Папки-передвижки

Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства

Юлия Дегтярева
Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства

«Творчество-это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности»

В. А. Сухомлинский

Детство - краткий период жизни, когда над человеком еще не довлеют рациональные требования соответствия определенному статусу в обществе, и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.

Детское творчество - это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. Еще не умея полностью управлять своими мыслями и речью, для того, чтобы четко сформулировать свои желания и потребности, ребенок может выразить это с помощью своего творчества. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Давайте подробнее окунемся в эту тему, и разберем что же приобретает ребенок, погруженный в творчество посредством народного декоративно-прикладного искусства.

Публикация «Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Народное декоративно-прикладное искусство – это искусство, пришедшее из глубины веков, преимущественно коллективное, сформировавшееся в крестьянской среде, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников. Это вид искусства направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, одежды, игрушек и т. д.). Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в художественном образовании детей. С этим искусством закладываются в детях образные художественные представления, воспитывается эстетический вкус, развивается творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.

Раннее развитие способностей к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, принципом выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его таланта. Наиболее эффективный путь развития творческих способностей лежит через приобщение дошкольников к продуктивной творческой деятельности средствами декоративно–прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид художественно-творческой деятельности позволяет одновременно, с формированием эстетического вкуса, воспитанием предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, народу, чувства патриотизма, обучать дошкольников технологическим и техническим приемам, развивать у них творческие способности, трудовые умения и навыки. Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, несмотря на талантливость и одаренность, многим детям. Следовательно, художественно-творческая деятельность, основанная на материале декоративно-прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и выступать источником развития их художественного интереса, художественно-творческой активности.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно–творческие способности. А наличие художественно–творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

- в предварительном создании эскизов на бумаге;

- в продумывании элементов узора;

- в расположении их на объемах;

- в создании предметов декоративного характера;

- умения найти способ изображения и оформления предмета;

- в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдаются симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством коренных народов. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на разные мотивы, отличать орнаменты. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свою Родину, понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материалах народного декоративно-прикладного искусства одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Поэтому, главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что добро и красота приносят людям радость. Предполагаемые занятия, игры, беседы дадут дошкольникам более целостное представление о славянах, народах севера, об устройстве мира, основ зарождения орнамента и символики и их значении. Таким образом, символика декоративно-прикладного искусства, несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Публикации по теме:

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанкаДревний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка»Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка» «Сказка лечит, сказка греет,сказка учит жить…» Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные.

Фотоотчет «Посещение выставки прикладного искусства в рамках областного фестиваля детского и юношеского творчества»Фотоотчет «Посещение выставки прикладного искусства в рамках областного фестиваля детского и юношеского творчества» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Сегодня наши дети.

Неделя декоративно-прикладного искусстваНеделя декоративно-прикладного искусства Народное искусство, как известно, соединяет прошлое с настоящим. И чем раньше дети прикоснутся к истокам национальных художественных традиций,.

Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет)Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет) Конкурсы, выставки декоративно – прикладного искусства – это возможность для каждого воплотить свои фантазии и мечты, показать свой талант,.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 11:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД