Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества

Taтьяна Мартыновская
Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества

1. Актуальность темы «Приобщение дошкольников к словесному искусству через устное народное творчество». Одна из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

2. Одним из средств воспитания человека является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для приобщения к словесному искусству детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их легкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи то темой работы я выбрала: «приобщение детей к словесному искусству через устное народное творчество».

В работе использую наглядный материал

1. Иллюстрации и картины, показ способов действий.

2. Словесный метод: заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок, коллективное чтение.

3. Игровой метод: игры –драматизации, игры – инсценировки, д/игры, литературные викторины, настольно-печатные игры.

Детям нравится участвовать в литературных викторинах, в инсценировках.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями.

Особое внимание уделяю проблеме сотрудничества и взаимоотношения с родителями. Организовали и провели родительское собрание в форме частушек,КВН по сказкам, конкурс загадок. Особенно ценно то, что в этом принимают участие дети, что, конечно, же, способствует их сближению с родителями.

Обогащение словаря, развитие лексико- грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно- ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Используя разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из настольного театра.

3. Устное народное творчество – это сказки, потешки, пословицы, поговорки. Они играют особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Дети сопереживают героям, разделяют их чувства, живут вместе с ними в мире сказок. Сказка учит ребенка сравнивать сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества, корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.

Сказки, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать «узелки сказочных клубочков».

Особое место в работе с детьми я отвожу мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия содержат несколько игровых заданий и исследований.

Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности:

запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание;

заучивание стихов, потешек развивает слуховую память;

обыгрывание сказки- память и мышление

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти это ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находится в позиции глаза – в – глаза.

Своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально – оценочной и сказочной лексики.

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры.Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания, ввести ребенка в мир искусства,.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 19:29
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...