Получи документы

Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов (6 фото)

Нина Бородкина
Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов

НОД в средней группе общеразвивающей направленности

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи: Расширение представлений о народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.

Публикация «Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов» размещена в разделах

Материал и оборудование: Предметы национального быта и культуры: украинский рушник, сувенир – подкова, матрешки, русские расписные платки, вязанные крючком салфетки, украинские бусы, кукла в татарском национальном костюме, кукла – русская красавица, кукла в хантыйском национальном костюме, деревянная ступка, деревянный бочонок, резная шкатулка из дерева, корзина, глиняный горшочек, деревянные игрушки, и др.

Предварительная работа: Организация в группе выставки - музея предметов народного быта и культуры, разучивание с детьми частушек, знакомство с играми разных народов мира. Беседы о традиционных праздниках.

Ход НОД:

Занятие начинается с чтения стихотворения Я. Акима:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой похожей нету!

Воспитатель: - А что это за планета, о которой говорится в стихотворении?

Дети: - В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

Воспитатель: - Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?

Дети: - Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.

Воспитатель:- А что такое “традиции”? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные праздники. Какие вы знаете традиционные праздники?

Дети: - “Масленица”, “Рождество”, «Святки», «Новый год».

Воспитатель: - А как традиционно отмечают праздники русские люди?

Дети: - Веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы, угощают друг друга и т. д.

Воспитатель: - Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод.

Хороводная игра «Заря-заряница" с лентами и обручем.

Дети идут хороводом и поют:

«Заря-заряница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые»

(говорком): Раз, два, не воронь,

А беги как огонь!

Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов

Воспитатель: - В России живут не только русские. Наша страна многонациональна: здесь живут и русские, и украинцы, и белорусы, и узбеки и много других народов. И у каждого народа есть своя история, культура, искусство и предметы быта. Ребята, я приглашаю вас посетить музей предметов народного быта и культуры.

Воспитатель: - Русский, Украинский и Белорусский народ очень славятся своим гостеприимством. У этих народов есть одинаковая традиция – встречать гостей хлебом и солью. И выносили хлеб-соль гостям на красивом, расшитом ручнике. Ручник – это полотенце (показ).

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку?

- Деревянные игрушки в сарафанчиках цветных, да в платочках расписных. Только разные по росту, а зовут их очень просто. Кто сумеет отгадать, как сестричек этих звать?

Дети: - Матрешка! (показ матрешки)

Воспитатель: - Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна») - это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Воспитатель: - Дети, обратите внимания, что у этих предметов (показ матрешки, деревянной ложки и расписной подковы) одинаковый рисунок! Это старинный русский народный промысел – Хохлома. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Воспитатель: - А эта шкатулочка (показ шкатулочки) - расписана в стиле «Гжель». Синим цветом на белом фоне. Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.

Фото №1 НОД в средней группе общеразвивающей направленности Интеграция образовательных областей Познавательное развитие речевое развитие физическое развитие социально коммуникативное развитие

Воспитатель: - У меня в руках глиняный горшочек. В прошлом времени люди готовили еду в глиняных горшочках в печи, положив тем самым начало истории кулинарного искусства. Это сейчас, чтобы приготовить пищу, мы используем кастрюли и микроволновки, скороварки и пароварки, а в былые времена такого разнообразия не существовало. Еда в горшочках получается очень вкусной, эта традиция дошла и до наших времен. Я думаю, что у многих из вас, ребята дома есть такие горшочки.

Воспитатель: - В старину наши предки использовали корзины при работе в огородах и на полях. Это было экономно и в какой-то степени даже облегчало их труд. В плетеных емкостях они носили фрукты и овощи. Немного позже в корзинах стали перевозить разные товары, они стали прототипом современной женской, а также хозяйственной сумки.

Фото №2 Цель Приобщение детей к национальной культуре развитие интереса к русскому народному творчеству

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какая красивая куколка в национальном хантыйском костюме! У нее теплая расшитая шубка и меховая шапочка. Как вы думаете, почему у нее такая теплая одежда?

Дети: - Чтобы не замерзнуть!

Воспитатель: - Ханты — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди. Это коренные жители нашего с вами округа.

Воспитатель: - Ребята, а эта куколка – русская красавица, она одета в русский национальный костюм. У нее красные сапожки, красная юбка, короткий меховой кафтан (шубка) и красивый расписной платок. Расписной платок не только согревал в холод, защищал от дождя и зноя, но и украшал, радовал, всегда был дорогим и желанным подарком. А кто хочет примерить платок?

Фото №3 Предварительная работа Организация в группе выставки музея предметов народного быта и культуры разучивание с детьми частушек знакомство с играми разных народов мира

Желающие выходят, наряжаются, рассматривают предметы быта и культуры разных народов, задают вопросы.

Фото №4 Беседы о традиционных праздниках Фото №5 Ход НОД Занятие начинается с чтения стихотворения Я

Воспитатель: - Вот и закончилось наша экскурсия в музей предметов народного быта и культуры. Мы с вами узнали и увидели много нового. А теперь, я предлагаю послушать русские народные частушки, которые ребята для вас споют:

Петушок, петушок!

Запевай частушки.

Ты горланишь хорошо,

Подпоют несушки.

За столом сидела Алла,

За тарелкой думала.

Буратино к ней подсел

Весь компот и кашу съел!

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить,

Только «Здравствуй» и «Спасибо» -

Не умеет говорить!

В синем небе ходят тучки,

Будет дождик или град.

Оля проситься на ручки

По дороге в детский сад!

Саша с Машей поиграли

Все игрушки разбросали,

Стали спорить и кричать

Кому игрушки собирать!

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

С горки ехала Иришка

- Самой быстрою была;

Ира даже свои лыжи

По пути обогнала!

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова –

Причесала языком.

Сшила кукле я халат,

Оказался маловат.

Сшила мишке башмаки,

Оказались велики.

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов
Опубликовано: 10 марта 2015 в 09:59
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД