«Путешествие в горы». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Елена Нижегородова
«Путешествие в горы». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

ЦЕЛЬ: Формирование познавательного отношения к окружающему миру, расширение кругозора детей.

Задачи:

образовательная:

познакомить детей с причиной извержения вулканов; формировать навык работы с географической картой, развивать любознательность и наблюдательность.

развивающая:

– развивать познавательную активность детей;

– поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

воспитательная:

– воспитывать гуманное отношение ко всему живому;

– учить правильному поведению в природной среде.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: вулкан, кратер, лава.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: изготовление макетов гор, книги «Для любознательных».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Демонстрационный материал: географическая карта России, книга «Для любознательных», герб города Омутнинска, три герба любых российских городов, 1 большой макет гор.

МОТИВАЦИЯ:

1. Игровая: появление сказочной книги, путешествие в горы.

2. Личная заинтересованность: проведение опыта.

3. Общение: беседа с детьми.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Добрый день, мои юные друзья!

Посмотрите, что я вам принесла! (Показываю географическую карту). Ребята, кто-нибудь знает, что это такое?

Велика наша Родина, большая у нас страна, даже можно сказать огромная.

Посмотрите, а что обозначают эти кружочки? (Предположения детей). Это города. Смотрите, как много городов в России. А как называется город, в котором мы живем? Давайте найдем его на карте. Вокруг нашего города много зеленого цвета. Как вы думаете, что он обозначает? (Леса, поля, луга.) Интересно, а что обозначают на карте синие, волнистые линии? (Реки.) Рек в России тоже очень много. Как называется реки, которые протекают в нашем городе? Давайте найдем их на карте.

Воспитатель. Сегодня, помимо карты, я принесла вам очень необычную книгу. Как она называется? Кто сможет прочитать?

(Читаем: «Для любознательных»)

Воспитатель. Ребята, вы считаете себя такими? Почему?

Хотите узнать, о чем эта книга? Тогда открываем первую страницу: «Дорогие друзья, приглашаем вас в путешествие».

Вы любите путешествовать? Интересно, а как можно путешествовать с помощью книги? (Предположения детей.) Что же она предлагает?

«Я предлагаю вам отправиться в ту часть России, где есть то, чего нет в Омутнинске. (горы)

Воспитатель. Вы были когда-нибудь в горах? У нас в Омутнинске нет больших, настоящих гор. Ребята, а что же такое горы? (Это высокие холмы).

Воспитатель: А из чего состоят горы? (из камней). Давайте посмотрим, где в России есть горы? Каким цветом обозначают горы на карте? (жёлто-коричневым. Чем темнее цвет, тем выше горы.)

Во время путешествия, мы можем встретить много людей. Как они узнают, из какого мы города, ведь в России много городов? (Предположения детей). А давайте возьмем с собой герб нашего города.

Д/и «Найди герб». Давайте среди этих четырех гербов найдем герб города Омутнинска.

Все готово, мы отправляемся в путешествие. Отправляемся в путь!

Мы готовы для похода, (Двигаемся «змейкой».)

Поднимаем выше ноги.

Скоро до горы дойдем,

Там немного отдохнем.

Воспитатель: Вот мы с вами и в горах. (Дети подходят к макету гор, к выставке рисунков и фото) Назовите какие вы знаете горы? (Уральские, Кавказ, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы). Посмотрите, какие бывают горы? (большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни). А что есть у всех гор? (вершина, склон, подножье). Вершины и склоны гор бывают разными. Вершины гор могут быть плоскими, округлыми или остроконечными. Часто горы располагаются рядами. Игра «Хорошо, плохо» (горы это хорошо, горы это плохо)Обратите внимание на вершину этой горы: что здесь есть? (Яма, углубление, воронка, отверстие). Воспитатель рассказывает детям, что если смотреть сверху, можно увидеть большую яму – воронку. Это часть называется кратер. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Воспитатель: Вулкан - это гора, внутри которой горные породы еще не остыли, и поэтому они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Такое название эти горы получили в честь римского бога огня и металла Вулкана. Послушайте, я расскажу вам одну легенду. (предложить сесть на стулья)

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: Вот такая интересная легенда. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах, на этой карте вулканы обозначаются звездочкой. (Дети находят их на карте России). Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. Вулкан спит, лишь изредка покуривает, выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.

Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.

А как называют людей которые занимаются изучением вулканов?

Воспитатель: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны? В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия? (Да).

Воспитатель: Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение. Вулканологи утверждают, что примулы предсказывают извержение вулканов. Каждое извержение вулкана на острове Ява забирало очень много человеческих жизней до тех пор, пока жители не обратили внимание на растения, встречавшиеся только здесь, на склоне огнедышащей горы. Это была королевская примула (показать). Интересно, что распускала она цветки только накануне извержения вулкана. Теперь жители близлежащих от вулкана деревень систематически следят за растением-спасителем и, как только оно начинает цвести, поспешно покидают селения. И говорят, примула еще ни разу их не подвела.

Как хочется хотя бы одним глазком взглянуть на извержение вулкана! Давайте еще раз обратимся к нашей книге, может там есть подсказка? Читаем книгу дальше: «Разбудить вулкан мы сможем вместе».

Воспитатель: Давайте подойдем к вулкану, и попробуем его разбудить. (Дети подходят к подготовленному макету). Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в кратер 1 ложку соды, добавляю столько же сухой красной краски и 1 ложку моющего средства. А теперь внимание! Нам необходимо отойти подальше от вулканов. Как вы думаете, почему? Извержение лучше наблюдать со стороны, это опасно! Я добавлю еще одно средство (педагог добавляет разведенную уксусную эссенцию, и смотрите что происходит! Начинается извержение вулкана. Огненная жидкость, которая выходит из вулкана, называется лава.

Вулканы начали «вулканить» -

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И Землю сильно обожгла.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать –

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул –

И на десятки лет уснул.

Пройдут века…

И вновь вулкан проснется,

И лава из нутра его польется.

Ребята, а давайте вместе изобразим извержение вулкана. Вы – спящий вулкан. (С помощью рук создают гору) А я лава вулкана, под давлением я вырываюсь бурно наружу. (Изображает извержение). Давайте все вместе изобразим извержение вулкана.

Воспитатель: Как вы думаете, извержение вулкана – это хорошо? Почему? Извержение вулкана - это плохо? Почему? (Предположения детей).

На память о том, что мы с вами здесь были, давайте оставим наш герб. Так делают все путешественники. Нам пора возвращаться домой.

Воспитатель: Вам понравилась наша встреча? А что больше всего вам запомнилось или понравилось? Рефлексия: нарисовать свое настроение после путешествие и воткнуть на любую гору. Такое путешествие смогло случиться только благодаря книге. А чтобы, проверить свои знания я подарю вам каждому кроссворд, который называется «Вулкан»

Кроссворд "Вулкан"

1. Она горячая и красная, стекает по вулкану.

2. Вершина, из которой извергается вулкан.

3. “Труба” внутри вулкана.

Публикации по теме:

Презентация к занятиям по ознакомлению с окружающим миром «Виды растений и их строение» для детей среднего возраста Презентацию можно использовать как во время проведения НОД по ознакомлению с окружающим, так и во время проведения экологических игр. Цель.

Занятие «Там горы высокие…»Занятие «Там горы высокие…» Тема исследовательской деятельности: «Как появляются горы». Цель: развитие представлений о горах. Задачи: • Формировать представление у.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
«Путешествие в горы». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 12:36
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...