«Путешествие по волшебной дорожке». Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе

Ирина Лаптева
«Путешествие по волшебной дорожке». Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе

Для создания конспекта использовала в своей работе методы технологии ОТСМ-ТРИЗ (Общая теория сильного мышления- Теория решения изобретательских задач). На протяжении пяти лет в ДОУ ведется экспериментальная работа по внедрению современных образовательных технологий. Данное занятие построено на методе «Морфологическая таблица» автор Ф. Цвикки и метода «Элемент – Признак – Значение имени Признака». Морфологический анализ это один из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста, а модель «Элемент – Признак – Значение имени Признака» позволяет изучить различные объекты используя широкий спектр значений признаков (например, стол не только большой и квадратный а еще и теплый, гладкий, деревянный, имеет части, может звучать, на вкус несъедобный, коричневый, находится в комнате, может изменяться во времени, пахнет деревом и т. д.). К концу первой младшей группы дети знают 12 признаков объектов и умеют задавать вопрос от имени значка признака (все признаки имеют свою схему). Применение этих методов позволяет в доступной форме показать изменчивость признаков объектов окружающего мира даже самым маленьким детям. Данное средство формирует подвижность мышления, умение усваивать ребенком принцип вариативности. Изучая, методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ мы решили, что морфологическая таблица будет интересной и полезной для решения педагогической проблемы, в данном случае, обучению детей различию признаков объектов.

По вертикали обозначены виды животных (картинками) которые дети выбирают сами, на горизонтали – значки признаков. Необходимо заполнить клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у животных.

Учитывая возрастные особенности детей, была организована работа по "Волшебной дорожке" с двумя вертикальным показателями (животные) и тремя горизонтальными показателями (значками признаков: части, цвет, размер). Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов. В занятии так же был использован метод круги Луллия, (волшебные круги) как метод для ознакомления с окружающим миром.

Игры и задания, основанные на моделях ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии. Каждая из этих моделей является инструментом формирования конкретных навыков мышления, необходимых для работы с детьми в современных условиях.

В качестве основы для создания конспекта использовала литературу: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников» (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений

Конспект непосредственно образовательной деятельности по природному миру

для детей первой младшей группы

«Путешествие по волшебной дорожке»

Воспитатель: Лаптева Ирина Анатольевна

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей определять значение имени признака объекта, используя схемы.

2. Развивать комбинаторные способности через закрепление имен признаков.

3. Уточнить, расширить, обогатить знания детей о различии птиц от зверей, о месте проживания животных.

4. Развивать мышление, доказательную речь и познавательную активность.

5. Упражнять в составлении простых предложений.

Материал к занятию: Картинки: картинки с изображениями птиц и зверей, фонограмма птиц, символы-значки. Квадраты разного цвета (красного, желтого, черного, коричневого, морфологическая таблица, круги Луллия.

Организационный момент

Игра «Теремок»

стульчики в группе стоят в кругу, на них лежат картинки, на которых изображены животные.

Воспитатель:

-Ребята, поиграем в игру «Теремок». Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок не высок, не высок кто в теремок зайдет, кто на картинке назовет.

Дети по очереди заходят в воображаемый теремок поднимают картинку и называют животное (звери и птицы).

Мотивация

звучит фонограмма

(каркает ворона)

Воспитатель:

-Ребята, вы слышите, что это за звуки?

Дети отвечаю, что это каркает ворона.

Ответы детей из собственного опыта.

Морфологическая таблица

Объект - Ворона

Воспитатель:

- Ворона это кто? Птица или зверь? Почему? У кого на картинке ворона? Ребята, давайте с вороной отправимся гулять по волшебной дорожке.

Педагог предлагает поставить картинку с изображением вороны на морфологическую таблицу.

Воспитатель: что это за значки, я забыла.

Дети: значки признаков.

Педагог уточняет название признаков и обозначение их схемами

-Наша ворона гуляла и встретилась со значком, ребята, а что это за значок.

Дети: значок признака части.

- Какой вопрос задает значок признака.

Дети: Объект, какие у тебя есть части.

Дети перечисляют части: крыло, клюв, лапки, хвост.

Воспитатель: Схематично изображает части, называемые детьми.

-Отправилась ворона дальше гулять и встретилась с другим значком, а что за значок?

Дети: признак цвета

- Какой вопрос задает значок признака цвета?

Педагог предлагает детям задать вопрос от имени значка признака цвета

Один ребенок задает вопрос

-Ворона Какая ты по цвету?

Другой ребенок отвечает

-Ворона по цвету черная. (На столе среди нескольких цветов ребенок находит нужный цвет и вставляет в окошко морфологической таблицы).

-Ребята, а кто больше ворона или медведь?

Дети: Медведь большой, ворона маленькая.

-Покажите, какая ворона маленькая, покажите какой медведь большой. (Показывают)

-А какой это признак?

Дети: признак размера. (Находят среди значков признаков, размер и вставляют в окошко)

что умеет делать ворона?

Дети показывают, что делает ворона. (Клевать, летать и т. д)

Воспитатель:

- Ребята, а с кем вы еще хотите погулять по волшебной дорожке?

Ребенок выбирает самостоятельно картинку с изображение зверя (например медведь) ставить на морфологическую таблицу.

-Какой признак обозначает этот значок? Какой вопрос задает наш значок?

Воспитатель: Схематично изображает части, называемые детьми.

Дети: объект, какие, у тебя части? Перечисляют части: лапы, голова, хвост.

-Пошел медведь дальше гулять. А этот, ребята, значок что обозначает? Какой вопрос задает значок признака цвета.

Педагог побуждает детей задавать вопросы от имени значка, можно попросить несколько детей спросить и ответить.

Дети: признак цвета

Дети: Объект, какой ты по цвету.

Медведь по цвету коричневый (среди нескольких цветов ребенок находит нужный цвет и вставляет в окошко).

- Отправился медведь дальше и встретился, ребята, со значком, какого признака, какой вопрос он задает?

Дети: значок признака размер, объект, какой ты по размеру?

- Кто больше медведь или ворона.

-что умеет делать медведь?

Дети: Медведь (показывают, как двигается медведь, как рычит и т. д.)

Воспитатель:

- Ребята, с кем мы путешествовали по волшебной дорожке

- Ребята, а ворона это зверь или птица?

- А медведь? Почему?

-Ребята, я забыла, медведь летает, а ворона?

-Какие части есть у вороны и у медведя.

-Помогите мне вспомнить: ворона по цвету какая, а медведь?

-Ребята, а медведь по размеру какой, а ворона?

Педагог предлагает показать размер и действия животных.

Прием, когда воспитатель забывает что-то или путает, развивает у детей наблюдательность и внимание, а так же вносит в занятие юмор.

- Ребята, наши птицы и звери устали и хотят отдохнуть, давайте, найдем для них дома, с помощью чудесных колец.

Кольца Луллия: Два круга на одном изображены животные, на другом их жилище. Дети должны совместить окошки, чтобы совпал правильный ответ.

Педагог наблюдает и руководит деятельность детей. Добивается от некоторых детей полных ответов. Для детей с плохой речью ответов одним словом.

-Как ты думаешь, где живет лиса, медведь, синица?

Побуждает всех детей к деятельности и составлению простых предложений.

Дети подбирают дома для животных, используя круги Луллия, отвечает на вопросы воспитателя.

-Синица живет в гнезде

-Медведь живет в берлоге.

-Белка живет в дупле.

-Лиса живет в норе. и т. д.

В заключении воспитатель благодарит детей за занятие, говорит, что они молодцы, умницы, гладит всех по голове, награждает их аплодисментами и предлагает перейти к другой деятельности.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Фразеология
  • Дикие животные
  • Лэпбуки
Автор публикации:
«Путешествие по волшебной дорожке». Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 08:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....
«Летние олимпийские игры» прошли в «Свято Никольском» детском саду.
Опять у нас весело, опять праздник! 17 августа на спортивной площадке нашего детского сада "Свято Никольского" звучит веселая музыка, приглашая детей всех...
Сценарий праздника «Белый месяц» по образовательной области...
Сценарий праздника «Белый месяц» с детьми старшего дошкольного возраста. Автор: Чимитова Светлана Яковлевна, воспитатель и музыкальный руководитель МАДОУ...
Сценарий «Хабаровский край — гостей принимай!»
В октябре мы традиционно отмечаем с детьми день рождения Хабаровского края. Во время развлечения дети не только встречаются с разными героями, которые...