Занятие по экологии. «Путешествие в осенний лес»

Евгения Кузина
Занятие по экологии. «Путешествие в осенний лес»

Конспект по занятию по экологическому воспитанию

"Путешествие в осенний лес"

В Старшей группе

Программное содержание:

1. Сестиматезировать представление детей о ростениях леса.

2. Привевать детямь культуру поведения в лесу,учить бережно относиться ко всему, что там ростёт и живёт.

3. Создать у детей представление об экосистеме (осенний лес).

4. Формировать навыки, постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

5. Расширять внимание,мышление,стремление экспериментировать,расширять активный словарный запас.

6. Воспитывать познавательные интерес,доброту, и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:Работа с карточками;чтение и обсуждение рассказов и стихотворений о лесе,его пользе: отгадывание загадок о лесе,грибах;рассматривание картин: березовая роща,дубрава,ельник, сосновый бор, смешанный лес.

Словарная работа: хлорофилл, подлесок,берёзовая роща,дубрава,ельник,сосновый бор,смешанный лес,грибник.

Демонстрационный материал:предметные картинки,корзина,магнитофон,кассета,блюдца,губки,салфетки,"волшебная"палочка,семена (плады,кустарников, фланелеграф, штакетники, листья деревьев вырезанные из бумаги.

Раздаточный материал:губки,блюдца с грязной водой,салфетки (по числу детей).

Ход занятия

Дети входят в зал,их встречает "Лесная фея".

Фея:Здравствуйте,ребята,я-Фея Лесная. Я хочу пригласить вас в путешествие. А куда---отгадайте загадку.

Встал стеной до небес

Перед нами чудо лес. (лес)

Молодцы, правильно отгадали,мы отправимся путешествовать по моему царству лесному. Но прежде чем мы отправимся в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети вспоминаю правила поведения в лесу. (Звучит музыка)

1. Не повреждать кору деревьев, так как они могут погибнуть.

2. Не разорять гнёзда птиц так как они могут на всегда улететь или погибнуть.

3. Нельзя тревожить лесных жителей,так как они могут покинуть лес.

4. В лесу нельзя шуметь,так как звери могут убежать.

5. Нельзя мусорить в лесу,оставлять после себя беспорядок, потому что лес, лес превратится в свалку и звери исчезнут.

6. Не рвать и не топтать цветы и траву- они могут совсем исчезнуть.

7. Нельзя разводить огонь в лесу, так как костёр может разгореться и погибнет всё живое.

Фея:Мне ветерок нашептал,что Даша знает стихотворение "Лесные правила"расскажи его нам.

Даша рассказывает:Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай,прыгай и играй,только чур,не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки-убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай,

Мусор с травки убирай. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять:в лес приходят

отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они

мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать,

хлопать,палкой бить.

Фея:Правила поведения в лесу вы знаете,поэтому мы можем смело отправляться в путь. Я взмахнул волшебной палочкой и вы превратитесь в облака. Теперь поплывём по небу в лес.

Звучит спокойная музыка (времена года).

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся.

Чтоб увидеть с высоты

Деревья,травы и кусты.

Дети медленно"плывут на лесную полянку и садятся на пенёчки".

Фея:Вот мы и в лесу, на лесной полянке. Какая красота (фея подбрасывает разноцветные листочки)Что же это?

Дети:Это листья деревьев.

Фея:Какие они?

Дети:Листья разноцветные:желтые,красные,коричневые,багряные,золотые.

Фея:А вы знаете, почему осенью листья становятся разноцветными(.)Я хочу открыть вам секрет.. В листьях и летом и осенью есть разные краски- и зелёные,и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет- зелёный. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество "хлорофилл". Хлорофилл очень любит свет. Летом солнце светит долго,света даёт много, и поэтому, листья зелёные. Но вот наступила осень, дни стали короче,солнце свети меньше и зелёное вещество хлорофилл не может образовываться. Листья постепенно желтеют вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев,за то много желтых и красных.

Как называется вещество, которое придает листьям зелёный цвет (индивидуальные и хоровой ответы. Игра"С какого дерева листок".

Фея:Ребята, возьмите по листочку и скажите мне, с какого они дерева (дети поднимают руку и называют)

Как вы узнали (по форме и цвету)

(Звучит музыка. Дыхательная гимнастика. Дети встают.)

Фея:Подуйте на листочки. Пусть они закружатся и полетят. (дети дуют)

Листья разноцветные по ветру кружатся

И на землю падают, и ковром ложатся.

Фея:А я опять превращаю вас в облака, и мы медленно плывут на стульчики.

Посмотрите, как здесь много разных деревьев.

Чем же они отличаются друг от друга? Как мы их узнаем?

Дети:Деревья мы узнаем по стволу, по листьям, по семенам.

Фея:Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а без волос.

Что за дерево? (.) Конечно же береза. Найдите березу в нашем лесу и расскажите, что вы про нее знаете?

Ребенок описывает березу.

Фея:Вспомните у каждого растения есть семена. Как называются семена березы?

Дети:Семена березы называют - "сережки", "самолетики".

Фея:Ребята, а вы знаете, что береза является символом нашей родины,символом России.

Найдите в лесу дуб. Что вы можете про него рассказать?

Дети рассказывают про дуб.

Фея:Как называются семена дуба?

Дети:Семена дуба - желуди.

Фея:Какие лесные звери любят желуди?

Дети:Желуди любят - кабаны, медведи, белки, лоси, бурундуки.

Фея показывает на осинку. Что это за дерево? Расскажите про него.

Дети рассказывают про осинку.

Фея:А как называются семена осинки?

Дети:Семена осинки называются- "мохнатые сережки"

Фея:Найдите клен и расскажите про него.

Дети рассказывают про клен.

Фея:Как называются семена клена?

Дети:Семена клена _ "крылатки", "пропеллеры" .

Фея:Отгадайте загадку.

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(сосна)

Что вы можете рассказать про сосну?

Дети рассказывают про сосну.

Фея:Как называются семена сосны?

Дети:Семена сосны - шишки.

Фея:Какие звери и птицы любят лакомиться сосновыми шишками.

Дети:Медведь, белка, дятел, лось, бурундук.

(Стихотворение про лес)

Фея:Так что же такое лес?

Дети:Это множество деревьев, растущих на большой территории.

Фея:А как называется участок леса, где растут березы?

Дети:Это березовая роща.

Фея: А как называется участок леса,где растут дубы?

Дети:Дубрава.

Фея:Как называется участок леса, где растут ели?

Дети:Этот участок называется- ельник.

Фея:Ну, а там где растут только сосны - это. (сосновый бор).

Игра "Какое дерево лишнее?"

Фея:Ребята, посмотрите внимательно на все эти деревья и скажите,

какое дерево лишне?

Дети:Лишнее дерево сосна, потому что у сосны вместо листьев - иголки, хвоинки.

Фея:Как называется лес, где растут сосны и ели?

Дети:Этот лес называется хвойным.

Фея:А как называется лес, где растут дубы, березы и сосны?

Дети:Этот лес называется - лиственным.

Фея:А мы сосну убирать не будем, т. к. мы путешествуем по какому лесу?

Дети:Мы путешествуем по смешанному лесу.

(Звучит музыка "Вальс")

Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на цыпочках-руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются и кружатся)

Фея:Спасибо ребята, вы меня очень порадовали, как много вы знаете про деревья леса.

А что еще растет в лесу?

Дети:В лесу растут кустарники,грибы, трава, цветы,мох, ягоды.

Фея:Назовите, какие кустарники вы знаете?

Дети:Боярышник, калина, орешник, черемуха, шиповник.

Фея:Ребята, а я заготовила ягоды некоторых кустарников. Кто поможет мне разобраться, на каком кусту она выросла?

Игра"Откуда ягода?"

(Ребенок соотносит ягоду с изображением куста и говорит, как этот куст называется.)

Фея:Я их неслучайно засушила. В осенний и зимний период люди часто болеют. В старину не было таблеток и сиропов, люди лечились с помощью трав и ягод. В этих плодах содержится много витаминов. Ягоды я оставлю вам, и повар для вас сварит витаминный чай. Будьте здоровы.

Фея:Ребята, как кустарники по-другому называются?

Дети:Кустарники называют "подлеском".

Фея:Как вы думаете почему?

Дети:Так как они растут в лесу, под деревьями. (индивидуальные и хоровые ответы)

Фея находит под деревцем грибок.

Ой, ребята, идите скорее ко мне, я что-то нашла. (загадывает загадку)

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел

Красную шапочку нашел.

Что это такое?

Дети:Грибок- подосиновик.

Фея:Как его еще по другому называют?

Дети:Красноголовик.

Фея:А почему гриб называют подосиновик?

Дети:Так как он растет под осиной.

Фея;Как вы думаете,этот гриб есть можно?

Дети:Да, это съедобный гриб.

Фея:А как называются грибы, которые есть нельзя?

Дети:Ядовитые.

Игра"Собери грибы в лукошко"

Фея:Сейчас мы будем собирать съедобные грибы в лукошко, несъедобные -оставлять в лесу. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы положите в лукошко.

1 Растут в лесу сестрички, рыжие. (лисички.)

2 Возле леса, на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый. (мухомор)

3 Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шапках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай

Это. (сыроежки)

4 Не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В березовой роще. (подосиновик)

Фея:Молодцы,правильно собрали грибы, настоящие грибники. Как же нужно собирать грибы?

Дети:Грибы нужно аккуратно срезать ножом.

Фея:А если нет ножа?

Дети:Нужно гриб раскачать, затем выкрутить и аккуратно выдернуть, чтобы чтобы в земле остался корень- грибница.

Фея:А нужно ли собирать незнакомые грибы? Почему?

Дети:Нет,нельзя, так как они могут быть ядовитыми.

Фея:Тогда я их пну? Или растопчу? Правильно я сделаю?

Дети:Нет. Так как они служат кормом и лекарством для зверей, а так же украшением леса.

Фея:Молодцы! Правильно! Конечно же нужно помнить и заботиться о жителях леса.

А будем ли мы собирать грибы вдоль автомобильных дорог? (.)

Почему?

Дети:Машины- враги грибам. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы, поднимают пыль,которые загрязняют грибы.

Фея:Хотите увидеть, как это происходит?

Опыт.

Фея:Я приглашаю вас провести опыт. (Звучит музыка)

Вы опять облака и медленно плывете за столы.

Представьте себе, что губка - это шляпка гриба, а вода в блюдце - воздух, пыль, грязь. Соберем губкой воду из блюдца (показ и выполнение).

Фея:Что произошло?

Дети:Губка впитала всю грязную воду.

Фея:Так и гриб впитывает в себя всю окружающую грязь.

Так будем ли мы собирать грибы возле дорог?

Дети:Нет.

Фея:Молодцы, вы много знаете о растениях леса.

А известно ли вам, что все растения леса можно распределить по этажам?

Первый этаж - самые низкие растения. Какие? (выставляет картинки)

Дети:Грибы, трава, цветы.

Фея:Второй этаж - растения повыше. Какие?

Дети:Кустарники.

Фея:Третий этаж - самые высокие растения. Какие?

Дети:Деревья.

Фея:На этом наше путешествие заканчивается. Понравилось ли оно вам? (ответы детей)

Где же мы сегодня были? (.)

Что мы там видели? (.)

Что нового узнали? (.)

Спасибо за ваши знания. Мне было с вами очень интересно. А теперь пора прощаться. Приходите еще в гости. До свидания.

Используемая литература.

1 "Добро пожаловать в экологию" О. А. Воронкевич.

2 Воспитание основ экологической культуры в детском саду" Н. В. Коломина.

3 "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников" Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова.

4 "Программа воспитания,обучения и развития в детском саду" М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комароваой.

5 "Игровые экологические занятия с детьми" Л. П. Молодова.

6 "Сборник загадок" М. Т. Карпенко.

7 "Экологическое воспитание в детском саду" О. А. Соломенникова.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Деревья: береза, сосна, ель» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Деревья: береза, сосна, ель» Программное содержание: 1. Содействовать обогащению представлений.

Контроль в ДОУ Схемы:«Анализ физкультурного занятия»,«Анализ предметно - развивающей среды по экологическому воспитанию",«Анализ занятия познавательного.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Фрукты и ягоды
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие по экологии. «Путешествие в осенний лес»
Опубликовано: 25 марта 2012 в 19:20
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...