонить по телефону? Сначала нужно поприветствовать человека, затем назвать себя. Узнайте у Егора, что с ним случилось, почему он обижен. А потом постарайтесь убедить его в том, что жадничать нельзя. А в конце, не забудьте попрощаться. За Егорку буду говорить я. А позвонят мне ребята с желтыми лучиками (диалог воспитателя с двумя ребятами, перед детьми символы-аргументы рассуждения). Молодцы!

Ребята, вы убедили Егора в том, что нельзя быть жадным. У нас для мальчика есть конфета Щедрости. Угостим его конфетой, придумав добрый конец истории. Как Егорка стал щедрым. Я вам напомню:

«Во дворе скучает горка, и стоит один Егорка». А что же было дальше? (коллективное придумывание конца рассказа)

Егор был жадный, а теперь он (щедрый).

4. Молодцы! Мы помогли всем, кому была нужна наша помощь. Ребята, мы сделали сегодня много добрых дел. Но еще мне очень понравилось, как вы общались друг с другом, беседовали, по-доброму спорили, задавали друг другу вопросы, слушали друг друга. Сейчас наш чемоданчик пуст. Поэтому, давайте сложим в него «Правила общения». «Как нужно правильно вести беседу, общаться друг с другом»? А символы нам помогут. Встанем перед гостями и всем напомним эти правила (Смотри в глаза собеседнику; слушай внимательно; говори вежливо; не кричи во время разговора; не отворачивайся от собеседника; не перебивай; не жуй; не трогай собеседника руками; не закрывай рот собеседнику.) Ребята, вы-молодцы! А чемоданчик мы возьмем с собой в группу. Это будет «Чемоданчик экстренной помощи» тем, кому она понадобится. А вас я тоже хочу угостить витаминами. Это витамины Здоровья, чтобы вы никогда не болели и оставались всегда здоровыми. Положим их в наш чемоданчик и вернемся в группу и там угостимся, и угостим других ребят.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди по цвету»Дидактическая игра «Найди по цвету» Дидактическая игра для детей младшего возраста Цель игры: упражнять детей в умении реагировать на цвет, быстро находить соответствующую.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Приключения желтого чемоданчика».
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 23:18
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...