Папки-передвижки

Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»

Елена Матвиенко
Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»

(конспект открытого урока по русскому языку в форме дидактической игры по теме «Имя числительное» в 9 классе коррекционной школы VIII вид

Работу выполнила

учитель русского языка

ГБС (К) ОУ школы интерната VIII вида ст. Полтавской

Публикация «Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида „Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным“» размещена в разделах

Краснодарского края

Матвиенко Елена Викторовна

2016 г.

Цели урока :

1. Закрепить знания учащихся об имени числительном, о его роли в речи.

2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение; коррекция речемыслительной деятельности учащихся.

3. Воспитание познавательного интереса учащихся к родному городу.

I. Организационный момент

Учитель: сегодня у нас необычный урок : нам предстоит совершить экскурсию. А вот куда – это необходимо определить вам.

Задание: выполните математическое действие – умножение. По результатам определить место нашего путешествия (слайд 1) :

0 3x3

Р 7x2

С 4x7

Д 9x9

К 4x4

Н 5x4

А 2x9

16 14 18 28 20 9 81 18 14

(Краснодар)

- вписывание букв под таблицей с числами по мере решения примеров, ответы учащихся.

Учитель: правильно. Нам предстоит совершить экскурсию по нашему родному городу, но не одним.

(Слайд 2) : чтение объявления учащимися:

Объявление

Во вторник, 15 апреля, состоится экскурсия по городу Краснодару. Автобус отходит в 11 часов 30 минут от школы –интерната.

? Как вы считаете, прочитав объявление, наличие (присутствие) какой части речи в данном тексте является основной? (числительное)

II. Введение в тему урока

Учитель: правильно, путешествовать мы будем в сопровождении имени числительного.

(слайд 3) на экран выводится тема урока «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным».

Учитель: наша экскурсия будет обучающей. Мы поговорим о прошлом нашего города, «пройдём» по современным улицам. И ещё раз убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

III. Работа по теме урока

1. Словарная работа: экскурсия (слайд 4)

-учащимся выдаются «Маршрутные листы» (см. приложение 1, запись словарного слова в «Маршрутный лист».

- толкование слова (даёт учитель с выводом на экран слайда 5) : экскурсия – это посещение какого-либо достопримечательного места, поездка с целью ознакомления с чем-либо.

- звуко – буквенный анализ словарного слова;

- работа со словосочетаниями (они записаны в «Маршрутных листах») : увлекательная, … в музей, … по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база (вставить пропущенные слова и буквы);

2. Работа с именами числительными по «Маршрутным листам».

Учитель: давайте ещё раз посмотрим на наше объявление. С какой частью речи связано числительное? (с существительным)

- заполнение «Маршрутного листа» 2 задание: выписать числительные с существительными, к которым они относятся, из объявления и распределить их по группам.

3. Работа с текстом (учитель читает текст вслух «Маршрутным листам»)

Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв. км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.

Учитель: обратите внимание на большое количество числительных в тексте. Давайте распределим их по группам (работа по «Маршрутному листу»).

4. Закрепление навыка правописания числительных.

Учитель: поехали дальше! (читает текст). Сейчас мы с вами движемся медленно – 40-50 км/ч. Максимальная скорость в городе не должна превышать 60 км/ч. На трассе, за пределами города, автобус движется со скоростью 70 и даже 80 км/ч.

- Какие особенности правописания данных числительных мы с вами можем отметить? (правописание ь знака)

Задание по «Маршрутным листам» (задание 4) : вставить пропущенные буквы (ь знак) в числительных пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

5. Образование родительного падежа имен существительных и числительных.

За последние годы в Краснодаре появилось много новых объектов – это целые микрорайоны жилых домов с магазинами, поликлиниками, детскими учреждениями.

Учитель: сейчас мы сделаем остановку и зайдём в один из популярных среди жителей универмагов города – ЦУМ (слайд 4, где мы должны приобрести некоторые товары, необходимые в быту и хозяйстве (слайды 5-9). Задание: поставить существительное в данном сочетании в Р. п. мн. ч., а числительное записать словами (6 вёсел, 7 мётел, 20 простыней, 8 пар валенок, 12 черешен)

Как правильно спросить продавца о каком-либо товаре? Ответы учащихся (не будете ли вы так любезны, будьте добры, подскажите, пожалуйста).

Какова характерная особенность правописания данной группы числительных? (ь знак на конце)

Физкультминутка

6. Остановка «Литературная».

Учитель: теперь мы с вами остановимся и зайдём в один из самых крупных магазинов, который является гордостью нашего города. По своим размерам он превосходил до недавнего времени магазины в ряде столиц европейских государств. Речь идёт о Доме книги (слайд 10).

Задание: по описанию вам нужно определить название произведения. Есть одно условие: в названии будет присутствовать число (отгадки появляются на слайдах) :

• Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? («Волк и семеро козлят»)

• Героиня этого произведения стала жертвой своей мачехи, съев отравленное ею яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

• Придя в жилище к семейству лесных хищников, героине удалось спастись благодаря своей ловкости («Три медведя»)

• Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку и называется … («Три поросёнка»)

• Герой этой восточной сказки узнал волшебные слова, которые были ключом к пещере с несметными богатствами («Али-Баба и 40 разбойников»)

7. Продолжение экскурсии.

Краснодар – город-сад. Старейший парк им. М. Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им. 40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул. Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

Задание: выписать из текста предложения с числительными, записать их словами.

8. «А знаете ли вы, что…» (записать только числительные с ь знаком на конце)

• Пешеход проходит за час 5 км. ;

• Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;

• Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;

• Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.

9. Викторина (2 команды)

• Приготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (первый блин комом)

• Какое вещество в земных условиях существует в трёх состояниях? (вода)

• Как зовут знаменитых трёх русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

• Назовите четырёх бременских музыкантов (осёл, пёс, кот, петух)

• Какой из четырёх океанов не оправдал своего названия? (Тихий)

• Сколько рублей в трёх пятирублёвых монетах? (15)

• Название какой птицы состоит из 40 букв? (сорока)

• Сколько яблок на берёзе, если на ней 8 сучков, а на каждом сучке по 5 яблок? (ни одного)

• Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)

• Сколько братьев у Царевны Лебеди? (33 богатыря)

IV. Итог урока.

(выставление оценок)

Учитель: вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Краснодару; надеюсь, что вы для себя узнали много полезной информации. Спасибо, с вами было приятно путешествие

Приложение 1

Маршрутный лист

1. Словарь: ___

Увлекательная ___, ___ в музей, ___ по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база.

2. Количественные Порядковые

числительные числительные

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

3. Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв. км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.

4. Вставить пропущенные буквы:

Пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

5. 6 (весло) ___

7 (метла) ___

20 (простыня) ___

8 пар (валенки) ___

12 (черешня) ___

6. Найти лишнее слово:

Пять, пятёрка, пятерня, пятак (написать часть речи)

7. Краснодар – город-сад. Старейший парк им. М. Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им. 40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул. Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

___

8. Пешеход проходит за час 5 км. ;

Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;

Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;

Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.

___

Список использованной литературы

Сухин И. Г. «Новые занимательные материалы», М. : «Вако», 2007г.

Публикации по теме:

«Экскурсия по Краснодару: памятники ВОВ». «Экскурсия по Краснодару: памятники ВОВ». Цель: Дать детям знания о Великой Отечественной войне, о защитниках города Краснодара в годы войны.

Игра-лото «Путешествие по городу»Игра-лото «Путешествие по городу» Знакомство с родным домом, улицей, городом, краем, страной начинается в дошкольном возрасте. Чтобы ребёнок заинтересовался историей города,.

Конспект занятия «Путешествие по городу Ангарску»Конспект занятия «Путешествие по городу Ангарску» Тема:«Путешествие по городу Ангарску»Автор-разработчик: Патароча Е. Н. Конспект итогового мероприятия Тема: «Путешествие по городу Ангарску».

Консультация для родителей и воспитателей «Готовимся к прогулкам и экскурсиям с детьми по городу Краснодару» Консультация для родителей и воспитателей. «Готовимся к прогулкам и экскурсиям с детьми по городу Краснодару». Подготовила воспитатель.

Конспект НОД по краеведению «Путешествие по городу Балашов» Цель: • Обобщение и систематизация знаний детей о родном городе; • Развитие речи: обогащение словаря, развитие грамматически правильной,.

Конспект НОД «Путешествие по городу» Ход НОД : 1. Организационный момент. Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Как гостеприимные хозяева, давайте поприветствуем.

Путешествие по городу Магнитогорску. ФоторепортажПутешествие по городу Магнитогорску. Фоторепортаж Магнитогорск – это небольшой, но очень уютный и красивый город в Челябинской области, часто его называемый на Урале «металлургической столицей.

Режиссерская игра «Путешествие по родному городу»Режиссерская игра «Путешествие по родному городу» Цель: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников. Задачи: Познакомить детей с архитектурой.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Сюжетно-ролевая игра : "Путешествие по городу. " Игровые цели: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции,умение.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» в старшей группе Сопутствующая сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия в краеведческий музей».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»
Опубликовано: 1 мая 2016 в 22:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД