Папки-передвижки

Конспект занятия «Путешествие по святым местам курского края»

Наталья Русанова
Конспект занятия «Путешествие по святым местам курского края»

Тема «Путешествие по святым местам курского края»

Тематическое поле святые места курского края (соборы,     храмы, монастыри).

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель: Знакомство со святыми местами курского края (храмами, соборами, монастырями) ; их убранством.

                 Задачи :

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по святым местам курского края“» размещена в разделах

1. Развивать интерес к историческому культурному прошлому родного края. Эмоционально эстетические чувства при восприятии слайдов, поисковую деятельность.

2. Учить осваивать новые способы аппликации — крупами

3. Закреплять умение украшать с помощью орнаментов и узоров предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

4. Формировать чувства причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

5. Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

6. Возрождать лучшие традиции семейного воспитания, ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами православных традиций.

Актуальность :

Духовно-нравственное воспитание очень актуально сегодня, поскольку, как сказал Н. И. Пирогов, конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Духовно-нравственное воспитание в детском дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, которая, со времён основания Русской государственности, тесным образом связана с православием.

Это доказывает особую значимость разработки проекта. Его особенность заключается в знакомстве детей с соборами, храмами, монастырями курского края. Раскрывает их роль и значение для верующих в Бога людей, знакомит с их внутренним обустройством, с культурой поведения человека в храме и другими основами православной культуры.

Этапы реализации проекта.

I этап:

1. Анкетирование родителей по данной теме («Формирование основ православной культуры у детей»).

2. Подбор дидактического материала:

-литература: «Православные Святыни России» С. Бегиян, православные загадки, дидактические игры(«Хорошо-плохо», «Что относится к храму?», иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей курского края, атрибуты их внутреннего обустройства;

- художественно- продуктивная деятельность ( рисование и аппликации на тему: «Храм- дом Божий», открытки к православным праздникам, конструирование на тему «Ступеньки к храму»

- чтение художественной литературы (отрывки из произведения И. Шмелёва «Лето Господне», чтение Евангельских текстов из Детской библии,

- беседы о смысловом содержании обычаев, обрядов, традиций праздников и подготовке к ним, православной церковной  символике,

- слушание классической музыки (П. Чайковский «Утренняя молитва», «Святки», колокольных перезвонов (в записи,

- разучивание песен, стихотворений, календарно- обрядовых игр к праздникам.

3. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

4. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

        II этап:

1. Размещение фото выставки в группе и иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей курского края;

2. заочное путешествие по святым местам курского края;

                                                          III этап:

             Экскурсия в Свято-Троицкий храм города Щигры.

                                        Ожидаемый результат.

В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам курского края», основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей,

- приобщение их к ценностям православной культуры посредством знакомства со святыми местами курского края.

Формы работы с детьми:

1. Дидактические игры: «Хорошо- плохо», «Что относится к храму»,

2. Календарно-обрядовые игры («Лавочка», «Лапти», «Дедушка Мазай», «Заря, заряница»,

3. разучивание песен, стихов к праздникам,

4. устное народное творчество (пословицы, поговорки, приметы,

5. Чтение Евангельских текстов,

6. Беседы о смысловом содержании : обычаев, обрядов, традиций.

7. Художественно-продуктивная деятельность (конструирование «Ступеньки к храму», аппликации, рисование храмов)

                                         

Формы работы с родителями:

1. Родительское собрание на тему «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей»,

2. Консультации на тему «Личность формируется в семье».

3. Участие в организации тематических выставок в группе.

4. Подбор иллюстраций и фотографий с изображением храмов.

Мероприятия

Формы работы с детьми :

Создание игровой мотивации, беседа, дидактическая игра, художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, познавательная деятельность (конструирование,  оформление фотоальбома «По святым местам курского края»(иллюстрации, фотографии, рисунки).

Формы работы с родителями :

Анкетирование (по теме), родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей» .

Методы и приё мы работы:

Наглядный : (использование игрушки – голубя, иллюстративного материала с изображением храмов, соборов и монастырей курского края, дидактического материала к играм) ;

Словесный : беседа с детьми ;

Практический : создание фотоальбома, рисование и аппликации детей, конструирование.

Прогнозируемый результат

В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам курского края», основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

- приобщение их к ценностям православной культуры, посредством знакомства со святыми местами курского края.

Презентация

Изготовление альбома «По святым местам курского края».

Приложение.

 

Формы работы с детьми :

1. Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Что относится к собору?»,

2. Подвижная игра : «Помоги бабушке (дедушке,

3. Календарно-обрядовые народные  игры («Лапти», «Лавочка»,  «Дедушка Мазай», «Заря-зареница»,

4. Песни, стихотворения, загадки к православным праздникам.

5. Устное народное творчество: пословицы, поговорки, приметы.

6. Чтения Евангельских текстов («Библия в пересказах для детей»,

7. Чтение отрывков из произведения  художественной литературы

И. Шмелёва «Лето Господне»,

8. Беседы о смысловом содержании: обычаев, обрядов,традиций  православных праздников, старославянской церковной символике,

9.  Художественно - продуктивная деятельность: рисование и аппликации на тему «Храм-дом Божий», открытки к праздникам;

Конструирование из строительного материала на тему «Ступеньки к Храму».

10. Участие в организации  тематических выставок поделок, выполненных  совместно с родителями, оформлении фотоальбома «Святые места курского края».

 

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование (по теме,

2. Родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»,

3.  Консультации на тему : «Семейные традиции», «Личность формируется в семье».

4. Участие в организации и проведении православных праздников, тематических выставок.

Этапы реализации проекта

Итоговое занятие «Путешествие по святым местам курского края»

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Под звон колоколов дети входят в зал, полукругом садятся на стульчики.

Педагог.

Почтовый голубь прилетел к нам с письмом: «Здравствуйте! Всю свою жизнь я странствую по белу свету, а у вас я ни разу не был. Я бы хотел узнать о святых местах курского края. Мне нужна ваша помощь. Вечный путешественник

Педагог : Ребята, а что такое святые места?

Дети! Как можно помочь автору письма?

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи .

Педагог :

Что  мы можем сделать, что бы автор письма увидел и запомнил наши храмы?

Дети :

Можно сделать фотографии, рисунки, аппликации и оформить альбом «По святым местам курского края». Альбом послать с почтовым голубем нашему новому другу.

     3. Поэтапное решение проблемы.

П. А чтобы рассказать Вечному путешественнику о святых местах Курской земли, мы сами должны о них знать. А значит мы отправляемся в увлекательное путешествие. Прежде чем начать путь, послушаем стихотворение, которое прочитает Диана Ш. «Курский храм».

С какого места начнем наше путешествие, как вы думаете? (ответы детей). Правильно, с нашего родного города. А в нашем городе есть храм? (Да). Как он называется? (ответы детей). Почему он так называется? (в честь Святой Троицы). Вы знаете с какого места стал расти и строиться наш город (ответы детей). Хотите узнать? (Да). Тогда слушайте внимательно. Начинаю рассказ.

П. На месте нашего города, было село Троицкое. А называлось оно так, потому, что в центре этого села был деревянный храм Живоначальной Троицы. Вот так выглядело село и деревянный однокупольный храм. (Слайд №1).

Село росло, развивалось, и затем его переименовали в город Щигры. Город так назвали потому, что рядом протекает река Щигор. Затем, в городе был построен каменный однокульный храм, а пять колоколов были установлены на столбах. (Слайд №2).

Позднее храм был перестроен. У него теперь было пять куполов. (Слайд №3).

После Октябрьской революции для храма наступили трудные времена. Троицкий храм был закрыт. В здании храма находился склад, в котором хранилось зерно. Потом с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Бывшее здание было передано под дом культуры и отдыха. А вот во время ВОВ колокольню разбомбили немецкие самолеты. И пока в нашем городе были немцы, в здании храма находились конюшня и пекарня. После войны Свято-Троицкий был восстановлен, богослужения восстановились. Посмотрите вот так выглядел наш храм после войны, он был однокупольным. (Слайд №4).

И совсем недавно, в наше время, были восстановлены все пять куполов храма. Давайте с вами посмотрим видео сюжет поднятия золотых куполов и крестов на наш Свято-Троицкий храм. Вот так выглядит наш храм сегодня. (Слайд №5).

Мы с вами ходили на экскурсию в храм и видели, не только внешний вид, но и внутреннее убранство храма. В праздничные дни в храме всегда звучит колокольный звон. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру с колокольчиками. Правила игры: на стол ставятся 2 — 3 колокольчика и под музыку дети обегают вокруг стола, как только музыка заканчивается, нужно успеть схватить колокольчики и позвонить в них.

Но наше путешествие продолжается в городе Курске. Мы с вами видим сейчас главный собор Курска, он называется Знаменский собор (Слайд №6, а вы знаете почему он так называется? (в честь чудотворной иконы знамения. Сейчас Настя Р. прочитает стихотворение «Знаменский собор»).

Кто узнал еще одно святое место нашего края? (Слайд №7, ответы детей, Коренная пустынь). Почему ее так называют, знаете? (ответы детей). А сейчас послушаем стихотворение «Коренная пустынь», читает Леша С. Да, ребята, Коренную пустынь еще называют курской святыней. В нашем курском крае много святых мест, о некоторых мы узнали сегодня, раньше много читали, рассматривали фотографии, картины. Вы вырастите, узнаете много интересного и нового о святых местах родного края.

А теперь поиграем в игру «Что относится к храму?». У меня на столах лежит много картинок, и вам надо отобрать те предметы и прикрепить к доске, которые мы встречаем в храме.

Но давайте не будем забывать о просьбе вечного путешественника. Я предлагаю вам подойти к столам. (дети садятся за столы). Посмотрите внимательно на свои столы и скажите, что мы сейчас будем делать, как вы думаете? (украшать храмы). Да, мы сделаем красивые картины в подарок путешественнику. А как мы это будем делать, расскажите? (ответы детей). Правильно, крупами будем украшать. Мы с вами уже знакомы с таким видом аппликации и давайте вспомним технику выполнения. (рассказывают дети). Все правильно, только надо определиться с цветом. Какой цвет возьмем для украшения куполов и крестов, а какой для стен? Дети выполняют, а педагог контролирует и помогает. (музыкальный фон). Для образца и сравнения педагог показывает несколько работ детей. С теми детьми, которые не закончили работу, мы обязательно закончим в другой раз их работы. Все поделки должны высохнуть, а затем оформим альбом и отправим автору письма.

На этом, дорогие мои дети и гости, мы заканчиваем. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни звучал колокольный звон «Благовест», который приносит только хорошие новости. (звучит «Благовест)

Публикации по теме:

«Путешествие по святым местам». Фотоочерк о летнем отпуске«Путешествие по святым местам». Фотоочерк о летнем отпуске Путешествие по святым местам. Здравствуйте уважаемые коллеги. Летом во время моего отпуска, я, со своими внучками поехала в пос. Горный.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Грибочки по местам» Программное содержание: Учить детей умению сравнивать и различать цвета однородных предметов по принципу «такой – не такой» Побуждать детей.

Конспект НОД для детей старшей группы «Грибы Курского края» Конспект НОД для детей старшей группы «Грибы Курского края». Составила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе.Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия «История родного края» Цель: Расширять представления детей о родном крае, городе, вызывать интерес к истории своего края. Патриотическое воспитание. Знакомить.

Конспект занятия культурно-познавательного типа «Путешествие по реке времени донского края» Цель: создать условия для развития познавательного интереса через приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и быту донского.

Конспект занятия «Путешествие в природу родного края» «Путешествие в природу родного края» Цель: Познакомить детей с заповедником имени П. Смидовича, его назначением, показать основные его ценности.

Сценарий праздника к Дню Победы «Путешествие про памятным местам былой славы»Сценарий праздника к Дню Победы «Путешествие про памятным местам былой славы» Звучат ФАНФАРЫ. Под песню "День Победы" дети входят в зал. 1. Вед. Нам за всеми памятными датами Видится главнейшая одна - День, когда.

Сценарий летнего тематического праздника «Здравствуй, цирк!», ко Дню защиты детей и годовщине Курского государственного циркаСценарий летнего тематического праздника «Здравствуй, цирк!», ко Дню защиты детей и годовщине Курского государственного цирка 1 июня - День защиты детей «Здравствуй, цирк» Площадка украшена шарами, лентами, ветерками и т. д. Стулья стоят полукругом. Каждая группа.

Конспект занятия «Путешествие по карте Краснодарского края» Тема: «Путешествие по карте Краснодарского края». Цель. Развитие умения воспитанников ориентироваться по карте. Программные задачи: Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по святым местам курского края»
Опубликовано: 28 января 2017 в 23:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД