«Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

Инна Орленок
«Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

«Приобщение детей к русскому народному

музыкальному творчеству»

(для детей подготовительной группы)

Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.

Задачи:

1. Образовательная: а) расширять знания детей о русском народном музыкальном искусстве;

б) познакомить с рус. нар. музыкой, рус. нар. песнями и потешками, рус. нар. музыкальными инструментами;

в) закрепить умение правильно и выразительно выполнять элементы рус. нар. плясок и игр;

г) раскрыть понятия «оркестр», «дирижер», «исполнители», «певцы».

2. Развивающая: а) развивать эмоциональность и выразительность в исполнении рус. нар. песен и потешек;

б) развивать ритмичность и пластику движений в элементах рус. нар. плясок, сноровку в рус. нар. играх.

3. Воспитывающая: воспитывать желание выразительно исполнять рус. нар. песни, потешки, плясовые движения, игры и использовать их в повседневной жизни.

Дидактические средства: иллюстрации народных музыкальных инструментов, иллюстрации к содержанию рус. нар. песен, потешек, детские музыкальные инструменты, платочек и кепка к рус. нар. игре.

Аудиосредства: магнитофон, кассета с надписью рус. нар. музыки.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Речевое общение.

Постановка цели.

Муз. рук. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством нашего русского народа. Вы услышите русскую народную музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов, познакомитесь с русской народной песней. Сами примете участие в исполнении элементов русских народных танцев, поиграете в русские народные игры, а также вам предоставится возможность создать свой оркестр русских народных инструментов.

- С самой старины ведется, что наш русский народ любит петь, танцевать, веселиться. Наши русские люди сами слагали песни, придумывали танцы, хороводы, игры, поэтому свое свободное время они проводили весело и интересно. Девушки и парни любили водить хороводы. Они сами придумывали разные танцевальные шаги, которые применяли в своих хороводах. Вот и мы, ребята с вами знаем несколько таких танцевальных шагов. Назовите, какие знаете.

- Вы назвали хороводный, дробный, шаг с притопом, пружинящий. Молодцы! Названия танцевальных шагов вы хорошо знаете, а теперь я предлагаю вам показать их. Слушайте внимательно музыку и выполняйте шаги, которые подсказывает вам музыка.

2. УПРАЖНЕНИЯ. Дети упражняются в выполнении танцевальных шагов (хороводный, дробный, пружинящий, шаг с притопом).

- А узнаете ли вот эту рус. нар. песню?

Звучит мелодия р. н. песни «Петушок».

- Вы узнали мелодию песни правильно! И шаг «петушок» вы знаете тоже. Давайте и его выполним.

Дети упражняются в шаге «петушок»(два коротких шага восьмыми длительностями и один с остановкой и поднятием колена – четвертной длительности).

- Ну и еще один шаг вам предстоит вспомнить. Он очень похож на шаг «петушок», только ногу не поднимаем и не сгибаем в колене, а протягиваем вперед, вытягивая носочек. Как называется такой шаг? Покажите!

Дети упражняются в переменном шаге.

3. СЛУШАНИЕ.

Муз. рук. обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями, на которых изображены рус. нар. музыкальные инструменты.

- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Что вы на них видите?

- Назовите все музыкальные инструменты, которые здесь изображены.

- А кто на этих инструментах играет, как называют этих людей?

(музыканты)

- А когда музыканты играют на разных инструментах одновременно, такой коллектив называется оркестром.

- А теперь осталось уточнить. Если этот оркестр играет на русских народных инструментах, то как же такой оркестр будет называться?

(оркестр рус. нар. инструментов)

- Эх, оркестр народный,

Раздольный, хороводный.

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

А «Страданья» заиграет –

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет –

С нами делает, что хочет!

(Л. Яковлев)

Муз. рук. Послушайте в исполнении оркестра русских народных инструментов «Русскую кадриль». Обратите внимание, звуки каких народных инструментов показались вам знакомы?

(звучит в грамзаписи «Русская кадриль»)

- Итак, ребята, какое музыкальное произведение вы услышали, как оно называется?

- Звуки каких знакомых вам русских народных инструментов вы услышали? (перечисляют)

- А теперь вспомните, звучание инструментов вместе, одновременно, как называется? (оркестр)

- Оркестр, как и любое государство, имеет свои законы. У него есть даже президент – он называется дирижером. Дирижер умеет заставить инструменты играть так, как он этого хочет, не произнося при этом ни слова. Он пользуется только палочкой.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать музыкантами. Вот тут у нас есть разные рус. нар. инструменты, разбирайте их.

- Вы сейчас являетесь музыкантами, у вас в руках музыкальные инструменты, поэтому мы создадим с вами свой оркестр. А я возьму палочку и кем буду? (дирижером)

- Внимание! Выступает оркестр русских народных инструментов! В исполнении оркестра прозвучит «Русская кадриль»!

В грамзаписи звучит «Русская кадриль», дети играют на детских рус. нар. инструментах.

4. ПЕНИЕ.

- А теперь нас ждет встреча с рус. нар. песнями. И мы с вами уже будем исполнителями песен, т. е. певцами. Но прежде чем начать исполнять песни, нам необходимо «разогреть» свои голосочки, чтобы они у нас звонко и ярко звучали.

А распоемся мы на коротких веселых, шутливых песенках. А, может, вы подскажете, как такие шутливые песенки называются?

(прибаутки)

- А кто их сочинил? Чьи они? (русские народные)

Дети распеваются на русских народных прибаутках «Скок-поскок», «Барашеньки», «Ваня-простота»

- Ну а сейчас я предлагаю вам узнать одну из рус. нар. песен, которую вы уже слушали на прошлых занятиях. Посмотрите на картинки, они вам подскажут, о какой именно песне я говорю. Я напомню вам мелодию песни. Как она называется?

Дети слушают мелодию р. н. п. «Млада», рассматривают картинки по ее содержанию, узнают песню и вспоминают ее сюжет.

Далее дети прослушивают песню от начала до конца.

Затем ведется работа по разучиванию песни, уделяется внимание распеву в песне: «э-э-эй…» в интонационном и ритмическом плане.

- Ребята, отгадайте музыкальную загадку. Я проиграю мелодию очень знакомой вам русской народной песни, а вы вспомните, как она называется и о чем в ней поется.

Дети узнают р. н. п. «Во кузнице», вспоминают содержание.

Исполняют всю песню.

5. ИГРЫ.

- Ой, ребята! Что-то мы с вами засиделись! Хорошо поем! А поиграть хотите? Игры русские народные мы с вами тоже знаем. Предлагаю вам игру «Ваня-простота». Ребята, а вы помните, какие две р. н. прибаутки используются в этой игре? Мы сегодня их уже пели.

(«Барашеньки» и «Ваня-простота»)

- А я знаю интересную считалочку и сейчас выберем «Ваню».

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть

И водилку выбирать.

Стал им мальчик Спиридон,

Выходи из круга вон!

Проводится подвижная игра «Ваня –простота», 2раза.

Затем предлагается более спокойная игра «Передача платочка»

(у кого остается в руках платочек, тот танцует с ним в середине круга, а остальные дети повторяют за ним движения)

- Ну вот, ребята, мы с вами много сегодня узнали о музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не забывайте русскую народную музыку, песни, танцы и игры. И я надеюсь, что вы с удовольствием будете петь и танцевать рус. нар. песни и пляски и играть в рус. нар. игры, а также познакомите с ними и других знакомых вам детей.

Публикации по теме:

Мини-музей народного творчества в группе.Мини-музей народного творчества в группе. С целью реализации приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое направление развития детей) и для наиболее полной работы по.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Новый год
Автор публикации:
«Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 02:33
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...