Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества

Taтьяна Мартыновская
Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества

1. Актуальность темы «Приобщение дошкольников к словесному искусству через устное народное творчество». Одна из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

2. Одним из средств воспитания человека является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для приобщения к словесному искусству детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их легкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи то темой работы я выбрала: «приобщение детей к словесному искусству через устное народное творчество».

В работе использую наглядный материал

1. Иллюстрации и картины, показ способов действий.

2. Словесный метод: заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок, коллективное чтение.

3. Игровой метод: игры –драматизации, игры – инсценировки, д/игры, литературные викторины, настольно-печатные игры.

Детям нравится участвовать в литературных викторинах, в инсценировках.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями.

Особое внимание уделяю проблеме сотрудничества и взаимоотношения с родителями. Организовали и провели родительское собрание в форме частушек,КВН по сказкам, конкурс загадок. Особенно ценно то, что в этом принимают участие дети, что, конечно, же, способствует их сближению с родителями.

Обогащение словаря, развитие лексико- грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно- ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Используя разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из настольного театра.

3. Устное народное творчество – это сказки, потешки, пословицы, поговорки. Они играют особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Дети сопереживают героям, разделяют их чувства, живут вместе с ними в мире сказок. Сказка учит ребенка сравнивать сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества, корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.

Сказки, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать «узелки сказочных клубочков».

Особое место в работе с детьми я отвожу мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия содержат несколько игровых заданий и исследований.

Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности:

запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание;

заучивание стихов, потешек развивает слуховую память;

обыгрывание сказки- память и мышление

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти это ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находится в позиции глаза – в – глаза.

Своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально – оценочной и сказочной лексики.

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры.Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания, ввести ребенка в мир искусства,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 19:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...