Папки-передвижки

Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования

Альбина Валерьевна Туманина
Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования

Теоретические основы развития творческих способностей у детей седьмого года жизни в процессе управления изодеятельностью.

Характеристика понятия творческие способности детей.

По утверждению педагогов-исследователей (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной и др., из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики художественная деятельность является естественной "школой творческого развития" личности (Н. Н. Поддъяков). Одной из составляющих развития творческой личности являются творческие способности человека.

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования» размещена в разделах

Рассмотрим термин "способности". БСЭ дает следующее определение: "Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности". (4, с. 346)

По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, "способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения". (24, с. 236) В. А. Крутецкий выделяет три важнейшие стороны этого определения.

1. Способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого.

2. Это именно психологические особенности.

3. Способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

Каждая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Если человек обладает такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что он способен к этой деятельности.

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Способности формируются и обнаруживаются только в соответствующей деятельности. Способности человека формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Новый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская: "Творчество – определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение". (9, с. 75)

Об общественной ценности творчества, его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова: "Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности". (58, с. 109)

Г. Г. Кравцов предлагает рассматривать творчество как способ существования личности. (12, с. 3)

Интересными в этом плане являются мысли Г. И. Иванова: "Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества". (13, с. 9)

Л. С. Выготский определяет творчество как ту деятельность,"которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке". (6, с. 3)

Способность к изодеятельности у дошкольника – это интегративное свойство, включающее ряд компонентов: эмоциональный, деятельностный, познавательный и аксиологический. "Ядром" художественных способностей можно определить эмоционально выраженную потребность в эстетической самореализации, способность художественного освоения мира изобразительно-выразительными средствами и наличие соответствующей возрасту "Я-концепции творца".

Е. С. Белова называет следующие проявления художественно-творческих способностей у дошкольников :

• чувство цвета;

• умение объединить цветовое пятно в единое целое;

• сделать цвет выразительным;

гармония цвета: умение связать все цвета воедино;

• ощущение и передача пространства;

• чувство композиции;

• расположение предметов на плоскости;

• умение выделить смысловой, зрительный, композиционный центр;

• умение выбрать размер и форму листа в зависимости от замысла рисунка (3, с. 145).

По мнению многих ученых, художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребенок активно воссоздает соответ-ствующие образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. В отечественной дошкольной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве.

Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный "язык" разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения при соответствующем эстетическом отношении. Овладение техникой понимается не только как основа возникновения образа, но и как средство достижения его выразительности.

Для создания художественного образа необходимо :

• умение передавать обобщенную образность предметов и явлений;

• эмоционально реагировать на предмет творчества;

• эстетически осмысливать его;

• сочетать форму и содержание.

И. А. Лыкова выделяет следующие условия:

• самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу);

• гармоничность цветового решения в соответствии с темой и личным от-ношением к изображаемому;

• зависимость материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа;

• "осмысленная" роль речи в художественном развитии детей : до тех пор, пока художественный образ не обозначен словом, он не осознается ребенком.

В научной литературе прослеживается динамика освоения художе-ственного образа :

• подготовительная стадия, состоящая в активном экспериментировании и приобретении посредством этого знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т. д. ;

• стадия "возникновения образа", на которой ребенок воспринимает и самостоятельно создает выразительные образы в разных видах художественной деятельности – в рисунке, танце, драматических импровизациях;

• стадия "совершенствования образа", на которой ребенком используются различные средства и носители выразительности.

Как критерии качества выразительности художественного образа выступают :

• нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств;

• индивидуальный "почерк";

• соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Показателями выразительности художественных образов являются :

• эмоционально-личностное отношение к изображаемому;

• техническая грамотность;

• самостоятельность;

• оригинальность художественного обобщения.

Ярким проявлением художественно-творческих способностей служат результаты (продукты) изобразительной деятельности детей седьмого года жизни.

Для нашего исследования весьма важно определить различие таких смежных понятий как "способности", "творчество", "творческие способно-сти", "художественно творческие способности".

Понятие "способности" – широкое понятие об индивидуальных особенностях личности.

Понятие "творчество" рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческие способности помогают личности самореализовываться, активно включаясь в творческую деятельность, создавая духовный или материальный продукт, отличающийся оригинальностью, неповторимостью, новизной.

"Художественно – творческие" – специальные способности. Самореализация выражение личности с помощью изобразительных материалов. Художественно – творческие способности открывают личности путь к самовыражению путем создания работ – результатов изобразительной деятельности (рисунков, аппликации, лепки и т. д.).

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Долгосрочный проект (январь – май 2015г.).

Консультация «Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования» . Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад №.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник рисования.Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник рисования. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,с.

Развитие творческих способностей детей с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии У детей с ОНР, помимо задержки речевого развития, наблюдается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Содержание.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Сегодня я выступаю в качестве руководителя кружка по нетрадиционному рисованию. Тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования Цель моего опыта - развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования. Свою работу строю на следующих принципах:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей у детей 7-го года жизни в процессе нетрадиционных способов рисования
Опубликовано: 13 сентября 2015 в 14:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД