Получи документы

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»

Кузьмичева Ольга
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»

Дорогие мамы и папы!

Приближается время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей, много забот и забот: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь делать перед школой, отправить его в первый класс в возрасте шести-семи лет, и так далее.

Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах

Универсального ответа на эти вопросы не существует – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже полностью готовы к школе в возрасте шести лет, а с другими детьми в возрасте семи лет возникает много проблем. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе абсолютно необходимо, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в учебе, значительно облегчит адаптационный период.

Что включает в себя психологическая готовность к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе - это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы при определенных условиях обучения. Итак, что же означает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе делится на физиологические, психологические и когнитивные аспекты, каждый из которых включает в себя ряд компонентов. Все виды подготовленности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не полностью, то это может вызвать проблемы в обучении в школе, общении со сверстниками, получении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть физически готов к школе. То есть состояние его здоровья должно позволить ему успешно завершить образовательную программу. Если у ребенка есть серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то его следует обучать по специальной коррекционной программе, учитывающей особенности его здоровья. Кроме того, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальцев, координации движений. Ребенок должен знать, в какой руке и как держать ручку. А также, поступая в первый класс, ребенок должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения элементарных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. д.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальную готовность, личностную и социальную, эмоциональную и волевую.

Интеллектуальная готовность к школе :

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (они будут рассмотрены ниже);

• сообщается, что он ориентируется в пространстве, то есть знает, как добраться до школы и обратно, до магазина и так далее;

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознательным;

• развитие его памяти, речи и мышления должно соответствовать возрасту.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть общительным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно быть агрессии, а в ссоре с другим ребенок должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

• терпимость; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо;

• ребенок должен принять поставленную учителем задачу, внимательно слушая, уточняя неясные моменты, а после ее выполнения он должен адекватно оценить свою работу, признать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :

• понимание ребенком того, зачем он ходит в школу, важности обучения;

• наличие интереса к обучению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задачу, которая ему не совсем нравится, но этого требует учебная программа;

• настойчивость – способность внимательно слушать взрослого в течение определенного времени и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным набором знаний и навыков, которые понадобятся для успешного обучения в школе. Итак, что же должен знать и уметь ребенок в возрасте шести-семи лет?

1) Внимание.

• Делайте что-нибудь, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и различия между объектами, картинками

• Уметь выполнять работу по образцу, например, точно воспроизводить рисунок на вашем листе бумаги, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрая реакция. Например, назовите живое существо, но перед началом игры обсудите правила: если ребенок слышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 20.

• Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: " ", "-", "=". Решение простых арифметических задач.

• Деление круга, квадрата пополам, на четыре части.

Ориентация в пространстве и лист бумаги: "справа, слева, сверху, снизу, сверху, снизу, сзади и т. д.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. д. по памяти.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление. Логическое мышление

• Закончите предложение, например: "Река широкая, но ручей. ", "Суп горячий, а компот. " и т. д

. • Найдите лишнее слово из группы слов, например, "стол, стул, кровать, сапоги, кресло", "лиса, медведь, волк, собака, заяц" и т. д.

• Определите последовательность событий так, чтобы сначала было что, а потом что.

• Находите несоответствия в рисунках, стихах, небылицах.

• Складывайте пазлы вместе без помощи взрослого.

Сложите вместе со взрослым простой предмет из бумаги: лодку, лодку.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держите ручку, карандаш, кисть в руке и регулируйте силу их нажатия при письме и рисовании.

• Раскрашивайте объекты и обводите их, не выходя за контур.

• Разрежьте ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнение приложений.

6) Речь.

• Составьте предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, иди, солнечный зайчик, играй.

• Понимать и объяснять значение пословиц.

• Составьте связную историю, основанную на картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывайте стихи с правильной интонацией.

• Различать буквы и звуки в словах.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Назвать времена года, природные явления, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, вашу фамилию, имя и отчество, имена ваших родителей и их место работы, ваш город, адрес, какие профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в объединении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть принудительными для ребенка, необходимо в первую очередь заинтересовать его, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, и выбирать наиболее подходящий момент для занятий. Не стоит отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол. Постарайтесь соблазнить его так, чтобы он принял ваше предложение позаниматься спортом. Кроме того, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в возрасте пяти-шести лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долго выполнять одно и то же задание. Занятие в домашних условиях не должно длиться более пятнадцати минут. После этого вам следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Смена деятельности очень важна. Например, сначала вы выполняли логические упражнения в течение десяти-пятнадцати минут, затем после перерыва вы можете начать рисовать, затем поиграть в подвижные игры, после чего вы можете сделать забавные фигурки из пластилина и т. д. Родители также должны знать еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста : их основная деятельность - это игра, благодаря которой они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны быть представлены малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно выделять для этого какое-то определенное время, вы можете постоянно развивать своего малыша. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, обратите внимание, что выпал первый снег или с деревьев начали опадать листья. На прогулке вы можете посчитать количество скамеек во дворе, входов в дом, птиц на дереве и так далее. На каникулах в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть постарайтесь заставить ребенка обратить внимание на то, что его окружает, на то, что происходит вокруг него. Различные развивающие игры могут оказать большую помощь родителям, но очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показывать игру своему ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько полезной и ценной она может быть для развития малыша. Мы можем порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Дошкольнику не обязательно приобретать энциклопедии, скорее всего, они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите его рассказать вам о его содержании – это будет хорошей речевой тренировкой. В то же время задавайте вопросы так, чтобы ребенок видел, что вам это действительно интересно. Обратите внимание на то, правильно ли ребенок произносит слова и звуки при рассказывании, если есть какие-то ошибки, то мягко поговорите о них с ребенком и исправьте их. Учите скороговорки и стишки, пословицы вместе со своим ребенком.

Тренируем руку ребенка

В домашних условиях очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальцы. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, вы можете пораниться ножницами, но если вы поговорите с ребенком о том, как правильно обращаться с ножницами, что вы можете делать, а чего нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Убедитесь, что ребенок вырезает не случайным образом, а по намеченной линии. Для этого можно нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка аккуратно вырезать их, после чего можно сделать из них аппликацию. Это задание очень нравится детям, и его польза очень высока. Лепка очень полезна для развития мелкой моторики, и детям очень нравится лепить различных колобков, животных и другие фигурки. Разучивайте пальчиковые разминки вместе со своим ребенком – в магазинах вы легко можете купить книгу с увлекательными и интересными пальчиковыми разминками для малыша. Кроме того, вы можете тренировать руку дошкольника, рисуя, штрихуя, завязывая шнурки, нанизывая бусины. Когда ребенок выполняет письменное задание, следите за тем, чтобы он правильно держал карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за позой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важна не скорость выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводки изображения, постепенно задача должна усложняться, но только после того, как ребенок хорошо справится с более легким заданием. Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, из-за незнания того, насколько это важно для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш разум находится у нас под рукой, то есть чем лучше развита мелкая моторика ребенка, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальцы, если ему трудно резать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает в своем развитии от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими видами деятельности для развития мелкой моторики.

Для тренировки рук ребёнка существуют следующие игры и упражнения:

• Рисуем по клеточкам

• Штриховка

• Скопируй узор

• Дорисуй вторую половину

• Бусы

• Упражнения с пинцетом

• Упражнения с прищепками

• Дорожки

• Выкладывание по контуру

• Картина из бусин

• Ажурный рисунок

• Покорми птичку

• Чудесный мешочек

• Сильные ладошки

В первый класс: с шести или семи лет?

В настоящее время первоклассники-шестилетки не редкость. Их родители уверены, что так будет лучше для ребенка, руководствуясь своими личными соображениями. Некоторые родители считают, что их ребенок уже в шесть лет способен успешно учиться в первом классе, и предпочитают не тратить еще один год на посещение детского сада. Чтобы ответить однозначно, невозможно отправить ребенка в школу с семи или шести лет. Каждый ребенок индивидуален, его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее индивидуальны. Но мы можем сказать точно: готовность ребенка к школе складывается из целого комплекса факторов, о которых уже говорилось выше. И если у ребенка все эти факторы развиты на достаточном уровне, то он полностью готов учиться в первом классе, даже если ему шесть лет, а не семь. Если один из факторов менее развит, например, эмоционально-волевая или социально-личностная готовность, то у ребенка возникнут проблемы с обучением, пострадает его успеваемость, и так будет не только в первом классе, но и в последующих. Это негативно скажется на его здоровье. Поэтому, если вы решили отправить своего ребенка в первый класс с шестилетнего возраста, рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ребенок к школе или нет. Если ваш ребенок ходит в школу с семи лет, то за несколько месяцев до первого сентября также желательно посетить специалиста, который проведет диагностику готовности ребенка к школе. Кстати, с такой просьбой вы можете обратиться к воспитателям или детскому психологу.

Рекомендации родителям дошкольника :

Чтобы ваш ребенок с удовольствием пошел в первый класс и был подготовлен к школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, потому что ошибки свойственны всем людям, в том числе и взрослым.

3. Убедитесь, что нагрузка не является чрезмерной для ребенка.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично сочетаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, ходите в цирк, музей, парк и т. д. по выходным.

6. Соблюдайте распорядок дня так, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он проводил достаточно времени на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите игры на свежем воздухе и другие активные действия перед сном. Хорошей и полезной семейной традицией может быть чтение книги всей семьей перед сном.

7. Рацион должен быть сбалансированным, перекусы не рекомендуются.

8. Понаблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как он выражает свои эмоции, как ведет себя в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как он хочет. Особое внимание следует уделить ребенку, если он может публично устроить скандал в магазине в дошкольном возрасте, если вы ему что-то не купите, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. д.

9. Обеспечьте ребенка всеми необходимыми материалами для домашних занятий, чтобы он в любой момент мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и рисовать и т. д. Для материалов выделите отдельное место, чтобы ребенок мог самостоятельно распоряжаться ими и содержать их в порядке.

10. Если ребенок устал учиться, не выполнив задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут отдохнуть, а затем вернитесь к заданию. Но все же постепенно приучайте ребенка к тому, чтобы он мог делать одно дело в течение пятнадцати-двадцати минут, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то постарайтесь найти способ заинтересовать его. Для этого используйте свое воображение, не бойтесь придумать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка тем, что вы лишите его сладостей, что не пустите гулять и т. д. Будьте терпеливы к капризам вашей нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок был окружен

13. Расскажите своему ребенку, как вы учились в школе, как ходили в первый класс, вместе просмотрите ваши школьные фотографии.

14. Сформируйте у ребенка положительное отношение к школе, к тому, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказаниями за плохое поведение и т. д.

15. Обратите внимание на то, знает ли ваш ребенок и использует ли он "волшебные" слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. д. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не давать ребенку команд: принеси это, сделай то, убери это, а превращать их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение и манеру говорить своих родителей. Если вы используете ненормативную лексику при ребенке, если вы грубите друг другу, то не удивляйтесь, если учителя пожалуются, что ваш ребенок ругается в школе, дерется, издевается над другими детьми.

Рекомендации родителям будущего первоклассника:

Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод расслабляться, а как раз наоборот. Во многом от вас зависит, как ребенок будет учиться, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.

1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем необходимо.

2. Уважайте независимость ребенка, его новую школьную жизнь, теперь у него есть личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьным расписанием, уроками.

3. Не пытайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Уделяйте больше внимания пребыванию ребенка дома, тому, что он делает, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.

4. Не принижайте, не позорьте ребенка перед его сверстниками. Постарайтесь сформировать адекватную самооценку.

5. Спросите его, чему он учился в школе, что они делали в классе, какое было домашнее задание и т. д.

6. Уважайте его независимость и личные вещи. Не копайтесь в его портфеле без его ведома, не передвигайте его вещи в шкафу и т. д.

С того момента, как ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь сделать так, чтобы этот этап начался с радости, и чтобы он продолжался на протяжении всей его учебы в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше сильное плечо, на которое можно опереться в трудных ситуациях. Станьте другом, советчиком, мудрым наставником своему ребенку, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такого человека, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»
Опубликовано: 12 мая 2022 в 10:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД