Лучший педагог года

«Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ»

Евгения Сорокина
«Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ»

Актуальность

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.

Число новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства у детей. Среди причин этого:

• Аномальное, травматическое течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы центральной нервной системы ребенка; биологически и социально незрелые родители;

Публикация «„Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ“» размещена в разделах

• Низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация психопатизация определенного числа взрослых – родителей, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением;

• Кризисное, переходное состояние нашего общества ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки;

• Раннее начало обучения, усложнение учебных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.

Поэтому в течение всего учебного года в работу педагога-психолога необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Цель: психологическое сопровождение здоровьясбережения в детском саду.

Работа по здоровьесбережению детей в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей и проводится в системе, согласно образовательной программе детского сада.

Основным направлением, осуществляемым педагогом - психологом по здоровьесбережению является психологическое сопровождение развития ребенка :

1) мониторинг состояния психологического здоровья детей по следующим параметрам: адаптация к детскому саду и психологическая готовность к школе; эмоционального состояния;

2) проведение релаксационных и тренинговых занятий, помогающих дошкольнику управлять своим эмоциональным состоянием;

3) психогимнастика;

4) регулярный анализ и обсуждение с педагогами мониторинга и деятельности по сохранению здоровья воспитанников;

5) консультации для педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия психолог

Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы психолог

Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога психолог

Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры психолог

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности психолог

Коммуникатив-ные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. психолог

Коррекционные технологии

Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий психолог

Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам психолог

Следующее направление по здоровьесбережению здоровья детей - работа с родителями:

1) групповые и индивидуальные консультации;

2) анкетирование;

3) оформление красочных стендов, буклетов и памяток.

Кроме того, не менее важным моментом в работе по здоровьесбережению в ДОУ, является работа с педагогами.

Профессия педагога относится к числу профессий "группы риска", педагоги наиболее подвержены "синдрому профессионального выгорания". Следствие этого - снижение эффективности профессиональной деятельности педагога. Основным в связи с этим является профилактика "синдрома выгорания". Таким образом, работа с педагогами строится так:

1) организация и проведение мониторинга состояния профессионального и личностного здоровья педагогов;

2) проведение тренингов по профилактике синдрома выгорания и Релаксационных упражнений.

3) сопровождение во время аттестации

В перспективе работы по здоровьесбережению :

1. разработка комплекса занятий с использованием релаксационных упражнений;

2. разработка тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов с элементами релаксации и тренингов активизации внутренних ресурсов;

3. составление памяток для родителей о прохождении процесса адаптации, подготовки к школе, тревожности и пр.

4. составление картотеки психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, тревожность, гиперактивность, застенчивость).

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва, 2005.

2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.

3. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.

4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва, 2006.

5. С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003

6. И. В. Гуреева. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников: старшая и подготовительная группы, Волгоград, 2010.

7. С. В. Лесина. коррекционно-развивающие занятия по снижению детской агрессии, Волгоград, 2016.

8. А. Ю. Капская Развивающая сказкотерапия для детей, СПб, 2008.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше.

Доклад «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования, знакомство с опытом работы педагогов используя современные педагогические.

Методика работы учителя-логопеда в рамках здоровьесбережения с использованием мультимедийных технологий «Парк здоровья» Методика работы в рамках здоровьесбережения на логопедических занятиях с использованием мультимедийных технологий включает в себя цикл занятий,.

Проблема здоровьесбережения в образовании и профессиональной деятельности педагога детского сада Вопросы сохранения здоровья детей и молодежи были актуальны во все периоды становления и развития образования на разных исторических этапах.

Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи). Выполнила: педагог-психолог МБДОУ.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Психологическое сопровождение естественного развития детей в раннем детстве.   На этапе раннего детства у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Если упустить.

Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Одной из задач.

Психологическое сплочение педагогического коллектива I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЪЕЗД «ВАСИЛИС» ПО ОБМЕНУ ПРЕМУДРОСТЯМИ ТЕМА: «Психологическая сплоченность педагогического коллектива» Кушнина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ»
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 21:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД