Папки-передвижки

Приобщение детей к музейной культуре (3 фото)

Лариса Корнева
Приобщение детей к музейной культуре

"Приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре"

Приобщение детей к музейной культуре

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые, в конечном счете, и обеспечат успешность этой работы. Перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации любой профессиональной деятельности, составляет профессиограмму, т. е. своего рода паспорт специалиста. Педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ О. А. Абдулиной, А. В. Бакушинского, Г. Г. Григорьевой и др. была составлена профессиограмма специалиста по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений: общепедагогические, научно-методические и специальные. Предложенная профессиограмма позволяет определить направления взаимодействия детского сада и музея.

Публикация «Приобщение детей к музейной культуре» размещена в разделах

1. Блок общепедагогических знаний и умений.

Знания:

а)-задач культурно-просветительской деятельности музеев и воспитательно-образовательных задач детского сада;

б)-основ музейной педагогики;

в)-особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;

г)-особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка-дошкольника.

Умения

а)-создавать условия для мотивации интереса к музейной культуре;

б)-выбирать педагогически целесообразные формы и методы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;

в)-предвидеть трудности предстоящей музейной работы и проектировать пути их преодоления;

г)-координировать работу дошкольного образовательного учреждения и музея.

2. Блок научно-методических знаний и умений.

Знания:

а)-классификация музеев и особенности из работы;

б)-принципов отбора музейных экспозиций и экспонатов, доступных для восприятия детьми в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками;

в)-методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста

Умения:

а)-намечать близкие и дальние цели развития интереса у детей к музейной культуре;

б)-отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический и другой материал для более полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста;

в)-организовывать и проводить педагогическую и музейно-педагогическуюработу с дошкольниками.

3. Блок специальных знаний и умений.

Знания:

а)-особенносте экспозиционной работы;

б)-особенностей организации музейных экскурсий и других форм работыыы с детьми дошкольного возраста;

в)-этапов проведения работы по приобщению дошкольников к музейной культуре.

Умения:

а)-формировать как передвижные, так и стационарные

композиции в дошкольных образовательных учреждениях;

б)-проводить музейные экскурсии и другие формы работы с детьми дошкольного возраста;

в)-отбирать, разрабатывать и использвать разнообразные игровые формы работы по приобщению детей к музейной культуре.

Фото №1 Приобщение детей дошкольного возраста к

Педагог, начинающий музейную работу с детьми должен знать, что современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Выделяют три типа музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.

Виды музеев.

Отраслевые

Исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно-научные

Комплексные

Краеведческие

Мемориальные

Музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музе.

Фото №2 Музейная педагогика в детском саду музейной культуре

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться по :

1)месту проведения;

2)характеру содержания;

3)целевому назначению;

4)составу экскурсионной группы.

Ученые-исследователи выделяют этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

1)определение темы и содержания экскурсии:

2)составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения;

3)целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия;

Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного и младшего школьного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать принцип концентричности, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному последующему этапу. Интересной формой ознакомления детей с экспозициями музея можно считать музейные уроки или занятия. Урок (занятие) в музее проводится с целью усвоения детьми знаний по определенной теме. При этом музейные предметы выступают как наглядные источники знаний. В ходе занятия педагог широко использует игровые приемы: воображаемые путешествия во времени, игры-имитации, эскизы вещественных источников для последующего творческого их воссоздания и т. п. В рамках такого занятия могут проводиться музейные викторины, конкурсы, олимпиады.

В нашем детском саду «Солнышко» работа по приощению детей к музейной культуре началась с документального оформления. Был написан приказ о создании этнографического музея «Русская изба», разработано положение о работе этого музея, назначены ответственные лица. Под руководством методиста был разработан план проведения экскурсий в музее, при этом подразумевалось, что экскурсии в музее будет проводить не только руководитель изостудии, но и воспитатели, музыканты, даже физкультурный работник (в зависимости от содержания). Все экспонаты музея были пронумерованы и записаны в инвентарную книгу, но для того, чтобы эта книга не стала просто скучным формальным документом, в нее заносится не только название экспоната и его инвентарный номер, но и краткая история (кому принадлежал, откуда родом и т. п.). Я провела устный опрос детей и выяснила, что наши воспитанники имеют очень туманное представление о понятии «музей», большинство детей никогда не было в музее. Были также опрошены и родители, для того, чтобы выяснить, есть ли у кого-либо из родителей какая-нибудь интересная коллекция. Выяснилось, что коллекции такие имеются и предоставить их для временной экспозиции родители были согласны. С учетом всего этого и была построена работа по приобщению детей к музейной культуре.

Публикации по теме:

Мини-музей народного творчества в группе.Мини-музей народного творчества в группе. С целью реализации приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое направление развития детей) и для наиболее полной работы по.

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к музейной культуре
Опубликовано: 29 августа 2013 в 07:59
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД