МААМ-картинки

«Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период через взаимодействие с семьями воспитанников» (1 фото)

Алла Тхоренко
«Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период через взаимодействие с семьями воспитанников»

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Работа с родителями так же является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместно работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.

Публикация «„Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период через взаимодействие с семьями воспитанников“» размещена в разделах

Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Проблема адаптации детей к ДОО одна из главных в работе воспитателей и родителей вновь поступивших детей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей раннего возраста. Попадая в детский сад, ребё нок испытывает шок в связи с изменением привычной картины мира: он разлучается с матерью, приходится налаживать контакт с другими детьми и воспитателем, его жизненные ритмы также претерпевают изменения ведь малыш должен соответствовать режиму, принятому в группе.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста, профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример:

«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживётся».

В настоящее время актуальна тема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации, которая предполагает тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто сочетанием разнообразных методов работы с детьми, оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ - развитие отношений «Ребёнок - педагог - родитель». Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Для решения этих вопросов мы поставили перед собой цель:

Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации через взаимодействие с родителями являющихся участниками образовательного процесса ДОО и придать ей комплексный характер.

Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач:

• Установление единства в воспитании детей в ДОО и семье;

• создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребёнок — родитель»

• Помощь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОО.

• Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях;

• Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

• Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.

• Повышение уровня психологической культуры родителей.

• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста мы осуществляем при тесном взаимодействии специалистов учреждения дошкольного образования (заведующий, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, медицинская сестра). Данная работа осуществляется в два этапа: - доадаптационный; - адаптационный.

Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации мы строили исходя из следующих принципов:

• непрерывность;

• системность;

• индивидуальный подход;

• обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

взаимодействие всех участников в команде сопровождения.

Очень важная часть подготовки детей к детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществлялась у нас совместно старшим воспитателем и педагогом-психологом. Приоритетной задачей здесь выступала оказание помощи педагогам в создании условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в группе, обучение эффективным способам взаимодействия с детьми, имеющими определённые трудности в адаптации. Данная работа включала в себя следующие вариативные формы: постоянно осуществлялось консультирование по актуальным вопросам; прошел семинар-практикум «Как помочь ребёнку в период адаптации», на котором решались педагогические задачи, связанные с особенностями адаптационного периода, отрабатывались практические советы по взаимодействию с детьми и родителями во время адаптационного периода, педагог-психолог знакомил педагогов с данными анкетирования родителей и в соответствии с прогнозом адаптации ребёнка составлялся подвижный график приёма детей в группу.

В дошкольном учреждение разработана модель успешной адаптации, которая включает в себя несколько этапов:

1 этап: подготовительный

«День открытых дверей»

родительское собрание «Давайте знакомиться»

сбор информации о потенциальных воспитанниках;

установление партнерских, доброжелательных отношений;

первичное визитирование семей будущих воспитанников (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т. д.);

анкетирование (социальное, медицинское) «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

составление адаптационного маршрута;

прогулка на участке /ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу.

разработка перспективного плана работы с родителями воспитанников в период адаптации к ДОУ

Традиционно стало проводить в нашем саду «День открытых дверей» для родителей будущих воспитанников и др. В этот день мы познакомили родителей с визитной карточкой учреждения, представили педагогов и специалистов, которые будут работать с детьми, провели экскурсию по учреждению, познакомили с участком, групповым помещением; организовали игры-занятия с детьми и их родителями.

Первое родительское собрание для родителей будущих воспитанников «Давайте знакомиться» до поступления детей в ДОО, где воспитатели, заведующий ДОУ, старший воспитатель, психолог-педагог дали родителям рекомендации, советы, чтобы познакомиться с ними поближе.

Затем родителям будущих воспитанников предложили план мероприятий, направленных на оптимизацию адаптационного периода, родителям анкеты «Готовность детей к поступлению в ДОУ», с целью выявления возможных сложностей во время адаптации, провели тренинг среди родителей: «Каким вы ходите видеть своего ребенка», «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду». После заполнения анкет «Готовность к поступлению ДОУ» родители посетили педагога-психолога с целью определения уровня готовности ребенка к посещению детского сада; прогноза возможной адаптации ребенка. А так же получить необходимые рекомендации по подготовке ребенка к пребыванию в группе. Также на данном этапе осуществлялась специально организованная деятельность детей в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребёнком в различных видах деятельности (с учётом рекомендаций педагога-психолога, психопрофилактические занятия. На всех этапах велась активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации. Родители в этот период получали рекомендации педагогов и медработника, которые способствовали укреплению эмоционального и физического здоровья малыша.

2 этап – основной (наблюдений)

поэтапный прием детей в группу;

постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

консультирование родителей;

наблюдения за поведением детей;

разработка индивидуального режима для ребенка;

организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОО;

оформление листов адаптации;

заполнение карт нервно-психического развития детей.

родительское собрание;

консультация специалистов;

Проведение адаптационных занятий с детьми

анкетирование «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ»;

Познакомившись с анкетами, мы многое узнаем о наших воспитанниках, об их навыках в самообслуживании, об игре, об их отношениях со сверстниками и взрослыми. Исходя, из этого проводим индивидуальные беседы с родителями. Для оказания методической помощи родителям мы используем в своей работе информационные стенды.

Стендовая информация составляется по запросам родителей: советы, консультации, памятки родителям по адаптации малыша к детскому саду: «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», «Что делать, если ваш ребенок плачет при расставании», «Спрашивали – отвечаем», и др.

В раздевалке важное место отведено информации периодически меняющейся на фотостенде с периодически меняющейся информацией она содержит все новости жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной. Фотографии постоянно обновляются. В организацию адаптационного периода организовывали фото-выставки: «Мы знакомимся», «Чему мы научились», «Один день из жизни группы», «Малыши – крепыши».

Предлагалось родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома альбом «Моя семья».

Включая разнообразные формы и методы работы с родителями консультации и семинары-практикумы («Мама тоже идёт в детский сад», «В царстве упрямства и капризов», «Осторожно: антиигрушка» и др.) знакомили родителей с изменениями в развитии ребёнка, с трудностями адаптационного периода, как их можно преодолеть.

Совместно с педагогами и специалистами был проведен семинар-практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», на котором у родителей была возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием в игры для детей раннего возраста, а затем провести эти игры с ребенком дома.

Процесс адаптации очень сложный. Поэтому мы приложили все усилия, чтоб дети привыкли к нам, к детскому саду, как можно быстрее и безболезненней. Для этого каждому ребенку в период адаптации устанавливался индивидуальный режим с целью залога основ доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю, эмоциональному восприятию сверстников.

Детям совместно с мамой предлагались специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания :

• хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн (Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем», Игра «Рисунки на песке»)

• затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего" и др.

• подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо (Игра «Разговор с игрушкой») Во многом помогли сблизиться такие мероприятия как инсценировка сказок «Репка», «Курочка Ряба» с родителями.

Родители, находясь рядом со своими малышами, также проделывали все упражнения, которые предлагались малышам. В первой половине дня мы проводили занятия для малышей, где мамы становились партерами педагога и активно участвовали в работе с малышом. Большая часть занятия отводилась совместным адаптационным играм для того, чтобы снизить напряжение, страх и тревогу, и переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. А если в этих играх партнером является собственная мама, то нет ничего приятнее, чем тактильный и эмоциональный контакт с ней.

Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов.

Первый период : «Мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребёнок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребёнка. Она, под руководством педагога, побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребёнок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

Второй период : «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребёнок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься

рядом с ними. В случае необходимости мама или педагог приходят ему на помощь.

Третий период : «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настанет момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, мама может отлучиться. Главным в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйди скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возращения мамы.

Четвертый период : «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться на занятии один и спокойно отпускает маму.

Опыт показывает, что после таких занятий ребенок, впервые приходящий обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.

Каждая неделя в группе посвящена определенной теме. Например, «Давайте познакомимся», «Игрушки», «Познаём себя» и др.

Игры-занятия проводят педагоги, работающие с детьми раннего возраста и привлекаются другие специалисты учреждения. Занятия организовывались в групповом помещении, на участке в зависимости от содержания с участием родителей. Очень любят малыши «пальчиковые» игры, игры-забавы, подвижные и музыкальные игры, артикуляционные игры: с помощью ладошек дети «надувают» шарики, «пекут» пирожки, какие у ежика иголки (расто-пыривают пальчики, простейшие упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают эти упражнения в увлекательную эмоциональную игру;

С интересом дети занимаются изобразительной деятельностью, а именно, рисуют «пальчиками», «ладошкой», «поролоновыми тампонами». На таких занятиях девочки и мальчики испытывают настоящее удовольствие от художественного процесса.

В присутствии родителей дети с большей готовностью шли на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействовали со сверстниками, участвовали в совместных подвижных играх, интересовались окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до-школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

3этап: – итоговый (анализ и выводы)

обработка результатов (анализ адаптивных листов, анализ индивидуальных карт развития);

выявление детей с тяжелой адаптацией;

оценка уровня нервно – психического развития детей.

индивидуальная работа с детьми;

рекомендациям родителям по проведению развивающих игр- занятий с детьми;

родительское собрание с просмотром презентации «Наши достижения».

Родительское собрание прошло в игровой форме на тему: «Я уже Детсадовец», где познакомили родителей с особенностями развития детей данного возраста, с задачами развития ребенка. На собрании был представлен видеоматериал, в котором продемонстрированы режимные моменты в течение всего дня. Это нужно было, чтобы снять родительскую тревожность, показать мамам и папам, как чувствуют себя дети в их отсутствии. Содержанием фильма стали те события из жизни малышей, которые больше всего волнуют родителей: как и что, ест ребенок, как спит, чем занимается, не плачет ли. А увидели они, как дети учатся самостоятельно мыть руки с мылом, как учатся аккуратно есть, с каким аппетитом они обедают, как спокойно спят в чистой, проветренной комнате, как играют. Просмотр видеофильма помог без особых проблем включить родителей в общий разговор.

Не забываем хвалить своих родителей. Мы всегда делаем благодарственные письма для родителей, принимающих активное участие в жизни группы. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, помощь в уборке листьев на участке, изготовление родителями вместе с детьми кормушек для птиц, изготовление выносного материала, постройка снежного городка на участке, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями.

Обработка результатов и анализов адаптационных листов, индивидуальных карт развития.

Качественный анализ наблюдения за детьми в адаптационный период 2015-2016 учебного года показал, что у детей 1 младшей группы (20 человек) - легкая степень адаптации – 14(66,7%) человек, средняя степень адаптации – 6(28,6%) человек и тяжелая – 1(4,8%). Положительные результаты адаптации детей к ДОО свидетельствуют о положительной работе не только воспитателей группы раннего возраста, но и родителей.

По окончанию адаптационного периода мы провели блиц-опрос родителей, который позволил выявить степень удовлетворённости их запросов. Так, 98% родителей положительно отзываются об организации и содержании работы в адаптационный период и отмечают, что зря переживали по поводу поступления своих детей в детский сад.

На сегодняшний день можно сказать, в нашем ДОО сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Таким образом, можно сделать вывод, что четкая, профессионального слаженная и продуманная работа воспитателей, специалистов, педагога – психолога и медицинского работника, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог положительного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста прошли период адаптации.

Работу будем продолжать, так как она актуальна и необходима. Мы рады каждому новому успеху наших малышей и их заинтересованных родителей.

«Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период через взаимодействие с семьями воспитанников»
Публикации по теме:

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности Основной контингент группы компенсирующей направленности - это дети с общим недоразвитием речи 1-2 уровня, т. е. из 11человек - трое со 2.

Психолого-педагогическое сопровождение игры по ФГОС ДО как ведущей деятельности дошкольников Психолого-педагогическое сопровождение игры по ФГОС ДО как ведущей деятельности дошкольников. Существовала некогда пословица, что дети не.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ в контексте ФГОС ДО Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ в контексте ФГОС ДО. Дошкольное образование в контексте ФГОС в системе общего.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса» Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников средней группы В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание.

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений. В своей статье я бы хотела рассказать о роли семьи в воспитании.

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам познавательного развития детей раннего возраста В МБДОУ №1 я работаю 2 года. Для кого то это срок маленький, а для кого то и большой. За проработанное время я поняла значимость совместной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период через взаимодействие с семьями воспитанников»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 17:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД