Папки-передвижки

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Хахаева Наталия
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

«Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

Подготовила Хахаева Н. П.

воспитатель МДОУ

«Детский сад №33»

г. Саратов

1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями

Публикация «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Заключение

Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями

Дошкольный возраст является уникальным периодом во всестороннем развитии и становлении личности ребенка. Большое значение имеет правильно организованное экологическое воспитание, позволяющее заложить основы позитивного отношения к окружающей природе и миру. В дошкольном возрасте ребенок начинает постепенно выделять себя из окружающей среды, осознает свое «Я», у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающим его людям, формируется фундамент нравственно-экологической позиции, который в дальнейшем проявляется в процессе взаимодействия ребенка с природой и осознании неразлучности с ней. Именно поэтому очень важно как можно раньше начинать формировать у детей первичные знания правил и норм поведения в природе, взаимодействия с ней, воспитывать сопереживание к экологическим проблемам и их решению.

Целью экологического воспитания детей в ДОУ является формирование начал экологической культуры и развитие экологического мышления и сознания, ответственного отношения к окружающей природе.

Достижение данной цели предусматривает соблюдение правовых и нравственных принципов экологического воспитания, в основе которых лежат:

1. Пропаганда сохранения природы

2. Активная деятельность по изучению охраны окружающей природы

3. Формирование уважительного отношения к природе Родного края

Под природой, в рамках экологического воспитания, понимается не только внешняя среда, но и внутренний мир человека, так как он является частью этой природы.

Достижение цели экологического воспитания подразумевает решение ряда задач:

1. Образовательные задачи – направлены на формирование представлений и знаний о существующих экологических проблемах и возможных путей их решения (предотвращения).

2. Воспитательные задачи – направлены на формирование мотивов, привычек и потребностей в экологической деятельности и экологического поведения, а также ЗОЖ.

3. Развивающие задачи – направлены на развитие практических и интеллектуальных умений по изучению и оценке состояния окружающей среды, а также развития стремления к активной природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, осуществляемое в детском саду через весь педагогический процесс, подразумевающий работу с детьми на занятиях и в повседневной жизни.

В реализации задач экологического воспитания, большое значение имеет правильная организация и экологизация развивающей предметной среды (РПС, которая должна способствовать развитию ребёнка в целом, как личности. Главной задачей является создание условий для формирования у ребёнка основ экологического сознания, элементов экологической культуры.

Экологизация РПС в детских садах должна способствовать реализации всех компонентов экологического воспитания, формируя представления:

о многообразии, росте, развитии, приспособленности к среде, взаимосвязях растений и животных; взаимосвязи живой и неживой природы; об охране природы, использовании её ресурсов (познавательный компонент);

о самоценности жизни, природы и человека; об универсальной ценности природы для человека; о созидательной, культурной ценности деятельности человека; об основных нравственных ценностях человека (ценностный компонент);

о законах, декларирующих права и обязанности взрослых и детей; о нормах и правилах поведения в обществе и природе; способах личного участия по отношению к окружающим и природе (нормативный компонент);

о необходимости проявления личной инициативы и участия в созидательной деятельности; о многообразии созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природном окружении (деятельный компонент).

Можно выделить два направления организации РПС: 1) создание новых элементов среды; 2) экологизация существующих.

В работе по созданию и экологизации РПС необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС, что позволит оптимизировать работу в системе воспитания экологической культуры и художественно-эстетического развития. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, была бы не только развивающей, но и развивающейся

Наиболее традиционными элементами РПС в детском саду являются групповые уголки природы и озеленение прилегающего участка. Участок — место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за окружающими объектами. Здесь дети проводят значительную часть времени, особенно в тёплое время года. Но и зимой участок остаётся основным элементом развивающей игровой среды, где дети получают представление о сезонных представлениях в природе, своеобразие и красота которых производят неизгладимое впечатление

2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Эффективным способом реализации экологического образования дошкольников, выступает взаимодействие воспитателя и семьи.

В работе с родителями дошкольников, используют традиционные и нетрадиционные формы, цель которых – обогатить родителей (а также, как показывает опыт, бабушек и дедушек) педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. В рамках такого сотрудничества можно использовать следующие формы организации экологического образования.

Формы работы :

Консультации. В ходе консультаций родители получают ответы на интересующие их вопросы по экологическому образованию дошкольников, рекомендации по организации условий экологического воспитания и обучения их ребенка дома, в среде обитания.

Родительские собрания являются важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса, могут проводиться в форме деловой игры, встречи за «круглым столом», интеллектуальной экологической игры, обмена опытом по экологическому воспитанию и образованию дошкольников и др.

Праздники и развлечения. Успех их проведения зависит от подготовки, чёткого определения характера работы и разъяснения подготовительных заданий детям и родителям. Подготовка может быть длительной или кратковременной. Чтобы заинтересовать этой работой, необходимо внести в неё элементы игры, конкурса, соревнования и т. д.

Просмотры открытых занятий проводятся с целью ознакомления родителей с методами, формами и технологиями работы педагогов с детьми по экологическому образованию.

В числе нетрадиционных, но весьма эффективных форм сотрудничества детского сада и семьи по экологическому образованию дошкольников можно отметить следующие.

Университет экологических знаний организуется с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для экологического образования детей в семье, обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить опыт экологического образования в семье, привлечь родителей к природоохранной деятельности в детском саду.

«Круглый стол» — форма организации педагогов и родителей, основанная на неформальном общении. Цель «круглого стола» — в непринуждённой обстановке обсудить актуальные проблемы экологического образования своих детей. На заседание приглашаются родители, выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой проблемы экологической направленности со специалистами (воспитатель-эколог, педагоги дошкольной организации).

Выставки творческих работ детей и родителей (рисунки, фотографии, поделки и т. п.) организуются в целях организации личностно-ориентированного общения родителей и детей на основе общего дела экологического содержания, что позволяет создать атмосферу совместного творчества детского сада и семьи. Экспонатами выставки являются продукты совместного творчества детей и родителей.

Трудовые десанты, природоохранные акции организуются с целью привлечения внимания родителей к экологическим проблемам города, поселения (озеленение, изготовление искусственных гнездовий, кормушек и пр.).

Мастер-классы — это практические тренинговые занятия по экологическому образованию для родителей с детьми (могут проводиться как специалистами, так и родителями, имеющими интересный и тиражируемый опыт семейного экологического воспитания).

Семейные практикумы — форма организации детей и родителей, предполагающая совместное выполнение какой-либо практической работы экологического содержания (например, экономия ресурсов в быту).

Интеллектуальные игры экологической направленности позволяют извлечь из привычных фактов смысл в жизни природы, расширяют кругозор родителей, позволяют погрузить детей в активное общение, где они могут взаимодействовать со взрослыми, проявляя свою непосредственную сущность.

Совместная деятельность в пространстве мини-музеев краеведческой, экологической направленности включает в себя участие родителей в создании экспозиций экологического содержания.

Совместная продуктивная (проектная, трудовая) деятельность помогает связать обучение ребенка с жизнью, формирует у него навыки исследовательской деятельности, развивает его познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, способствует воспитанию детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, развитию осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира, что в целом даёт возможность формировать эмоционально положительное отношение между родителями и детьми; способствовать повышению уровня и темпов интеллектуально-нравственного развития воспитанников в духе единстве и взаимосвязи, непринужденное общение способствует развитию диалогической речи. Организация такой деятельности требует от родителей специальных эколого-педагогических компетенций. В связи с этим необходимо рассмотреть методы формирования педагогической компетентности родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

При знакомстве с родителями целесообразно проведения опроса в форме анкетирования (подразумевает заполнение родителями предварительно составленного опросного листа, содержащего список вопросов или заданий экологической тематики) либо тестирования (родителям предлагается ответить на вопросы с выбором варианта ответов, что позволяет охватить большое количество показателей). На основном этапе целесообразны беседа (метод получения информации от родителей об успехах и затруднениях в экологическом образовании детей дошкольного возраста в условиях семьи, а также решение проблемных ситуаций (для поиска ответа на вопрос о приращении представлений ребёнка относительно предмета, способов или условий действия в природе, о продуктивном развитии самого ребёнка как субъекта экологической деятельности). Развитию творческих способностей детей и их родителей, способом мотивации познавательной деятельности, служит метод проектов — если он строится на соучастии в деятельности, ориентирован на субъект — субъектное отношение «ребенок — взрослый».

Заключение

Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Публикации по теме:

Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька»Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька» Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения конкретной цели, она позволяет охватить детей и родителей группы и.

Пособие по экологическому воспитанию дошкольников средней группы лэпбук «Во саду ли, в огороде»Пособие по экологическому воспитанию дошкольников средней группы лэпбук «Во саду ли, в огороде» Уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию, авторское методическое пособие, лэпбук «Во саду ли, в огороде». Пособие выполнено в виде.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии»Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии» Экологическое воспитание младших дошкольников является важнейшим условием для гармоничного развития личности, поэтому в нашем ДОУ этому.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на.

Презентация по экологическому воспитанию дошкольников «Растим человека — созидателя» Слайд №2 «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных связей, он сын её». И. С. Тургенев Человечество в своих.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 15:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД