Папки-передвижки

Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования

Юлия Виноградова
Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования

Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования

Публикация «Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования» размещена в разделах

Одной из задач современного дошкольного образования согласно новому Закону об образовании и ФГОС ДО является формирование предпосылок к учебной деятельности и обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

В педагогической психологии предпосылки к овладению учебной деятельностью определяются понятием «психологической готовности к школьному обучению». Длительное время считалось, что критерием готовности к школьному обучению является уровень умственного развития ребенка. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи и др.

Концепцию готовности к школьному обучению как к комплексу интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств придерживались А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская и ряд других ученых.

При рассмотрении проблемы формирования предпосылок к учебной деятельности с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет число детей с отклонениями в состоянии здоровья. ФГОС ДО ориентирует нас на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка-дошкольника независимо от его психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

В этой связи от педагога-психолога требуется умение вовремя диагностировать особенности психического развития каждого ребенка и на этой основе намечать пути коррекционно-развивающей работы.

Необходимым фактором успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у дошкольников является соблюдение требований к условиям реализации Программы дошкольного образования. Программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий для развития личности ребенка.

Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования в условиях модернизации. Индивидуализация образования – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Она требует не воздействия на детей, а взаимодействие ними. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей, потенциала развития, потребностей и интересов.

Психолого - педагогическое сопровождение развития ребенка предполагается как:

• Целостная, открытая система диагностических, развивающих, коррекционных средств, направленных на оказание помощи в разрешении затруднений ребенка;

• Развитие личности ребенка, его способностей и субъектной позиции;

• Интеграция деятельности педагога, психолога, медицинского работника, других специалистов, родителей, психологических центров.

Свою работу по психологическому сопровождению развития детей старшего дошкольного возраста я строю следующим образом :

Основная цель - расширение зоны ближайщего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т. е. в зону актуального развития.

Задачи сопровождения :

1. Создать специальные условия для оказания помощи детям старшего дошкольного возраста, испытывающим трудности в развитии;

2. Создать специальные условия для развития субъектной позиции старшего дошкольника;

3. Максимальная реализация возможностей, резервов каждого ребенка старшего дошкольного возраста;

4. Повысить психолого- педагогическую компетенцию педагогов, родителей по вопросам сопровождения развития ребенка;

5. Профилактика различных нарушений в психическом и психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста;

6. Выявление индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, их развитие. Осуществление индивидуального подхода;

Принципы сопровождения :

1. Непрерывность сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе;

2. Бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

3. Индивидуальный путь развития ребенка;

4. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка;

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

6. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, защита интересов ребенка;

7. Построение коррекционной, развивающей работы на основе диагностики;

8. Равноправное партнерство с семьей;

9. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Методическое обеспечение

Программы Дополнительные технологии и пособия

1. Н. И. Гуткина. Программа подготовки к школе.

2. «Азбука общения»/Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова.

1. М. И. Чистякова. Психогимнастика. - М. : Просвещение, 1990.

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие/ Под. ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Просвещение, 2005.

3. С. Д. Забрамная. От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. - М. : Новая школа, 1998.

4. С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Л. В. Кокуева. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие. - М. : «Педагогическая литература»,2011.

Мною разработана модель психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя 3 блока:

• Работа с детьми;

• Работа с родителями;

• Работа с педагогами.

В начале каждого учебного года на основе данной модели я разрабатываю тематическое планирование работы по психологическому сопровождению.

Направления деятельности:

1 блок работы - коррекционно-развивающая работа с детьми. В начале каждого учебного года я провожу предварительную диагностику индивидуального развития детей с целью выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, разрабатываю программу психолого-педагогической помощи, которая включает в себя корекционно-развивающие занятия с детьми, консультативную работу с педагогами и родителями

Занятия в коррекционно-развивающей группе направлены на развитие у ребенка психических функций, создающих основу для успешного обучения; коррекцию имеющихся отклонений; формирование познавательной мотивации; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); развитие произвольности поведения и деятельности.

Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии объединены одной темой, героем или сюжетом. Для активизации познавательной деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению результата (например, помощь сказочному герою).

Задания на занятиях подбираются с учетом зоны ближайшего развития детей. Каждое занятия включает в себя коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор, словарный запас; логические игры; игры с правилами; игры, развивающие крупную и мелкую моторику, фонематический слух, а также психогимнастические и релаксационные упражнения.

Современные дети находятся под воздействием ряда факторов, негативно сказывающихся на их психологическом здоровье. В практике нередки случаи, когда дети, имеющие высокий уровень интеллектуального развития, испытывали серьезные трудности в учебе и адаптации в школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, импульсивность и другие). Поэтому я включаю в работу с детьми специальные игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы.

В конце учебного года (апрель-май) провожу динамическую диагностику развития, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно - развивающей работы.

2 блок – работа с родителями.

На родительских собраниях выступаю с информацией о: психологических особенностях старшего дошкольника; компонентах школьной зрелости, развитии определенных психических функций, создающих основу для дальнейшего обучения и. т. д.

Также провожу тематические консультации, обновляю информацию в родительском уголке. Веду свою страничку на сайте детского сада, где выкладываю информацию для родителей.

Индивидуальные консультации с родителями назначаю и провожу после предварительной диагностики развития психических качеств старших дошкольников. В ходе таких консультаций освещаю итоги диагностики ребенка, даю рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть необходимость, рекомендую обратиться к другим специалистам (логопеду, дефектологу и др.)

3 блок – работа с педагогами

Выступаю на педагогических советах, семинарах. Провожу тематические консультации по теоретическим вопросам, касающихся особенностей развития старших дошкольников. Освещаю точки зрения различных ученых по этому вопросу.

Провожу индивидуальное консультирование педагогов, в ходе которого даю информацию по итогам диагностики. Затем совместно с педагогами разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников, обсуждаю вопросы, касающиеся их реализации, оценки эффективности и своевременной корректировки.

Актуальность работы по сопровождению освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования в современных условиях очевидна, она приносит положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям и взрослым.

Публикации по теме:

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Семинар для педагогов ДОУ «Введение ФГОС до» Форма проведения: круглый стол Категория слушателей: педагоги ДОУ План семинара: 1. Ключевые моменты содержания ФГОС дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования
Опубликовано: 29 марта 2015 в 15:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД